«Звездные войны» vs. «Дюна»: 17 параллелей, которые прослеживаются в двух вселенных
Влияние «Дюны» достигло даже далекой космической галактики.
Интересный факт: адаптация «Дюны» Дени Вильнева вышла совсем недавно, а критики уже назвали ее следующими «Звездными войнами». Многие зрители сразу заметили схожие черты, которые проскальзывают в фильмах. А учитывая, что роман «Дюна» 1965 года оказал большое влияние на космическую медиафраншизу Джорджа Лукаса, неудивительно, что у двух вселенных так много общего.
Ниже мы собрали 17 параллелей между «Дюной» и «Звездными войнами», которые оценит каждый фанат фантастики.
🚨ВНИМАНИЕ: СПОЙЛЕРЫ🚨
17. Локация
Lucasfilm / youtube.com
Обе истории разворачиваются на далеких планетах в футуристической обстановке. Но если события в «Звездных войнах» происходят давным-давно в далекой-далекой галактике, то в «Дюне» — через десятки тысяч лет в будущем. Это намного позже того, когда человечеству удалось колонизировать звезды. В романе Фрэнка Герберта даже есть прямые отсылки к Земле: он называет ее Старой Землей или Старой Террой. И это по-прежнему место, в котором зародилось человечество. К сожалению, оно давно заброшено — это произошло сразу после того, как люди отправились к звездам.
Будучи верными своей космической природе, обе истории космически масштабны. Но если сюжет «Звездных войн» охватывает всю галактику, то события «Дюны» в основном происходят на нескольких планетах. По большей части на Арракисе, поле битвы. Тем не менее Империя Коррино в «Дюне» простирается по всей вселенной, как и Галактическая Империя в «Звездных войнах».
Само присутствие в сюжете «Звездных войн» Татуина с Люком Скайуокером, который рос на планете, пока не решил участвовать в борьбе с Империей, подчеркивает влияние, которое оказала на Джорджа Лукаса «Дюна». Арракис «Дюны» — как и Татуин, песчаная планета, которая ввергает зрителей в галактическую битву, способную навсегда изменить галактику.
14. Песчаные черви и крайт-драконы
Warner Bros. / YouTube
В «Звездных войнах» нет недостатка в гигантских инопланетных существах. Одно из них очень похоже на песчаных червей «Дюны»: речь о крайт-драконах. Это плотоядные рептилоиды, которые обитают на Татуине и представляют угрозу для местных джав и тускенских налетчиков. Подобно песчаным червям, жители Татуина считают этих драконов мифическими. Мы видели лишь одного из них в «Мандалорце», где охотник за головами сражался со зверем, точно так же как Пол из «Дюны» собирался сразиться с песчаным червем.
Один из самых узнаваемых аспектов вселенной «Звездных войн» — это присутствие дроидов и искусственного интеллекта. Но футуристический мир «Дюны» — полная противоположность. Несмотря на технологическое развитие вселенной, человечество отвергло использование ИИ, или «мыслящих машин», после того как последние стали доминировать над их жизнями.
В конце концов, все разумные машины были уничтожены в ходе Батлерианского джихада, а их производство было запрещено всего одной лаконичной фразой: «Да не построишь машины, наделенной подобием разума человеческого».
Межзвездные путешествия — необходимый элемент двух вселенных. Однако способы космического перемещения кардинально отличаются.
В «Звездных войнах» технологии звездолетов позволяют развивать скорость света и прыгать в гиперпространство. Но в «Дюне» этот процесс называется эффектом Хольцмана или «сворачиванием пространства», который достигается с помощью гильд-навигаторов. Эти навигаторы — гуманоиды, которые эволюционировали в результате употребления и воздействия огромного количества Пряности.
В результате они получили способность искажать время и пространство. Таким образом, использование Пряности для космических путешествий делает ее важным и востребованным ресурсом Империи Дома Коррино.
Подобно джедаям и их световым мечам, фримены предпочитают крионожи. Если световые мечи сделаны из чувствительных к Силе кибер-кристаллов, то крионожи — из зубов мертвых песчаных червей. Суперсила световых мечей — прожигать практически любой материал, а крионожей —поражать соперника смертельным ядом.
Еще одна узнаваемая часть «Звездных войн» — штурмовики, известные своей белой броней и лазерными бластерами. В «Дюне» тоже есть элитные воины сардаукары, которые фанатично служат под командованием падишаха, императора Шаддама IV в Империи Коррино. И хотя гвардия не подчиняется Дому Харконненов, Шаддам тайно направил ее к нему в пехоту, чтобы помочь уничтожить Дом Атрейдесов. Ведь их жестокость и боевое мастерство вызывают ужас. Как и штурмовики, сардаукары специализируются на огнестрельном оружии, а также на рукопашном бою на мечах и кинжалах.
Возможно, вас не напугают штурмовики с их забавными движениями, но вы точно не захотите пересекаться с сардаукарами.
