Как один человек превратил пограничный мост в Северной Америке в центр своей империи
История строительства частного моста «Амбассадор» – самого загруженного участка границы США и Канады.
Мануэль «Мэтти» Мароун скончался в возрасте 93 лет в прошлый понедельник. Возможно, для вас это имя не имеет большого значения. Но только не для жителей Детройта и канадского городка Виндзор.
В этих местах Мароуна знали в качестве миллиардера, которому, помимо прочего, принадлежал мост «Амбассадор», соединяющий два государства. По этому подвесному мосту, самому загруженному участку границы США и Канады, проходит более 27% торговых перевозок между двумя государствами.
По данным Министерства транспорта США, ежедневно объем торговли составляет около миллиарда долларов – 400 миллиардов долларов в год. По данным детройтской газеты «Free Press», мост принес Мароуну больше 60 миллионов долларов!
Как сообщает Forbes, по меньшей мере 40% грузовых перевозок в США пересекают этот мост, поскольку ближайший переход для крупных автомобилей находится в двух часах езды.
Мост, соединяющий Детройт и Виндзор, Канада, 18 марта 2020 года в Детройте, штат Мичиган. США и Канада договорились временно ограничить все поездки через границу после того, как Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила коронавирус (COVID-19) пандемией Изображение : Григорий Шамус ( Getty Images )
«Амбассадор» – не только самый загруженный пограничный пункт в Северной Америке. Это единственный мост, соединяющий два государства, который находится в частной собственности. В течение двух лет «Амбассадор» считался самым длинным подвесным мостом в мире. Казалось бы, как место, которое является таким значимым для функционирования двух больших экономик, может принадлежать кому-то одному?
Давайте выясним это вместе.
Начнем с того, как вообще появился этот мост.
Мост «Амбассадор» был частной собственностью с момента его строительства
Грегори Шамус / Getty Images ( Getty Images )
В 20-х годах жизнь в Детройте била ключом. Рабочих мест было много, а доступ к дешевому и в то время нелегальному алкоголю находился всего в двух шагах от Онтарио, что делало из «автомобильной столицы мира» центр искусства, ночной жизни и организованной преступности.
Несмотря на то что в Детройте присутствовали разные способы заработка (в том числе и не совсем честные), до 1927 года единственным способом вести дела с Виндзором и Онтарио было судоходство (а зимой бутлегеры передвигались по льду замерзшей реки, чтобы перевозить нелегальный алкоголь. Теперь контрабандисты используют подводные лодки).
Такой способ передвижения был большой проблемой, потому что грузовые суда Великих озер (Канада) постоянно сплавлялись вверх и вниз по реке, а меньшие лодки переправляли через реку товары и людей, что приводило к ужасным пробкам. Небольшие паромы тоже были неэффективны – они замедляли перевозки большого груза, которые осуществлялись железнодорожным транспортом, что приводило к затору на железных дорогах.
Согласно книге «The Ambassador Bridge: A Monument to Progress», различные частные компании и правительственные органы пытались придумать план строительства моста через реку, но стоимость и протесты капитанов кораблей, стремящихся сохранить свое прибыльное дело, не позволяли планам реализоваться.
Генри Форд, который финансово поддерживал проект, говорил: «Единственный способ что-то сделать сегодня – частный бизнес». Действительно, в городах Мичигана автомобильные компании годами возводили на улицах мосты, поэтому бизнес-лидеры прикинули, что мост «Амбассадор» вполне мог бы стать продолжением этого процесса.
В середине 1920-х годов нью-йоркский бизнесмен Джон В. Остин обратился к финансисту из Детройта Джозефу Бауэру с одной из неудавшихся прежде идей строительства моста. Вот как описана эта история в документах Детройтского исторического общества:
«Несколько проектов моста были отклонены из-за утверждений, что это поставит под угрозу судоходное дело, строительство обойдется слишком дорого, а на эксплуатацию моста будут наложены ограничения.
В середине 1920-х годов Джон В. Остин обратился к финансисту из Детройта Джозефу Бауэру с планом будущего моста.
В свою очередь, Бауэр предложил необходимое финансирование в размере 23,5 млн долл. США, однако план был временно сорван мэром Детройта Джоном Смитом, который выступил против частной постройки. Однако на референдуме 28 июня 1927 года жители города подавляющим большинством проголосовали за строительство моста.
Для реализации проекта была выбрана компания «McClintic-Marshall» из Питтсбурга (штат Пенсильвания), которая позже построит «Золотые Ворота». Строительство началось в мае 1927 года и было завершено в 1929 году, на несколько месяцев раньше срока. Общая длина моста, выполненного в стиле ар-деко с небольшими элементами готики, составляет 2286 метров.
