15 старых строительных изобретений, которые удивляют не только строителей, но и историков

Люди в сети рассказали о строительных изобретениях древних мастеров, которые удивиляют даже в наши дни.

Возникшие сотни лет назад многочисленные примеры древних технологий удивляют нас мудростью и мастерством людей того времени. Они стали результатом невероятных достижений в области инженерии и строительства, помогли возвести мощные цивилизации и доминировать в окружающем мире, стимулировали общество к принятию нового образа жизни и миропонимания.

Многие секреты были забыты, некоторые потеряны на страницах истории и вновь изобретены позднее. Недавно на сайте Quora.com пользователям задали вопрос: «Какая древняя строительная техника поразила вас больше всего?». 

Наша редакция 1Gai.Ru собрала нескольких интересных ответов, которые откроют вам удивительные артефакты, отражающих блестящий ум древних мастеров.

1. Большая цепь гавани Константинополя

 Wikipedia

Изобретение не совсем древнее, скорее старинное. На протяжении семи веков большая прочная цепь была одним из ключевых элементов тщательно продуманной системы обороны Царя городов, взятом венецианцами лишь однажды — в 1203 году.

У Константинополя имелась отличная естественная защита — он был построен на треугольном мысе из семи холмов и окружен высокой стеной. Южное направление перекрывалось быстрым течением, несущимся по Босфору. Оно делало практически невозможной высадку «десанта» на берег — корабль нереально было удержать на месте, пока сходят войска, тем более в окружении бесчисленных скал и отмелей. С другой стороны бухту заграждала массивная металлическая цепь, предотвращавшая проход любого нежелательного корабля. Она была впервые использована во время арабской осады в 717 году нашей эры.

 Wikipedia

Это настоящее чудо средневековой инженерии. Колоссальная цепь длиной 750 м, протянутая между башнями Кентенарион и Кастеллион, состояла из нескольких частей, как зафиксированных, так и подвижных. Подвешенная меж двух мощных башен, она опиралась на 8 массивных пирамидальных плавучих понтонов, прикрепленных к морскому дну для стабилизации. Каждое из эллиптических железных звеньев было 1,20 м в длину и весило полтонны, а каждый понтон выдерживал нагрузку в 920 тонн.

Барьер приводился в действие механически — требовалось всего несколько минут, чтобы открыть или закрыть безопасный проход по глубоководному Золотому Рогу. После установки в нужное положение только ближайшие к башням секции цепи открывались или закрывались в зависимости от необходимости, с использованием огромного колеса, шкивов и гигантского полого противовеса массой 35 тонн, работающего за счет падающей сверху воды (транспортируемой с водонапорной башни и поднимаемой с помощью насоса). Для бесперебойной работы каждого из механизмов требовалось всего три человека. Горстки боевых кораблей, стоящих неподалеку на якоре, было достаточно, чтобы защитить цепь на случай, если противник попытается подобраться поближе и сломать ее.

Статья Георгиоса Анапниотиса 2019 года — это увлекательное чтение при условии абстрагирования от вопиющего националистического подтекста (https://www.academia.edu/39589520/THE_GREAT_CHAIN_OF_THE_GOLDEN_HORN). Автор обоснованно утверждает, что части железных цепей, выставленные в различных музеях Стамбула, не принадлежат оригинальной Великой византийской цепи. Они слишком малы и, скорее всего, происходят из элементов, используемых для закрепления понтонов.

 Getty

После двух неудачных попыток преодолеть могучую цепь (хотя только 10 византийских и союзных кораблей защищали ее) Мехмет II совершил тот же подвиг, что и Игорь из Киевской Руси пятью веками ранее — его воины перетащили часть флота по суше.

 Ottoman Imperial Archives

22 апреля защитники Константинополя с ужасом увидели, как 70 легких галер Амзы-бея вошли в гавань. Когда 29 мая 1453 г. Константинополь пал, некоторые из его защитников и местные богачи попытались бежать морем из Золотого Рога, но оказались в ловушке, поскольку управляющие цепью операторы в башнях либо сбежали, либо были убиты. — Silvia Serra

2. Обшивка корпуса корабля

 CNN

Практически каждая морская нация справлялась с этим по-своему. Вот один из методов, невероятно сложный. Взгляните на фото выше. 

Военный корабль США «Конституция» на верфи. Обратите внимание на изгибы каждой доски: пластины изогнуты, как улыбка, по всей длине, и очень плотно подогнаны. Доски распиливают продольно, помещают в паровой ящик и выдерживают в течение некоторого времени, чтобы волокна размягчились и стали гибкими. Затем вытаскивают щипцами и прибивают на место железными двуглавыми гвоздями.

