Идеи детерминизма, и почему мы, возможно, ничего не контролируем (альтернативное мнение)

Блогер поделился в Сети мыслями о том, что наш мир, наши действия случайны и мы не контролируем себя, как думаем

Вера в то, что наше будущее имеет много возможностей, основана на наборе субъективных предположений. Но что происходит на самом деле – мы управляем собой и своей жизнью, или действуют другие силы? Какую роль играет наше собственное субъективное восприятие реальности? Есть ли у нас свободный выбор, или все запрограммировано кем-то?

Блогер Джош Занкан опубликовал в Интернете философскую статью-рассуждение о псевдослучайностях нашего мира, нашей жизни, подняв волну обсуждений в Сети. Давайте ознакомимся с ней получше.

Субъективный опыт людей, образно говоря, имеет невероятную силу. Мало того – он необходим для нашего выживания как вида, поэтому на самом деле обойти его или как-то изменить невозможно. Независимо от того, сколько мы знаем, независимо от того, насколько объективность, логика или наука объясняют какой-то факт или явление, наш субъективный опыт всегда будет побеждать. Он впечатывается в наше сознание. Вот почему мировоззрение не изменится даже после прочтения этой статьи – это невозможно. Все, что изложено здесь, – это собственная принятая логика и система убеждений автора. Никто ничего не сможет сделать так, чтобы изменить ваш собственный субъективный опыт. Вот насколько удивительно сильны наши субъективные переживания.

Есть две вещи, с которыми мы можем согласиться как с абсолютными фактами

Marcus P. / unsplash.com

Во-первых, у вас есть окончательное прошлое. То, что вы сделали или испытали, уже существует и не подлежит отмене. Ваши воспоминания о тех событиях могут быть несовершенными, они могут отличаться от чужих, но это вещи, которые уже произошли, и у вас нет возможности вернуться и изменить их.

Во-вторых, у вас есть окончательное настоящее. В этот самый момент вы читаете эти слова. И каждый текущий настоящий момент, который у вас будет, также будет окончательным.

Тем не менее по какой-то причине, несмотря на то, что у нас есть окончательное прошлое и окончательное настоящее, мы не рассматриваем будущее таким же окончательным. На самом деле большинство способов мышления рассматривают будущее как строго неопределенное и неидентифицированное. Мы можем сделать все что угодно. Мы можем сделать наше будущее таким, каким мы хотим, основываясь на своем собственном выборе.

Предполагая, что вы читаете этот текст на своем телефоне, давайте рассмотрим некоторые варианты для вашего будущего «я»: вы можете продолжать читать, вы можете переключиться на другое приложение, вы можете бросить свой телефон в стену или даже просто завыть, как волк. Вы буквально можете делать все что захотите в следующий момент.

Так. И что вы сделали?

Becca Tapert / unsplash.com

Очевидно, что если вы продвинулись достаточно далеко, чтобы увидеть этот вопрос, то вы все еще читаете данный текст. Может быть, вы отложили телефон, чтобы воспользоваться душем, а затем вернулись к чтению. Или вы подбросили телефон в воздух только для того, чтобы убедиться, какой вы умный и оригинальный (здесь никакого суждения не может быть – вы праве делать все что угодно, хоть выть волком).

Теперь вот что хотелось бы знать. Почему вы выбрали именно этот вариант поведения? И что еще более важно – почему вы не выбрали что-то другое? Это при условии, что вы вообще что-то выбрали. Может быть, вы сделали что-то полностью рефлекторно – улыбнулись, или нахмурили брови, или рассмеялись, или выпалили что-то оскорбительное об этом идиотском тексте.

Но что еще более важно – можете ли вы представить, что делаете что-то еще, кроме того, что вы сделали?

Скорее всего, ответом на этот последний, самый важный вопрос будет громкое уверенное «да». Ну конечно, это легко представить в случае чтения (если я что-то читаю, то я склонен продолжать это читать). Но попробуйте проделать это с другими сценариями поведения. Вы скажете: я знаю, что все еще могу сказать «да». Я провожу большую часть своей жизни в каком-то внутреннем конфликте или в состоянии нерешительности. Я слишком много думаю, слишком осторожно отношусь к большинству вещей, которые делаю. Я трачу слишком много энергии на то, чтобы делать все размеренно и обдуманно. Поэтому, конечно, я могу представить, что принимаю различные решения. Я почти всегда делаю другой выбор каждый раз, когда мне это нужно.

