Вакцины от коронавируса: как их разработали так быстро?
«Спутник V», «Moderna», вакцина Pfizer: заговор или достижение науки 21 века?
У любителей конспирологических теорий заговоров может возникнуть вопрос: а как смогли страны так быстро и так эффективно (пока на бумаге и в результатах тестов) произвести вакцину? Разве это не может быть доказательством того, что вакцина уже была, а вирус был выпущен искусственно? Или другие интерпретации конспирологических мыслей. Например: скорость разработки вакцин может говорить о том, что они могут быть неэффективными или даже опасными? Ну и вишенка на торте — при помощи разрабатываемых вакцин «тайное мировое правительство» хочет всех поголовно чипировать.
Сразу же ответим:ни одна из этих «теорий» не выдерживает никакой критики, что множество раз обсуждалось на страницах мировых изданий и разбиралось ведущими специалистами России и мира.
Поэтому, отбросив несостоятельные теории, постараемся описать истинную причину столь быстрого прогресса в борьбе с болезнью.
Как известно, в России началась масштабная вакцинация от коронавируса .
«Первым регионом России, где началась масштабная вакцинация от коронавируса, стала Москва. В субботу в городе открылись более 70 прививочных пунктов, они будут работать ежедневно», — пишет на своих страницах о важном прорыве в борьбе с вирусом «Российская газета».
Наряду с зарегистрированными отечественными вакцинами, ставшими известными на весь мир: «Спутник V» (совместная разработка ФГБУ «НИЦЭМ им. Н. Ф. Гамалеи» Минздрава России и ФГБУ «48-й ЦНИИ» Минобороны России) и вакцины «Вектора» «ЭпиВакКорона» — в стране разрабатывается третья вакцина от COVID-19 — от Научного центра исследований и разработки иммунобиологических препаратов имени М. П. Чумакова.
И это лишь верхушка айсберга, ведь на июнь текущего года было известно , что в стране испытывали 47 прототипов вакцин в 16 научных учреждениях.
Ненамного отстают от российских ученых и другие страны. В общей сложности в мире разрабатывается более сотни вакцин против COVID-19 … Одной из ведущих зарубежных, естественно, является вакцина BNT162b2 совместной разработки Pfizer и немецкая BioNTech, американская Moderna .
Так почему вакцина от коронавируса была разработана так быстро?
фото: unsplash.com / Trnava University
В вакцинах, опробованных для лечения коронавируса, были получены более быстрые результаты по сравнению со многими другими вакцинами от ряда других тяжелых, но не эпидемиологических заболеваний.
Скорость получения результата не была связана с тем фактом, что вирус не был таким опасным или серьезным, как это предполагалось изначально, а потому, что, осознавая его опасность, медицинские институты со всего мира получили максимальную всеобъемлющую поддержку со стороны государств, которые были готовы к вызову: финансовую кадровую, материальную…
Возможно, благодаря этому также удалось снизить временной промежуток испытательных периодов. Вместо года они были проведены за несколько месяцев. И объясняется это не тем, что государства и компании-разработчики стремятся как можно скорее получить прибыль, а тем, что в сегодняшних глобальных условиях просто нет времени на длительные испытания. На кону стоят жизни миллионов и, возможно, десятков миллионов людей!
И здесь возникает еще один важный вопрос: то есть разработчики спешат, а значит, есть вероятность ошибки?
фото: unsplash.com / Daniel Schludi
Во-первых, это научная работа и наобум здесь ничего не делается, есть установленные правила, технологии и более чем вековой всемирный опыт (хотя определенные недочеты все же могут иметь место из-за ускоренного процесса, но при постоянном их отслеживании и внесении корректировок на общее качество вакцины это повлиять не может);
Во-вторых, новые вакцины проходят процедуры, аналогичные тем, какие применяются для других лекарственных препаратов, что является гарантом качества новой вакцины;
В-третьих, хоть этапы разработки и были ускорены, современные технологии мониторинга и тестирования позволяют отбраковать тупиковые ветви развития и внести необходимую корректуру.
Так, например, некоторые вакцины, разработка которых была вначале многообещающей, в результате продвижения исследований отбраковывались, и даже сворачивалась дальнейшая работа над ними. Это возможно исключительно при высоком уровне развития технологической цепочки разработок.
фото: Пресс-служба Российского фонда прямых инвестиций
И вот как раз в эти самые новые технологии все и упирается. Новые технологии, помноженные на опыт, — вот ключ к тому, почему сегодня возможно сделать безопасную и эффективную вакцину быстро.
Если бы подобная эпидемия возникла, скажем, двадцать лет назад, разработка заняла бы больше времени, поскольку даже в начале 2000-х повсеместно в медицине применялись более традиционные методы разработок.
Как известно, традиционная вакцина — прививка (неважно, от какого заболевания) — создавалась из ослабленного или нейтрализованного болезнетворного организма и укрепляла иммунитет, давая ему безопасный ген для выработки защиты — приобретенного иммунитета к конкретному антигену.
Новые же вакцины от COVID-19 , над которыми работают ученые во всем мире, разрабатываются на разных технологических платформах, у каждой из которых есть преимущества и недостатки. Платформ на сегодняшний день чуть меньше десяти, это:
Инактивированные вакцины (получают путем выращивания SARS-CoV-2 в культуре клеток, обычно на клетках Vero, с последующей химической инактивацией вируса);
Живые аттенуированные вакцины (те самые, которые получают путем создания генетически ослабленной версии вируса, которая реплицируется в ограниченной степени, не вызывая заболевания);
Векторные, нереплицирующиеся (эти вакцины обычно основаны на другом вирусе, который был сконструирован для экспрессии белка-шипа и был отключен от репликации);
Векторные, реплицирующиеся;
Векторные, инактивированные;
ДНК-вакцины (основаны на плазмидной ДНК, которая может производиться в больших количествах в бактериях);
РНК-вакцины (генетическая информация об антигене доставляется вместо самого антигена, и затем антиген экспрессируется в клетках вакцинированного человека);
И другие.
Каждая из новых технологических платформ увеличивает скорость разработки противовирусной вакцины, выгодно отличаясь от методик прошлого, в том числе и по качеству, надежности.
COVID-19 схож с атипичной пневмонией
И, наконец, на скорость разработки вакцины повлияло и структурное сходство вируса с атипичной пневмонией, которая происходит из того же семейства, что и коронавирус . Это позволило ученым получить множество данных за очень короткое время, понять структуру вируса и получить согласованные результаты за счет увеличения количества испытаний.
Воспользоваться благами эпохи, в которой мы живем, и извлечь уроки из прошлого опыта — вот, по всей видимости, основная причина глобального ускорения в разработке вакцины против коронавируса.