Почему автомобили дорожают? Сговор или правда жизни? (жесткий взгляд на авторынок)

Нет денег — бери автокредит или ходите пожалуйста пешком. Причины подорожания автомобилей. 

Как принято говорить в 2020 году, хороших новостей очень мало. А если точнее, их нет! (Примеч. автора: от слова «совсем»). Наряду с глобальными проблемами, связанными с коронакризисом, так уж получается, что все вокруг нас дорожает, начиная от продуктов и заканчивая товарами народного потребления. Но больше всего пугает постоянное подорожание стоимости автомобилей. Кто же в этом виноват?

В чем причина неудержимого роста? Мы сегодня не будем искать крайнего в происходящем, ругая правительство, инфляцию, экономику и оборзевшее жулье на пару с коррупционерами. Давайте посмотрим на вещи под другим углом.

Задумайтесь: разве коронавирус виноват в изменении стоимости новых авто? Увы, согласно исследованию психологов, у нас на негативные моменты в жизни память не так-то и хороша.

Если помните, автомобили дорожали и до коронакризиса, и даже до обвала российской валюты в 2014 и в 2020 годах. Причем, заметьте, ситуация с экономикой в стране в эти годы была совершенно иная. Значит, причина превращения автомобилей из средства передвижения в роскошь в чем-то другом. 

Вы посмотрите на мировую статистику цен на новые авто и поймете, что обвинять нашу власть во всех бедах в стране глупо. Да-да, стоимость новых авто растет по всему миру. И тренд этот наметился еще в 2008–2009 годах (аккурат после глобального экономического кризиса). 

Так что ценники на нашем авторынке вполне идут за общемировыми тенденциями. Вопрос только в том, кто в этом виноват? Почему автомобили становятся дороже? Причем иногда рост стоимости новых авто превышает среднегодовые темпы глобальной инфляции. 

Экологические правила, средства безопасности, гарантии, технологии, союзы автоконцернов (возможно, сговор)…

1Gai.Ru / Shutterstock.com

Сегодня новые автомобили, чтобы попасть на большинство мировых рынков, должны проходить чрезвычайно строгие краш-тесты, а также соответствовать не менее строгим экологическим нормам (если так дальше пойдет, не за горами экологические нормы Евро-10, которые обязательно помогут пингвинам в Антарктиде).

В результате автопроизводители вынуждены вкладывать средства в разработку новых технологий, которые снижают уровень потребления топлива (логично, что без этого экологичность авто не снизить). 

Вдобавок ко всему современные автомобили имеют гораздо более сложные функции безопасности. Сегодня множество новых авто оснащены в стандартной комплектации системой удержания полосы движения, системой автоматического торможения в случае препятствия на дороге (опасность столкновения).

Некоторые авто в базовой комплектации стали комплектоваться функцией смягчения последствий при лобовом столкновении (в этом случае используется радар, который при опасности лобового удара управляет электроникой, активирующей автоматическое замедление автомобиля перед столкновением). 

Автомобильные компании любят отмечать в своей рекламе, что они включают многие технологические функции в стандартные комплектации, умалчивая о том, что стоимость новых технологий тупо включена в цену каждой машины в базовой версии.

gfycat.com

Правда, в большинстве случаев многие функции их никто не заставляет ставить в базовые комплектации. Но тогда зачем они это делают? Ну, как минимум, чтобы оправдать удорожание новой модели. Плюс, согласитесь, предоставь людям выбор покупки авто с опциями безопасности и без, и многие откажутся из-за дороговизны. 

Есть много других функций безопасности, о которых вы, возможно, не задумывались, которые могут способствовать повышению цен на автомобили. В большинстве автомобилей теперь есть боковые подушки безопасности, которые на рубеже веков, как правило, поставлялись с автомобилями в максимальных комплектациях.

Все чаще и чаще современные автомобили продаются с ремнями безопасности с функцией предварительного натяжения в случае опасности столкновения. Эта технология перед столкновением притягивает ремнем безопасности водителя и пассажиров. А когда-то эту опцию можно было увидеть только в каком-нибудь Мерседесе. 

То есть некогда дорогие и редкие опции, которые можно было встретить в премиальных авто, теперь являются стандартным оборудованием во многих автомобилях не люкс-сегмента. Да что там говорить, сегодня почти все автомобили эконом-класса в базовых комплектациях чаще всего оснащаются дисковыми тормозами и сзади, и спереди, тогда как совсем недавно задние колеса оснащались барабанными тормозами.

yourmechanic.com

Про систему ABS, которой раньше могли похвастаться не все авто, сегодня и говорить не приходится: ею нынче оснащаются практически все автомобили. Автомобилисты воспринимают сегодня систему ABS как само собой разумеющееся, но мало кто задумывался, что это вносит свой вклад в стоимость автомобиля. 

Также многие люди не осознают, как заводская гарантия влияет на конечную стоимость транспортного средства… Когда вы покупаете новую машину, у вас есть как минимум 2-3 года (и обычно 100-150 тыс. километров) гарантии на бесплатное устранение неисправности.

Но сами понимаете, что подобный бесплатный ремонт вашего автомобиля в течение гарантийного периода дорого обходится автопроизводителю, который возмещает дилерским техническим центрам затраты на ремонт гарантийного авто. Как вы уже, наверное, догадались, автозавод ну просто обязан заранее включить возможные гарантийные траты в конечную стоимость новой машины. 

Очевидная причина роста цен на автомобили — это все новые технологии для безопасности и комфорта водителя и пассажиров (в том числе для удобства животных — не стоит забывать и о заботе о природе), которые сегодня входят в стандартную комплектацию многих автомобилей.

preh.com

Возьмите даже самое простое: у большинства автомобилей теперь есть климат-контроль, тогда как у многих старых авто не было даже простого кондиционера, а вместо этого были рычаги регулировки обдува салона и настройки печки, с помощью которых вы могли настроить только скорость потока воздуха.