Но на самом деле я не знаю, что бы я сделал. Это все лишь предположения.

Поскольку невозможно вернуться и попробовать что-то другое, вы никогда не узнаете, сделали бы ли вы это в реальности. Это эксперимент, который никогда, никогда не может быть воспроизведен. Вы можете захотеть что-то изменить, если в итоге вы сделали что-то неправильно и хотели бы исправить, но это только задним числом. Но если бы все исходные условия остались теми же самыми, в тот самый момент, в этом точно настроении, вы бы действительно сделали что-то другое? А зачем вам это? Для аргументации предположим, что это так. Если бы все было точно так же, что вызвало бы разницу?

blog.hibu.com

Мы анализируем этот мыслительный процесс, чтобы установить, что идея неопределенного будущего – это то, что мы считаем само собой разумеющимся. Но на самом деле мы этого не знаем. Мы знаем, что мы личности, мы знаем, что чувствуем, что у нас есть свободная воля, и мы знаем, что почти все говорят нам, что мы отвечаем за нашу жизнь и контролируем нашу судьбу. Мы знаем, что в детстве нам говорят, что, когда мы вырастем, мы сможем быть тем, кем захотим быть. И мы верим в это, потому что именно так мы это переживаем. Мы не просто катимся, гонимые рукой судьбы, как шары в пинболе, выходящие из желоба. Мы знаем, что сами принимаем свои собственные решения.

Когда мы складываем все эти знания, то, естественно, выходит, что наше будущее неопределенно. Конечно, все находится под нашим контролем!

Не хочется разуверять вас, но это все еще остается предположением. Это предположение, основанное на информации, и это не необоснованный вывод. Но есть основания для альтернативы, корни которой лежат в более твердой логике. И все начинается с того, что мы подразумевали ранее:

1. Причина имеет следствие. Если вы не изменяете причину, вы не можете изменить следствие, и поскольку причина – это наше прошлое, она не может быть изменена.

2. Вы сделаете только один выбор, и, таким образом, у вас может быть только одно будущее

Martin Sanchez / unsplash.com

Чтобы это было ясно, скажем, что мы определяем наше будущее в буквальном смысле. То, что вы делаете сейчас, определит будущее, или, по крайней мере, повлияет на него (или, во всяком случае, вы попытаетесь это сделать). Подготовленный человек, вообще говоря, имеет наибольший успех влиять на свое будущее, но дело не в этом. На самом деле речь идет о том, как мы принимаем решения в нашем окончательном настоящем, или скорее о том, что наши решения достаточно детерминированы, так что они практически оказываются уже принятыми. Речь о том, что мы никогда не будем делать ничего другого и что это всегда будет так.

Мы не рождаемся чистыми листами. В каждом человеке заложены семена свойств и качеств, и с самого начала некоторые из этих семян естественным образом прорастают из-за генетики. А также, вероятно, эти качества проявляются по вине целой кучи кошмарных вещей, которые науке еще предстоит раскрыть, – вроде того, что должны и не должны делать пары, которые ожидают ребенка (список этих вещей уже сейчас вызывает достаточно беспокойства). Такова наша природа.

Между тем наша окружающая среда, которая включает в себя все: семью, друзей, соседей, социально-экономический статус, работу и жизненный опыт, – решает, какие из других семян будут политы и взращены, чтобы расцвести. Если вам особенно повезло, все плохие семена остаются чахлыми, а если вам повезло больше всего, они вообще отсутствуют. Большинству людей, как показывает опыт, слегка повезло, но речь сейчас не о том.

Но именно здесь начинается наш индивидуальный шаблон. В нашем очень раннем детстве, до того, как развившийся разум возьмет верх, естественно проросшие семена определяют и демонстрируют то, как мы ведем себя в нашей среде. То, как мы себя ведем, затем влияет на то, как наша окружающая среда реагирует на нас (в координации с характеристиками этой среды), а среда в свою очередь затем определяет, какие семена будут поливаться.