В основном конструкция изготовлена из стали (21000 тонн) и имеет проезжую часть, которая поднимается на 46 метров над рекой Детройт.
Во время его строительства «Амбассадор» был самым большим подвесным мостом в мире – и только через 2 года его превзошел мост Джорджа Вашингтона через Гудзон».
Потребовалось много лет и политических споров, для того чтобы построить мост. Остин запустил этот процесс еще в 1924-м, но строительство не начиналось вплоть до 1927 года. Бауэр оказался слишком «скромным», чтобы назвать самый длинный в мире подвесной мост в свою честь.
Вместо этого он дал ему имя «Амбассадор», как символ дружбы между двумя странами. Во время Великой депрессии Бауэр сделал мост частью публичной торговой компании, Detroit International Bridge Co, и семья владела контрольным пакетом акций до 1979 года.
Встречайте «Мэтти» Мароуна
Kathleen Galligan, Detroit Free Press
Мануэль «Мэтти» Дж. Мароун родился в июне 1927 года в семье иммигрантов из Ливии, через две недели после того, как началось строительство «Амбассадора». По иронии судьбы, дом семьи в Виндзоре был экспроприирован и разрушен, чтобы освободить место для будущего моста.
Компенсация от правительства Канады за дом позволила Мароунам переехать в Детройт и открыть заправочную станцию. В итоге одна заправочная станция превратилась в компанию «Central Transport», судоходную империю стоимостью в 1,6 миллиарда долларов.
У правительств Детройта и Виндзора всегда были напряженные отношения с Мануэлем Мароуном, который в 1979 году получил кредит в 30 миллиардов долларов на приобретение контрольного пакета акций Detroit International Bridge Co, после того как Уоррену Баффету удалось выкупить для себя 25-процентную долю.
Позднее Мароун выкупил доли Уоррена и другого инвестора, сделав компанию центральным элементом своей империи и гарантированным источником дохода.
Он удвоил тарифы для грузовых автомобилей и почти в четыре раза увеличил тарифы на автомобили, игнорируя при этом базовое техническое обслуживание, к большому раздражению канадцев. Но и до этих действий у Мароуна никогда не было теплых отношений с канадским правительством.
Только в своем втором интервью (интервью 2018 года, в котором его сын Мэтью Мароун помог смягчить потенциально компрометирующие комментарии своего отца) Мароун рассказал Детройтской свободной прессе о причинах «вражды»:
«Канадское правительство потребовало 50% акций. Я отказался, вызвав канадцев в суд. Те, в свою очередь, нанесли ответный удар, запустив расследование по моему делу, намекая на то, что я связан с организованной преступностью.
Мароун со своим сыном
Я хорошо знал водителей грузовиков. Я был близок с Джимми Хоффой, так как он покупал газ на заправке моего отца», – вспоминал Мароун. – Я был хорошо знаком с жесткими итальянцами – я ходил с ними в школу во времена Великой Депрессии. Все они были для меня семьей. И куда бы я ни пошел, я всегда был им рад».
«Этого достаточно, папа», – прерывает Мароуна сын из угла кабинета. – Давайте закончим на этом».
Jessica J. Trevino, Detroit Free Press
Перенесемся в 1992 год. После судебных разбирательств, которые длились более 10 лет, и после того, как НАФТА вступила в силу, канадцы капитулировали, лишь заключив соглашение о том, что Мароун улучшит мост (в его адрес неоднократно поступала критика по поводу ненадлежащего качества).
Но по американскую сторону моста репутация Мароуна была не лучше. Он провел 90-е, скупая дешевую недвижимость на набережной по обе стороны границы с заявленным намерением построить второй пролет. Он стал знаменитым владельцем яркого напоминания Детройта о его славном прошлом – Центрального вокзала Мичигана.
А когда планы Мароуна относительно второго моста потерпели крах, он оставил загнивать приобретенную недвижимость, серьезно навредив окружающим, в основном темнокожим общинам, и оказав непосредственное содействие в долгом, медленном спуске Детройта в обветшавшую оболочку его прежнего «я». Эта проблема сохраняется и по сей день.
Процесс деградации Центрального вокзала Мичигана стал заметным символом империи Мароуна – немало жителей Детройта произносят его имя с насмешкой. А в журнале Forbes, который обычно пишет о миллиардерах, как о героях, однажды опубликовали статью о Мароуне, в которой назвали его «Троллем над мостом» – такова его репутация.
Новый мост?
На данный момент «Амбассадор» функционирует уже почти 100 лет, и правительства обеих стран считают, что необходим новый пролет, размещенный параллельно своему старшему «брату». Однако разговоры о проекте и соглашении подошли к концу, когда в последнее десятилетие начались новые судебные разбирательства. Построить новый мост оказалось так же сложно с политической точки зрения, как это было в 1924 году.