Если все прошло хорошо, железные гвозди с двумя головками вытягиваются и заменяются медными по всей длине. Если что-то не так, отмечается место для исправления, и доску возвращают в паровой бокс для размягчения — но не в первоначальный. Пластина теперь согнута, и ее нужно отправить в паровую камеру большего размера и отпарить в течение ночи.

Имейте в виду, доски очень тяжелые (в «USS Constitution» использовался особенно твердый и плотный дуб, который растет на болотах с гремучими змеями и аллигаторами, не говоря уже о малярийных комарах). Также обратите внимание, что вся работа выполняется высоко над головой. Доски корпуса «Конституции» в среднем имеют длину 10,7 м, ширину 13-18 см и до 17 см по толщине. И это при том, что у кораблестроителей того времени не было современных инструментов, технологий, паровых камер и подъемников с электроприводом — только цепные блоки, снасти и строгание вручную.

 ВВС

Корабли викингов делали с клинкерной обшивкой (внакрой, или «кромка на кромку»). Доски накладывались внахлест, вбивались гвозди, кончики загибались в дерево. Вручную. Без электрических пил и прочего оборудования, без которого не могут обойтись нынешние кораблестроители. — Mike Brant

3. Великая пирамида в Египте

wikipedia.org

Есть много аспектов, касающихся методов строительства Великой пирамиды, которая все еще стоит на плато Гиза к западу от современного Каира. Самым интересным является формирование и размещение облицовочных камней из белого известняка.

Сегодня мы можем видеть только основную кладку, но до 820 года нашей эры, когда мусульманский принц Аль Мамун пришел с инженерами и рабочими взломать пирамиду, камни оставались нетронутыми. Они были так хорошо уложены и состыкованы, что казались цельным каменным листом с четырех сторон.

Принц знал из древней легенды, что на северной стороне, примерно в 25 метрах над основанием, есть вход, но облицовочные камни были уложены настолько идеально, что инженеры не смогли его найти. Легенда также повествует о секретной двери на петлях, которая чудесным образом открылась, когда кто-то произнес имя того, кто ее создал. Правда это или нет, но принц и все его люди не смогли найти проход после нескольких дней поисков, несмотря на массивные камни, уложенные над входом как большая двускатная крыша.

 Wikipedia

Так нынче выглядит предполагаемый вход, до 820 г. н. э. покрытый аккуратно нарезанным белым известняком. Перебравшись через северную сторону, инженеры и геодезисты принца не смогли определить его местонахождение. Они предположили, что древний архитектор, должно быть, установил дверь на центральной линии пирамиды, поэтому надеялись именно там найти проход в сокровищницу.

quora.com

Было очень странно, что дверь была смещена на восток на 286,1 пирамидальных дюйма (очень близко к имперским дюймам того времени, примерно на 7,3 м). Это необъяснимо точное измерение по какой-то пока неизвестной причине повторяется много раз во внутренних камерах. Не подозревая об этом секрете, принц и его люди копались на центральной линии, когда услышали звук падающего с потолка камня левее. Они изменили курс и нашли восточный проход. По сей день это единственный способ попасть в пирамиду.

До сих пор остается много вопросов:

  • почему вход был смещен на 286,1 дюйма (726,694 см)?
  • почему это странное измерение повторяется во всей внутренней структуре?
  • к чему 13 акров особой отделки, если известняковая облицовка почти идеально вписывалась в основную кладку?
  • зачем соблюдалась чрезвычайная точность конструкции?

Найти бы того, кто ответит… — D. L. Sandusky

4. Древние швейцарские озерные города

swissinfo.ch

Вот реконструкция города — возможно, современника египетских пирамид, основанная на артефактах, найденных в озере. Известная проблема археологии заключается в том, что большинство цивилизаций потеряны для нас полностью, поскольку им не удалось построить ничего, что хранилось бы вечно.

В данном случае помогли швейцарские озера, полные густой грязи и ила — все, что застрянет в таком дне, будет разрушаться крайне медленно из-за нехватки воздуха. Но та же среда чрезвычайно затрудняет восстановление артефактов, многие из которых попросту распадаются при выходе из воды. Приходится идти более трудоемким путем, оставляя материал на месте и изучая с помощью рентгеновских лучей и георадаров.