Когда мы становимся старше, некоторые вещи, которые мы узнаем из нашего окружения, становятся сознательными уроками, а некоторые становятся частью наших приобретенных инстинктов. То, как эти уроки объединяются, чтобы сформировать человека, которым мы становимся, представляет огромный потенциал.

Sammy Williams / unsplash.com

Мы сосредоточились на обзоре развития идентичности и личности по двум причинам.

Во-первых, внешняя причина и следствие более очевидны. Мы видим, как это происходит каждый день. Как вид мы, как правило, хорошо улавливаем закономерности, особенно после того, как сталкиваемся с ними несколько раз. Это умение свидетельствует о том, что наша окружающая среда способна влиять и формировать нас в первую очередь.

Вторая причина заключается в том, что самая большая проблема с идеей определения заключается в том, как она вписывается в наш субъективный опыт контроля и автономии. Поскольку многие из нас так стойко чувствуют, что наше поведение и выбор являются результатом нашего собственного «я», важно понимать, что то, кем вы являетесь как личность, имеет очень мало общего с вами вообще. Мы являемся результатом нашего опыта, смешанного с нашей природой. То, как мы чувствуем, думаем и ведем себя, не является нашим собственным творением.

Это применимо, даже если вы являетесь человеком, который берет на себя контроль. Допустим, вы пошли на терапию к психологу, чтобы получить помощь в борьбе с вредными мыслями, чувствами или поведением. Чтобы сделать это, вы для начала должны быть человеком, открытым для терапии – либо по своей природе, либо по опыту, делающему вас способным открыться другому человеку. Неважно, что дало эту открытость – то, как вы были воспитаны, или события, которые произошли в вашей жизни позже.

Вы наверняка слышали об алкоголиках, которые становятся трезвыми только после того, как они достигли своего «каменного дна». Дело не в том, что до этого они не знали, что им нужно стать трезвыми. Просто они были такими, поскольку эти люди не были способны к трезвости, пока не достигли самого дна. Этот опыт достаточно мощный, чтобы перевернуть их мысли, чувства и поведение. (Отметим для протокола: это всего лишь один тип алкоголика/наркомана. Не все из них на самом деле должны достичь дна, прежде чем они смогут стать чистыми и трезвыми, во всяком случае «каменное дно» не выглядит одинаковым для всех. У каждого есть свой собственный стандарт для возвращения к норме, и ни один из них не является правильным или неправильным).

Процесс, через который проходит человек, чтобы быть тем, кто он есть, – от рождения до настоящего момента, весьма сложен. И когда вы учтете, что это произошло абсолютно с каждым человеком, в каждый момент каждой отдельной жизни, и все эти люди сталкиваются друг с другом, что создает внешние причины и следствия, которые происходят одновременно с внутренними причинами, то вы убедитесь, что это явление мы не можем полностью препарировать. Это блок-схема, которую мы никогда не сможем постичь. И даже если бы она была развернута прямо перед нами, мы вряд ли когда-либо смогли бы все это отследить.

Но мы можем создать мелкомасштабную модель этой блок-схемы всего за один момент. На самом деле мы могли бы создать довольно большую модель, чтобы продемонстрировать, насколько хорошо эта логика вписывается во всевозможные переменные и сложности, но ради сохранения этого обсуждения в пределах разумной длины сделаем его простым.

Итак, вот моделирующая ситуация:

Vladimir Proskurovskiy / unsplash.com

Вы застряли в пробке, и у вас есть выбор. Оставаться на месте и переждать ее или свернуть при возможности, выехать из пробки и вернуться домой? Что вы сделаете? Если у вас был плохой день, то, возможно, вам понравится идея побыть в удобной тихой машине, где ничего не происходит, – это будет хорошей передышкой, поэтому вы останетесь. Или, в зависимости от того, какие ваши семена дали всходы, для вас плохой день означает, что вы становитесь раздражительным и нетерпеливым. Вы хотите просто поскорее добраться до этого чертова дома. А может, дома вас ждет что-то, что поможет быстро расслабиться.

Может быть, ваш день был прекрасен, но сейчас вы должны пописать и поэтому вынуждены поторопиться вперед. Или, как правило, вы всегда выбираете долгий путь домой, если можете продолжать движение, а не тот маршрут, который занимает меньше времени, но означает, что вы проведете половину пути в тупике.