Как и в «Звездных войнах», в «Дюне» тоже есть своя принцесса. Ее зовут Ирулан, и ее связывают сложные отношения с главным героем. У принцессы Леи была романтическая связь с Люком, прежде чем выяснилось, что они близнецы. Ирулан же никак не связана с Полом, за которого она вышла замуж в конце «Дюны» — сразу после того, как ее отец отказался от контроля над Империей.
Несмотря на то, что со временем Лея стала одним из самых надежных союзников Люка, Ирулан, напротив, участвовала в заговоре против Пола, узнав, что он не спускает глаз со своей наложницы Чани. Видимо, на Арракисе нет семейного психолога.
В своих историях Дарт Вейдер и Харконнены представлены в качестве главных антагонистов, но за каждым из них стоит темный «босс», наблюдающий за происходящим. Увидев в Лето Атрейдесе угрозу своему контролю над Империей, Шаддам обращается за помощью к барону Харконнену, чтобы уничтожить знатный род, используя вражду между Атрейдесами и Харконненами. А между делом — скрыть свое участие в заговоре. Как и Император Палпатин, Шаддам манипулирует всеми, оставаясь в тени и заставляя сражаться за свое имя.
Джедаи были хранителями мира во всей галактике, а Фримены начинали как жертвы империализма Харконненов. В конце концов, Фримены восстали против захватчиков и против Империи в целом, однако, как и Оби-Ван Кеноби, свободный народ поселился на пустынной планете Арракис, ожидая, пока их не возглавит главный герой.
«Звездные войны» уделяют много внимания Скайуокерам и их противостоянию с ситхами. «Дюна» же повествует о Доме Атрейдесов и их аналогичной битве против Харконненов. Хотя Скайуокеры изначально были семьей рабов и фермеров в пустыне, Дом Атрейдесов — семья королевская, которая правит океаническим миром Каладан. Однако, согласно истории, когда Пол становится мессией Фрименов, он делает своим домом пустынный мир Арракиса.
В обеих историях изображен религиозный культ, основанный на источнике энергии. В «Дюне» эта энергия принимает форму Пряности (или Меланжа). Как и Сила, Пряность дает обладателю возможность видеть множество вариантов будущего, расширяя его умственные способности, а также укрепляет здоровье, продлевает молодость и увеличивает продолжительность жизни.
А еще она нужна для космических путешествий. Тех, кто регулярно принимает Пряность, отличают яркие голубые глаза. К сожалению, у чудотворной специи есть и темная сторона: она может вызвать сильное привыкание, а ее массовое воздействие — радикально перестроить весь организм.
Хотя и характер, и путь Пола больше похожи на Люка, у героя «Дюны» все же есть поразительное сходство с отцом последнего, Энакином. Пол героичен, как и Люк, и ему предназначено исправить ошибки во вселенной. Однако его стремление к миру и контролю над Империей имеет катастрофические последствия — как и для Энакина.
В конце «Дюны», после свержения Империи Коррино, Пол теряет контроль над Фрименами, которые развязывают масштабный джихад от его имени. Как и Энакин, Пол — фигура трагическая, чье стремление к миру, хотя и с благими намерениями, ведет к еще большему количеству смертей и разрушений.
Ни одна из этих историй не стала бы настолько эпичной без поистине незабываемых злодеев. Если Дарт Вейдер известен своим телом киборга и костюмом, который помогает ему дышать, барон Харконнен страдает болезненным ожирением такой степени, что полагается на антигравитационные «подвески», поддерживающие его тело.
И хотя некоторые считают образ второго злодея оскорбительным — оба запоминаются фанатичностью, безжалостностью и склонностью к геноциду. И, кстати, оба связаны с главным героем семейными узами: например, барон Харконнен — отец леди Джессики и дедушка Пола. Вот такие семейные разборки.
Все, кто видел приквелы «Звездных войн», знают, что Энакин Скайуокер считался Избранным, который, согласно предсказанию, восстановит равновесие в Силе. Точно так же Фримены в «Дюне» считают Пола Махди — «тем, кто приведет нас в рай». Несмотря на нежелание брать на себя роль мессии, герой принимает имя «Муад'Диб» и ведет Фрименов против Харконненов и Империи.
Роли, отведенные обоим персонажам, ложатся тяжелым бременем на их плечи, но «Дюна», в отличие от «Звездный войн», показывает более темные последствия, к которым приводят действия спасателя.
Герой каждой истории — молодой человек, которого поглощает грандиозное приключение, определяющее судьбу вселенной. Люка Скайуокер — мальчик с фермы Татуина, который в будущем станет джедаем и будет сражаться с Империей. Пол же — наследник Дома Атрейдесов, знатного рода, втянутого в войну против Дома Харконненов и Империи Коррино за контроль над планетой Арракис. В итоге и Люк, и Пол помогают установить новый мировой порядок, а их приключения становятся поистине легендарными.