Известно, что древние швейцарцы закапывали бревна в озерное дно и строили на них платформы, на которых ставили жилища, ловили рыбу, торговали и изготавливали инструменты. Звучит достаточно просто, но первый известный прототип водолазного костюма появился только в конце средневековья, и даже с современными технологиями строительство на воде — технически сложная и трудоемкая задача. Строители явно были профессионалами, не жалевшими сил и времени на строительство таких городов.

Зачем это делалось, непонятно. Рыбацкий городок намного проще построить у озера, чем на нем, а отгородиться от опасных животных можно забором. Единственные две правдоподобных причины — это речная торговля (небольшие протоки служили соединяющими артериями сельскохозяйственных угодий тогдашней Швейцарии, а люди путешествовали на каноэ) и защита жителей: озеро одновременно служило барьером от нападавших и базой, способной прокормить тех, кто находился внутри во время длительных осад.

Истина наверняка где-то посередине, но более важно то, как все это выглядит в отношении остальной Европы. Как могла горная Швейцария иметь столь хорошо развитую культуру, когда на огромных сельскохозяйственных территориях рядом не обнаружено никаких поселений, включая намного более поздний период? Ответ снова склоняется к тому, что большая часть европейской истории потеряна для нас, поэтому мы считаем «предками европейской цивилизации» те государства, о которых есть археологические или письменные свидетельства. — Samson Soturian

5. Колесница с компасом

wikipedia.org

Древнекитайский предмет представляет собой двухколесное транспортное средство с подвижным указателем, ориентированным на юг, куда бы колесница ни повернулась. Обычно указка имела форму куклы с вытянутой рукой. Возможно, эта штука использовалась как компас для навигации, а может, имела другие цели.

Древние китайцы изобрели военную тележку, дунву че, в 5 веке до нашей эры, и использовали ее для защиты воинов на поле боя. Она была спроектирована как своеобразный бронемобиль с навесной крышей. Его, например, можно было подкатить к городским укреплениям для защиты взрывотехников, пытающихся ослабить фундамент стены. Эта тележка и стала основой древних китайских колесниц, указывающих на юг. Существуют легенды о более ранних компасах-колесницах, но первая, достоверно задокументированная, разработана китайским инженером-механиком Ма Цзюнем во времена Троецарствия.

Эти артефакты не дожили до наших дней, но многие сохранившиеся древние китайские тексты упоминают об их использовании с перерывами примерно до 1300 года. Некоторые включают информацию о внутренних компонентах и принципах работы. — Alain Mellaerts

6. Купол Пантеона

 Wikipedia

Чудо, которое до сих пор не удалось воспроизвести экспертам — неармированный бетонный купол Пантеона в Риме. Собственный вес бетона, из которого он был построен, составляет (по данным Википеди) 4535 тонн.

 Wikipedia

Купол, увенчанный окулюсом, или отверстием в небо (вероятно, из-за необходимости сбросить вес), очень хорошо сохранился. Сооружение дошло до нас через века благодаря преобразованию из храма всех богов римского пантеона в католическую церковь, защищающую его от множества грабителей и вторгшихся армий. Эта поистине удивительная конструкция из бетона без арматуры остается на месте почти два тысячелетия (со 113–125 годов нашей эры). — Craig Berard

7. Заливка свинца

 Wikipedia

Один из интереснейших процессов в строительстве зданий древнего периода — это заливка свинца в полости, просверленные в камнях.

Он применялся в Древнем Египте, а также в Перу/Боливии (там использовали бронзу вместо свинца). Из-за того, что эти вещи найдены на противоположных концах света, многие считают, что вышеупомянутые государства в свое время контактировали между собой непосредственно или через другие древние культуры. Есть также теория о том, что разные культуры с разных континентов пришли к одним и тем же инженерным решениям/выводам независимо друг от друга — просто потому, что перед ними стояли схожие задачи.