В современных же автомобилях есть термостаты, различные датчики, блок управления климат-контролем, компрессор-кондиционер, чтобы поддерживать заданную температуру в салоне внутри.

Мало того, сегодня в большинстве автомобилей есть даже двухзонный или многозонный климат-контроль, который ранее можно было встретить только на дорогих автомобилях премиум-класса. Ну и вдобавок ко всему почти все автомобили стали оснащаться сложными информационно-развлекательными системами и электронными приборными панелями.

Обратите внимание на разницу между приборной панелью Toyota Camry 2003 (вверху) и 2017 (внизу):

 Toyota

Мало того, что внутренние технологии стали намного более продвинутыми, автомобили в наши дни имеют невероятные по сложности коробки передач, сложные двигатели, которые по сравнению с предыдущими аналогами производят гораздо больше лошадиных сил на 1 литр их объема. Причем средний расход топлива у всех новых автомобилей заметно ниже, чем у предыдущих. Сами понимаете, что без серьезных технологий это было бы невозможно. 

Курс рубля, инфляция, жадность автопроизводителей и как всегда во всем виноваты банки…

shutterstock

Ну и, наконец, еще несколько важных моментов в этой головоломке — это внешние факторы, которые напрямую влияют на ценообразование автопроизводителей.

Речь идет о таких факторах, как заработная плата на автозаводах, местное налогообложение и таможенные тарифы мировых авторынков, развитость автокредитования и лизинга, размер утилизационного сбора, стоимость оснащения автомобилей кнопкой экстренного вызова, курс местной валюты и инфляция. Не последнюю роль в ценообразовании играет и спрос на новые автомобили. Сами понимаете — если он устойчив, то автопроизводителям нет смысла снижать свои ценники. 

На примере нашей страны можно с уверенностью сказать, что в текущем, 2020 году на стоимость новых авто напрямую влияют повышение НДС с 18 до 20%, ослабление рубля к доллару и другим мировым валютам на более чем 20%, фактическая инфляция.

Но не стоит забывать и про локдаун весной, когда автосалоны были закрыты, что привело к практической остановке продаж новых авто. Естественно, автопроизводители и дилеры после открытия экономики как-то должны были компенсировать свои убытки, корректируя ценники в сторону увеличения. 

 Wikipedia

Казалось бы, все вышеописанное вполне объясняет, почему мы видим постоянное удорожание новых автомобилей. Но это еще не все. Мы забыли о самом главном — об автокредитах, которые и поддерживают устойчивый спрос на автомобили. Ведь без них постоянное подорожание рано или поздно привело бы к падению спроса, что для любого участника авторынка является весьма негативным фактором. 

Вот тут-то авторынок и спасают автокредиты, ставка по которым за последние годы заметно снизилась. А это как раз то, что нужно автопроизводителям.

Зная, что люди все равно будут покупать новые автомобили (неважно, как — за нал или в кредит), все автомобильные компании сегодня придерживаются такой тактики: пусть автолюбители покупают авто по завышенной цене, обслуживают его в дорогом официальном техническом центре, а через 2-3 года мы, выпустив новую, почти ту же модель, но уже дороже, продадим ее армии автовладельцев взамен их прежних машин. 

А их прежние автомобили купят те, кто не хочет брать кредит и кому не хватает денег на новую машину. А раз не хватает денег на новую, то с купленным подержанным авто такие владельцы вряд ли появятся в дорогих официальных техцентрах.

А раз так, то и хлопот со старыми автомобилями у дилеров и автопроизводителей в будущем не будет. Согласитесь, красота, а не бизнес. 

© FT montage / Getty Images

Так что, как ни прискорбно это говорить, но сегодня автомобильные компании уже не думают об автолюбителях, как о большой массе. Это раньше у автопроизводителей была цель пересадить за руль новых машин как можно больше людей. Сегодня все более цинично: нет денег — ходи пешком или, никуда не денешься, бери кредит. 

Очень жаль, что сегодня на рынке новых автомобилей практически нет дешевых новых машин. На примере России на рынке осталось не так много дешевых вариантов. И что-то мне подсказывает, что уже скоро и эти автомобили заметно подорожают. В том числе и китайские автомобили.

Сами понимаете, что «китайцы» не дураки. Зачем им сегодня демпинговать, как раньше? Смысл какой? А особенно на нашем рынке, где некоторые отечественные автомобили уже стоят больше 1 млн. Да и поняли китайцы уже давно, что дешевые автомобили отпугивают покупателей, как от барахла. 

И самое печальное — эта тенденция не изменится в ближайшем будущем точно. Почему? Да потому что, во-первых, как мы уже отметили, это невыгодно автопроизводителям, а во-вторых, мир уже давно изменился. Сегодня дешево продавать невыгодно любой товар. 

Тем не менее лично я (и, думаю, вы) пока что не осознаю это безумие, которое творится на авторынках. А особенно у нас, где Лада Веста или Kia Rio в хороших комплектациях стоят больше 1 млн рублей.

Я, конечно, понимаю, что с учетом обесценивания российской валюты и ее покупательской способности, несмотря на то, что сегодня 1 млн уже не такой, как был два года назад, но все равно это все-таки миллион рублей! И что-то мне подсказывает, что многие новые автомобили, продающиеся за эту сумму, не стоят таких денег. А вы как думаете?

 Сергей Гросс

Обложка: 1Gai.Ru

Оцените новость:
11 322
Источник — © 1gai.ru
Автор — 1gai

Новостная рассылка


Рассылка анонсов статей производится каждый понедельник