В 2018 году правительство Канады приступило к строительству нового пролета через реку под названием «Международный мост Горди Хоу», в честь звезды хоккея Хоу, которого почитают по обе стороны реки. Но этот мост уже не будет принадлежать частной компании – его строит канадское правительство, которое решило, что этот участок слишком важен для того, чтобы его мог контролировать капиталист старой школы.
Мароун же хотел построить второй пролет самостоятельно, чтобы быть частным владельцем компаний его семьи, в то время как Канада настаивала на переходе, в котором бы участвовали федеральные правительства обеих стран. У Metro Times есть хорошее краткое изложение ситуации:
«В течение десятилетий Мароун боролся с правительствами США и Канады против строительства моста-конкурента, полагая, что постройка нанесет ущерб его собственным доходам.
metrotimes.com
Мароун подкупал политиков, делая взносы в их избирательные кампании, и затягивал строительство, угрожая выйти из доли государственно-частного предприятия Департамента транспорта Мичигана, который в итоге посадил его в тюрьму на одну ночь по обвинению в неуважении к суду.
В 2018 году Мароун даже обратился напрямую к президенту Дональду Трампу за помощью в остановке строительства нового моста, запустив странную рекламу на одном из любимых шоу Трампа в Fox News, которое, кажется, смотрит только президент.
«Трудно представить более влиятельную в политическом отношении семью, чем Мароуны, – написали в 2012 году в «Metro Times», когда Мароун был заключен в тюрьму. – В одиночку им удалось выкупить достаточно членов Законодательного собрания штата, чтобы не допустить одобрение строительства государственного моста, который поставил бы под угрозу семейную монополию».
Член палаты представителей Рашида Тлейб написала о встрече с Мароуном в «Metro Times», отметив, что, когда она попросила его перестать относиться к ее жилому району, как к своей детской площадке, и сначала стоило бы подать заявление на получение разрешений, он перебил ее, сказав: «Я же не прихожу к вам домой и не указываю, что делать на заднем дворе».
Еще в 2018 году Мэтти и его сын Мэтью Мароун оформили разрешение на строительство второго частного моста, которое в 2017 году предоставила Канада, но при условии, что компания «освободит» «Амбассадор». Однако все это было напрасно.
На втором частном мосту не было никакого движения, поэтому сегодня «Горди Хоу» находится в стадии активного строительства. После преодоления ряда неудач из-за деятельности Мароуна мост должен быть завершен в 2024 году.
Мароун-младший
Сын Мэтти Мароуна, Мароун-младший
После смерти Мэтти Мароуна империя перешла к его сыну, который известен более отточенным подходом к гражданской активности. В 2018 году в «Free Press» писали:
«Мэтью, которому 43 года, более вежлив, милостив и хорошо одет. Сказываются обучение в частной школе и воспитание на берегах Гросс-Пуэнт.
Сделав выбор в пользу пути компромиссов и переговоров по поводу судебных баталий его отца, младший Мароун подготовил бюрократов и законодателей из Оттавы, заколотил и привел в порядок пустующую недвижимость в Детройте и даже заменил окна в здании Центрального вокзала Мичигана».
Именно Мэтью организовал продажу центральной станции Мичигана Ford Motor Company, и, возможно, именно он попытается снизить накал напряженности, которой поспособствовал его отец. Но до сих пор неясно, как смерть Мэтти повлияет на подход Мароуна-младшего. Только в прошлом месяце Мароуны вернулись в суд, проиграв еще одно дело против моста «Горди Хоу». В «Free Press» писали:
«Апелляционный суд Мичигана вынес решение в пользу штата в четверг, оспаривая строительство второго моста между Детройтом и Канадой.
Компании, контролируемые семьей Мароун, владельцами моста «Амбассадор», подали в суд против использования земли для строительства Международного моста «Горди Хоу». Они утверждали, что соглашение с Канадой является незаконным, потому что законодатели запретили государству тратить налоговые средства на проект.
«Канада взяла на себя финансовую ответственность за проект, и любые деньги, потраченные Мичиганом, возмещаются Канадой, – заявил апелляционный суд. – Несмотря на то что некоторые мичиганские средства могут быть использованы, в итоге они не будут израсходованы в соответствии с соглашением о пересечении границ».
Принимая во внимание все разборки, правовые проблемы и головные боли, вызванные частным международным пограничным переходом, обе страны уже давно нуждаются в новом мосте.
Но даже после того, как он будет построен, Мэтью Мароун, которому сейчас 45 лет, будет обладать огромным политическим влиянием и контролировать империю с обширными земельными владениями в Детройте и быстро ухудшающейся международной переправой в самом его сердце.