В то время как в вашем распоряжении есть варианты, то, кем вы являетесь в этот момент и где находятся ваши ум, тело и эмоции, определит, как вы взаимодействуете с этой ситуацией – с этой средой. И вы в итоге предпримете лишь одно реальное, окончательное действие, которое будет результатом каждой из этих присутствующих деталей, даже тех, о которых вы не знаете. Включая все о том, кто вы есть на этот момент, – а вы были сформированы всем вашим опытом, приведшим к этому событию – от семян, проросших в вас от природы, до среды, которая питала другие семена, – вплоть до дня, который у вас только что был.

Этот момент, в котором вы находитесь прямо сейчас, является единственным моментом, когда вы когда-либо будете здесь; это единственный момент, когда эта точная, гиперспецифическая комбинация деталей будет присутствовать вся сразу. Все привело к этому. Теперь решение зависит от вас. Вы либо остаетесь в пробке, либо едете обратно домой. (Или, возможно, вы могли бы сделать что-то еще. Вы, например, можете потерять рассудок: медленное движение станет последней каплей, которая заставит вас сойти с ума и раздеться догола, бежать по улице и кричать. Но даже тогда это будет ваш выбор в единственном моменте времени).

Вы можете посмотреть на приведенные выше примеры и сказать: «Видите, будущее не определено. Этого еще не произошло, и я решаю это прямо сейчас».

Здесь можно отметить, что выбор, который вы делаете, находится в ситуации, которая настолько сильно выходит за пределы вашего контроля, что даже мысль о том, что вы имеете такое большое влияние на свое будущее, как часто людям кажется, должна быть отправлена прямо на свалку. Широкий разброс мелких событий и причин, которые привели к тому, что вы застряли в пробке в этот самый день, может составить целую отдельную книгу. Сюда может входить все что угодно – от ремонта дороги до погодных условий, от экономических требований и моделей жизни, которые привели к рабочему дню с 9 до 17, до психологии личной эффективности водителя. От аварии на автомагистрали до поведения других водителей вокруг вас, которое тоже основано на всем, что происходит в их жизни и по такой же сложной схеме, как и ваша. Все эти вещи находятся очень далеко за пределами вашего контроля.

Wilhelm Gunkel / unsplash.com

Но у вас есть выбор, как поступить, и это маленькое решение является вашим единственным вкладом в собственное будущее. Вы будете решать, и у вас будет причина для этого выбора. Когда люди говорят: «Все происходит по какой-то причине», они имеют в виду либо случайность, либо то, что в будущем будет компромисс для любого трудного времени, которое вам придется переживать. Но предпочтительнее другое, противоположное прочтение этой фразы, которое заключается в следующем: «ничто не случайно». Это произошло не просто так. Всегда есть причина для каждого следствия.

И если ничто не заставляет вас остаться, в то время как все условия, наоборот, заставляют вас уйти, то вы свернете на следующем съезде с трассы. Если вы разрываетесь между двумя вариантами, потому что у вас есть причины и для того, и для другого, то одна из причин обязательно выиграет. Это будет зависеть, опять же, от того, кем вы являетесь в данный момент. Потому что это самовоспроизводящийся цикл.

Для того чтобы ваше будущее имело более одной возможности, вам нужно, чтобы было более одного набора настоящих деталей, которые вас и эту ситуацию сформировали. И поскольку это невозможно, вы в итоге примете решение, которое вы всегда принимали и собираетесь принимать впредь. Выполняйте сценарий хоть септиллион раз, но, если вы не измените одну из деталей, вы всегда получите один и тот же результат. И это может сделать только одно изменение детали! Только одна крошечная деталь может абсолютно изменить ситуацию. Но не всегда.

Кроме того, нельзя изменить то, что уже произошло. Что сделано, то сделано. Вот только у вас никогда не будет возможности для изменения детали. Вы не могли бы изменить ее, даже если бы очень захотели, потому что наш мозг всегда идет на шаг позади. Он всегда реагирует на то, что только что произошло, даже если это время составляет всего лишь долю секунды, но все-таки оно уже в прошлом.