Если вам нравится древняя история, можете подписаться на аналогичный контент. — Alice Giacomini

8. Восточная архитектура

 Google Street

Как сделаны пагоды, святыни и буддийские храмы в Японии, Китае и Корее? Никаких гвоздей и клея, но конструкции суперпрочные. В плотницком деле мы используем столярную технику «врезка и шип» для соединения дерева без гвоздей. Западный подход прост — сверлится широкое отверстие, вгоняется деревянный штырь. Но восточные строительные техники намного сложнее и изящнее. Поразительно то, что когда дерево соединяется, сохраняется идеальный узор текстуры. — Rick Almeda

9. Бочки

fairytalemarquees.co.uk

«Сегодня, мой подмастерье, ты возьмешь те дубовые доски, которые лежали в куче два месяца, обрежешь их ржавой железной пилой, а затем соединишь куски двумя железными кольцами, чтобы они были близки к круглым и водонепроницаемы. После этого останется добавить верх и низ, собранные из деревянных обрезков».

quora.com

Как, черт возьми, они это делали? — Dorand Tortuga

10. Особенности древнегреческих храмов

greecetravelideas.com

Некоторые факты, связанные с древнегреческими храмами, тоже вызывают немало вопросов: архитектурная корректировка положения и вала колонн, как в Парфеноне…

…Чертежи строений, таких как храмы Аполлона в Дидимах и Афины Полиас в Приене, или Ионический храм возле Театра в Пергаме…

… То, как они поднимают и фиксируют каждый элемент на весу…

quora.com

(представьте себе установку элементов колонн и гигантских блоков с заливанием в пазы расплавленной бронзы). — Giorgio Andetti

11. Древнеримская архитектура

wikipedia.org

Две тысячи лет спустя их мосты, дороги, здания и акведуки все еще стоят, тогда как правительства сегодняшних супердержав тратят триллионы долларов на инфраструктуру для ремонта или замены сооружений, не продержавшихся и ста лет.

wikipedia.org

Возьмем для примера Алькантарский арочный мост в Испании, построенный между 104 и 106 годами нашей эры и поврежденный только войной…

wikipedia.org

… или римский акведук Пон-дю-Гар, Франция, построенный незадолго до христианской эры и внесенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Как вообще люди строили огромные соборы тысячу лет назад? Как смогли совершить такой подвиг без использования современных кранов, лифтов и прочей техники?

Взгляните на Солсберийский собор в Англии, построенный в 1220–1320 годах. 135 м в длину, башня высотой почти 69 м, а вершина шпиля в 123 метрах от земли! Потрясающе!

А как насчет аркбутанов, поддерживающих высокие каменные стены? Грандиозные инженерные достижения даже для современного мира, тем более для средних веков! — June Williams

12. Саамские хранилища

 Wikipedia

Традиционные саамские склады представляли собой конструкции сарайного типа, приподнятые над землей для защиты пищи от хищников. Их авторы — саамы, живущие на Скандинавском полуострове (на севере Норвегии, в Швеции, Финляндии и на северо-западе России). Эти постройки частенько выглядели именно так, как мы изображаем дом Бабы Яги. — Rebecca Refan

13. Китайский арочный мост

thebookblog.co.uk

Конструкция представляет собой сплетение бревен в самонесущую систему без каких-либо крепежных элементов. Эта строительная техника используется до сих пор, и изобретательность творцов поражает. — Don Stursma

https://www.pinterest.ru/h8721/wood-arch-bridge/

14. Кхмерские святилища

wikipedia.org

Все знают, как выглядит Ангкор-Ват в Камбодже, но лишь немногим известно, что на юге Лаоса громоздятся руины его близнеца (см. Ват Пху, Лаос).

Присмотревшись, мы увидим это:

quora.com

3D карвинг? Нет проблем!

Кхмеры нуждались в каменных блоках в качестве строительного материала — мы видим их за маленькой часовней примерно в 30 метрах. Это сырье. — Phet Phengphong

А раскалывали эти валуны так:

 Wikipedia

15. Кирпич-сырец

brickarchitecture.com

Строительство из сырцового кирпича привлекает людей много лет. Замечательно то, что такие блоки легко формируются, быстро высыхают и долго служат даже в сложных погодных условиях. С покрытием или без, сырцовые кирпичи — это «бревна Линкольна» североамериканского коренного и латиноамериканского архитектурного гения. - Louis Buff Parry

16. Глиняные изделия

 Getty

Наши предки использовали глину в самых разных целях. Неизвестно, кто придумал раскручивать ее на подставке для придания нужной формы, но сделанная таким способом посуда пользуется спросом до сих пор. Занятие полезное, прибыльное и очень увлекательное.

 Wikipedia

Обложка:  Wikipedia

Источник статьи: What ancient construction technique has particularly fascinated you?

Оцените новость:
23.08.21 (13:46)
62 489
Источник — © 1gai.ru
Автор — 1gai
Автомобили из каких стран вы считаете надежными?

Следите за нами в соцсетях

Новостная рассылка


Рассылка анонсов статей производится каждый понедельник