Но будь то десять миллисекунд или десять лет, прошлое есть прошлое, и оно заперто окончательно. Невозможно изменить детали без движения вперед, еще одно следствие одного момента становится еще одной частью причины следующего. На первый взгляд может показаться, что научный метод противоречит этой идее, учитывая, что по большей части он наблюдает различные эффекты, проистекающие из одной и той же причины. Сила научного метода заключается в том, что он точно определяет конкретные причинно-следственные связи, медленно, но верно добавляя данные к этой постоянно расширяющейся блок-схеме и нашему пониманию существования.

Когда этот процесс происходит с каждым человеком в каждый момент его жизни, то все это выглядит случайным. Но это не так.

Это совершенно точно. Потому что случайностей… на самом деле вообще не существует в нашей жизни. Не так, как вы думаете, а в практическом смысле.

Итак, по определению – да, случайность существует. Случайное означает что-то, что сделано, выбрано и т.д. без метода. Что-то, что не является преднамеренным, сознательным решением. То, что не следует какому-либо различимому шаблону, мы также рассматриваем как случайное, хотя это явно неправильное использование термина. Но это не истинная случайность в научном смысле. Есть даже термин, применяемый для описания вещей, которые кажутся случайными, но на самом деле таковыми не являются – «псевдослучайный».

Robert Stump / unsplash.com

Такие вещи, как бросание игральных костей, перетасовка колоды карт, вытягивание жребия из шляпы, подбрасывание монеты или использование генератора случайных чисел, являются псевдослучайными. Мы называем их случайными только потому, что это ближе всего к определению, но истинная случайность, если она вообще существует, происходит только на субатомном уровне. Мы что, принимаем решения на субатомном уровне? Во всяком случае не сознательно. В нашем мозгу существует квантовая активность, которая формирует молекулы и запускает нейроны, но то, что это означает для нас с точки зрения мыслей, чувств, поведения, причин и следствий, с научной точки зрения намного сложнее, чем это краткое изложение.

Как ни странно, поскольку мы чувствуем контроль над своей жизнью, идея случайности вступает в игру довольно часто. Если люди не считают, что их будущее – это то, что они делают, то они оказываются по другую сторону баррикад с утверждением: «Все может случиться». И да, когда вы не знаете, что будет дальше, в действительности может произойти все что угодно. Можно сказать, что это одна из причин, по которой нам нравится идея случайности – чтобы мы могли отдохнуть от всего этого контроля, с которым вынуждены постоянно жить. Случайность делает нашу жизнь живой, ведь всякое может случиться! Она удерживает нас на стадионах во время спортивных мероприятий, она дает игрокам надежду победить, и в основном именно она помогает нам пережить очередной день (но только когда не сопровождается беспокойством о неизвестности).

Конечно, это чувство также подразумевает, что все, что находится за пределами наших собственных действий, в значительной степени зависит от некоторой космической роли игральных костей. Мы либо контролируем ситуацию, либо все происходит совершенно случайно. Все что угодно, абсолютно что угодно может случиться.

За исключением того, что это тоже предположение. Если причины события находятся в прошлом, а прошлое является окончательным, то, даже если предположить, что есть место для ошибок, следствие должно быть, по крайней мере, сильно ограниченным. Эффект может удивить и взволновать нас, а событие показаться странным, но это не так. То, что мы не можем предсказать будущее, не означает, что это азартная игра и вопрос манипулирования этим шансом с помощью таких вещей, как трудовая этика или чистая сила воли. Да, тяжелая работа может быть причиной, которая влияет на следствие, но ваша трудовая этика также является следствием со своей причиной. Это также далеко не единственный релевантный фактор.

Jeswin Thomas / unsplash.com

Мы настолько озабочены попытками взломать код будущего, что у нас есть целая математическая школа мысли и целая индустрия, построенная вокруг статистики. Мы отслеживаем погоду, мы смотрим отчеты о дорожном движении, ставим дисклеймеры – отказы от ответственности всюду, где только можем их разместить, и мы смотрим предыгровые шоу, где спортивные комментаторы могут угадать, как будут проходить игры. Нам не нравится не знать, что грядет, и мы реагируем на это чувство тремя уникальными (но не взаимоисключающими) способами: мы пытаемся предсказать это, мы пытаемся повлиять на это или мы разводим руками и делаем ставку на веру, что все будет хорошо. И в целом мы довольно хорошо справляемся со всеми тремя этими действиями. Мы цепляемся за все что угодно, не желая принимать идею о том, что будущее так же окончательно, как наше прошлое или наше настоящее.

Но... что, если бы мы могли предсказать будущее?

Никто не говорит, что мы можем это сделать. Но это реальный вопрос. Что, если бы мы могли предсказать будущее? Если бы вы могли идти по жизни, точно зная, что произойдет, что бы вы сделали? Какой выбор вы бы сделали по-другому? Что бы вы изменили?

Ответ: абсолютно ничего. Вы можете попробовать предугадать, что впереди. Особенно если ваше будущее оказалось бы ужасным, то да – вы определенно попытаетесь это сделать. Но это не имело бы никакого значения. Потому что знание будущего теперь будет являться частью причины, которая создает эффект, приводящий вас к моменту. Оно все равно приведет вас туда, куда вы и так всегда шли.

Допустим, у вас была бы машина, которая показала бы вам ваше будущее. Не ваше абстрактное будущее, а окончательное, одно, истинное, возможное будущее. Не ваша текущая траектория, не самый вероятный исход. А Будущее.

Вы бы делали одни и те же вещи и принимали одни и те же решения независимо от того, насколько, казалось бы, вы контролируете результат.

Допустим, вы использовали эту машину, когда застряли в пробке, и она показала вам, что вы собираетесь выйти на следующем съезде, обогнуть пандус, а на дороге будет олень. Вы свернете, чтобы избежать столкновения с оленем, перевернетесь через ограждение, упадете на набережную внизу, и погибните в огненном пламени.

Извините. Но вот что произойдет. Потому что, опять же, машина не показала вам возможность будущего, она показала вам ваше окончательное будущее. И вы можете иметь только один вариант. В конце концов решение принимается, и предпринимается действие. Будущее, которое кажется открытым, станет вашим окончательным настоящим. И все это ваше. Олень, поворот, набережная, мучительная гибель. Даже если вы знаете, что это произойдет, когда это произойдет и как это произойдет.

Так что, даже если вы будете знать все это, почему это все равно произойдет? Зачем вам делать все тот же выбор?

Как вы думаете, почему это вообще зависит от вас?

Потому что так кажется? Ну и что?

Ответы на эти вопросы столь же объемны и разнообразны, как и сами люди. Может быть, машина показала вам, что произойдет, и в этот момент вы высокомерно сказали: «Нет, к черту эту машину, я приготовлюсь к тому, что будет». А затем вы сворачиваете за поворот, и вас охватывает паника, когда вы видите оленя, заставляя рефлекторно дернуть руль в сторону. Может быть, вы думали, что запаниковали в видении, которое показала вам машина, потому что олень испугал вас, – а оказывается, это было потому, что вы знали, что то, что показала вам машина, было окончательным, и это вызвало у вас панику, когда вы столкнулись с моментом. Или... ну, все остальное. Может быть, вы убедили себя, что все это чушь, и просто поехали дальше, как будто у вас вообще не было никакого знания будущего. Но, честно говоря, это все лишь широкая гипотеза. С уверенностью можно утверждать лишь то, что у вас есть только одно возможное будущее, и, если бы вы увидели, как обернутся события, вы все равно сделали бы все именно так, как вам было показано.

Итак, ясно, что все это является абсолютным доказательством того, что, вне всякого сомнения, наше будущее определено, верно?

Ну, нет. Конечно, нет. Вспомните то, что было изложено вначале. Идея о том, что мы контролируем свое будущее, основана на субъективных предположениях, тогда как решимость коренится в более твердой логике. Вот ключевой момент: более твердая логика. Однако не совсем твердая. Сделаем еще пару предположений, которые было бы нечестно не выделить.

Как упоминалось ранее, причинно-следственная закономерность – это то, что мы не сможем расшифровать. Это блок-схема, которую мы никогда не смогли бы создать, и даже если бы она была представлена нам, мы никогда не смогли бы отследить на ней все связи. Тут мы сталкиваемся с чем-то настолько обширным и сложным, что, весьма вероятно (почти гарантированно), можем полагать – существуют механизмы, которые находятся за пределами нашего понимания. Давайте предположим, что свойства причинно-следственной связи могут быть применены к нашему вопросу, потому что, исходя из того, что мы знаем, логически они должны работать.

Но я не знаю того, чего не знаю.

 Getty Images

Второе предположение включает в себя возможность случайности на субатомном, квантовом уровне и то, как это влияет на нас, если вообще влияет. Даже эксперты – люди, которые знают об этом больше всех, все еще находятся на относительно ранних стадиях понимания науки и поиска ответов на то, как работает Вселенная. Вопрос, который нужно задать, – влияет ли истинная случайность, существующая на субатомном уровне, на нашу повседневную жизнь хотя бы в малой мере неразличимыми способами? Или она изменяет широкую траекторию нашей жизни или, если взять еще шире, траекторию развития человека? Существуют ли большие, внезапные случайности, которые смещают наши пути во все новые стороны?

Никто не знает. Консенсус, похоже, заключается в том, что квантовая случайность действительно случайна, но даже в этом случае есть школа мысли, которая выдвигает гипотезу, что это не так. Даже эта квантовая активность следует детерминизму, который нам еще предстоит идентифицировать.

Так что да, мы все еще должны принимать некоторые вещи как должное. Тем не менее разница, которую следует отметить, заключается в том, что вещи, которые мы принимаем как должное, не являются результатом субъективных предположений, и поэтому их не следует взвешивать так же одинаково. Причина в том, что субъективные предположения делаются для объяснения только невероятно узкого взгляда на наш собственный личный опыт, в то время как предположения, которые мы делаем здесь, учитывают вещи, полностью выходящие за рамки нашего личного опыта и даже самой науки, какой мы ее знаем. То есть субъективные предположения рассматривают наш опыт как все, в то время как предположения детерминизма признают вещи, которые мы не только не знаем, но, возможно, никогда не сможем познать. Эти предположения должны быть сделаны, и поскольку они полностью вписываются в наши основные принципы логики, они заметно безопаснее, чем те, которые используются в нашем субъективном опыте.

Так что же все это значит для нас? Какой смысл во всем этом, если это убеждение ничего не сделало, чтобы изменить наш субъективный опыт?

Давайте подробнее остановимся на том, что имеется в виду под словами, что наш субъективный опыт остался неизменным.

Короче говоря, мы все еще беспокоимся о вещах. Мы все еще слишком много думаем о большинстве решений в своей жизни, мы все еще беспокоимся о неизвестном, мы все еще работаем над достижением целей в надежде повлиять на возможности нашего будущего, чтобы быть счастливыми, даже если мы считаем, что есть только один вариант в первую очередь. Наша жизнь и наше будущее по-прежнему очень нуждаются в том, чтобы чувствовать, что в мире есть порядок, и очень вероятно, что эта потребность подталкивает задуматься о достоинствах решимости, быть более открытым для нее и даже придать ей ценность.

Мы также тратим много умственной энергии на оценку всех возможных сценариев своей жизни, что обычно связано со значительным сожалением, потому что по какой-то причине этот ход мыслей «что-если» никогда не затрагивает правильных решений, которые мы принимаем.

Кроме того, ничто из этого не означает, что саморефлексия бесполезна. На самом деле, это одна из самых важных вещей, которые человек может сделать, но, возможно, важнее то, что можно просто дать себе передышку. Конечно, может быть, вы облажались в каком-то сценарии, который продолжает воспроизводиться в вашей голове снова и снова, и было бы неплохо извлечь из этого урок, но утешайтесь знанием того, что, логически говоря, так будет происходить всегда, и, в худшем случае, только часть этого будет под вашим контролем. По-прежнему берите на себя ответственность, и, конечно, по-прежнему держите себя в руках – это всегда важно, но как только вы переживете событие, двигайтесь дальше.

Теперь вы знаете, что выбор – это условность. Только от вас зависит, как вы воспользуетесь этим знанием. Скорее всего, вы будете делать с ним то, что вы всегда собирались делать, и так будет в любом случае.

Источник статьи: We Aren’t in Control of Anything (Including Ourselves) 

Обложка: Johannes Plenio / unsplash.com

Оцените новость:
1 310
Источник — © 1gai.ru
Автор — Eric

Следите за нами в соцсетях

Новостная рассылка


Рассылка анонсов статей производится каждый понедельник