10 разорившихся компаний, которые хотели покорить мир, но потерпели крах

Marussia Motors, ООО «Городской автомобиль» и Blackberry — какие еще компании потерпели крах. 

Крупные компании настолько известны, феноменально богаты и устойчивы, что нельзя даже представить, что они могут обанкротиться. Это кажется просто невозможным. Но, как оказалось, в мире есть множество компаний, которые потерпели неудачу и прекратили существование по разным причинам.

Иногда из-за плохо продуманных или ненужных решений своих владельцев; иногда они плохо видели будущее; а некоторых сгубила жажда прибыли.

Ниже мы в 1Gai.Ru собрали оказались банкротами из-за неверных решений и стечений обстоятельств, которые в итоге ушли с рынка и стали для мира забытым прошлым. 

1. Социальная сеть Friendster могла быть крупнее и популярнее ********, но исчезла, выстрелив себе в ногу и приняв кучу неверных решений

The Washington Post 

Что произошло: Социальная сеть Friendster была основана в 2002 году, до появления сетей MySpace и ********. За первые несколько месяцев она набрала 3 миллиона пользователей и получила много внимания со стороны средств массовой информации. Деятельность сети освещалась в журналах Time Magazine, Esquire и других крупных изданиях. Основатель и генеральный директор Джонатан Абрамс даже был приглашен на популярное шоу Jimmy Kimmel, идущее в прямом эфире.

Однако успех Friendster привел к проблемам. По мере того как сеть становилась все более популярной, ее перегруженный вебсайт становился все медленнее. Дела стали настолько плохи, что загрузка веб-страницы Friendster занимала целых 40 секунд. Кент Линдстром, инвестор и один из первых сотрудников Friendster, утверждал, что вместо того, чтобы сосредоточиться на технических вопросах или проблемах с производительностью, правление говорило о конкурентах и добавляло новые, ненужные функции, такие как услуги интернет-телефонии и VoIP (передача голоса по интернет-протоколу).

Другая проблема состояла в том, что после того, как пользователь создал свой профиль в социальной сети Friendster, дальше ему там было нечего делать. Между тем другие сайты социальных сетей, такие как Myspace, добавляли востребованные пользователями функции — блоги и другие инструменты для расширения профилей. Техническая слабость Friendster сказалась в том, что добавление этих новых функций только еще больше замедляло работу сайта.

Основатель Friendster Джонатан Абрамс совершил большую ошибку, не продав в 2004 году сеть компании Google, которая предложила за социальную сеть 30 млн долларов. Сейчас эти 30 миллионов превратились бы в 1 миллиард, но тогда предложение было отклонено под влиянием совета инвесторов.

Вдобавок ко всему Абрамс устраивал вечеринки, а не занимался починкой Friendster. В период с 2004 по 2006 год компания Friendster сменила пять генеральных директоров. К 2006 году у Friendster почти закончились деньги, и она вдвое сократила штат сотрудников — до 25 человек. Венчурные инвесторы подумывали о ее закрытии, и Viacom предложили приобрести Friendster за 5 миллионов долларов, но вместо этого частные инвесторы вложили в компанию 3 миллиона долларов.

К 2007 г. компания Friendster смогла восстановить доверие к себе и устранила большинство проблем, замедлявших работу сайта, а в 2011 году удалила все данные своих пользователей, чтобы перезапустить его уже как игровой сайт. Однако, несмотря на миллионы зарегистрированных пользователей, Friendster не мог предоставить им связь друг с другом. И поскольку сеть была слишком слабой, новый интерфейс не помог. В 2015 году сайт закрылся.

2. Крупнейшей сети MySpace не удалось выдержать конкуренцию с ********

Getty Images / Corbis Historical

Что произошло: Все, что ей нужно было сделать, — это ничего не менять, чтобы люди опять вернулись к ней после проверки ********. Вместо этого они избавились от всего, что людям нравилось на сайте, и не внесли никаких полезных изменений.

Когда у сети Friendster возникли технические проблемы, на сцену вышла социальная сеть Myspace и предложила пользователям неограниченный сервис. Люди могли настраивать свои страницы и получили новые востребованные функции — сообщества по интересам, блоги, размещение фото и видео, прослушивание треков. Сеть была запущена в 2003 году и была приобретена News Corporation за 580 миллионов долларов в 2005 году. С тех пор и до 2009 года это была крупнейшая социальная сеть в мире.

После приобретения владельцы Myspace сосредоточились на доходах, а не на технологической платформе, жертвуя удобством использования и игнорируя желания пользователей. Это привело к многочисленной навязчивой рекламе, где людей просили подписаться на кредитные карты или другие услуги. Кроме того, деньги были вложены в ресурсы разработчиков для создания разделов, которые, как ожидалось, приносили бы больший доход.

В конечном счете низкое качество продукции, в том числе глючные продукты поверх отрывочной рекламы, перерасход средств (120 миллионов долларов якобы было потрачено на разработку и запуск Myspace Music), юридические баталии, которые подорвали общественный имидж сети, и конкуренция со стороны ********, Bebo, Twitter привели к упадку Myspace.

Несмотря на многочисленные попытки ребрендинга, Myspace не вернула свой былой успех, достигнутый в 2005 году. В 2008 году ******** обогнал Myspace и стал крупнейшей социальной сетью в мире. В 2011 году Time Inc. приобрела Myspace за 35 миллионов долларов, и теперь эта платформа социальных сетей небольшого масштаба ориентирована в основном на музыку.

3. Интернет-магазин Юлмарт обанкротился, пав жертвой собственных владельцев

 kommersant.ru

Что произошло: Крупнейший сетевой ритейлер с миллиардным капиталом прекратил существование. Первый склад-гипермаркет был открыт в 2008 году в Санкт-Петербурге. А. Никитин и М. Васинкевич задумали новый формат — будут применены терминалы для заказа электроники и компьютерной техники и сразу же выдача покупателю. В 2008 году в бизнес вступили Д. Костыгин и А. Мейер. Журнал Forbes ставил Юлмарт на третью строчку в ряду крупнейших компаний страны с капиталом в 1,4 млрд долларов.

Причиной начала конца называют падение курса рубля в 2015 году, когда Юлмарт накопил долгов перед поставщиками на 6 млрд рублей, и сумма продолжала расти, за год увеличившись вдвое. Далее начались корпоративные битвы, когда один из собственников попытался выдавить другого, занизив стоимость его пакета акций намного ниже рыночной цены. Костыгин для инвесторов оценил компанию в 2 млрд долларов, но для Васинкевича, по его мнению, эта цена была всего 30 млн долларов.

Корпоративный конфликт усугублялся, и дело дошло до того, что Костыгин, покинув совет директоров, переуступил требования к нему со стороны банка в 550 млн рублей человеку, которого журналисты называют родственником его жены. Последний немедленно обратился в суд за деньгами и заявил о банкротстве Юлмарта. Судом был наложен арест на все активы компании. Выяснилось, что несколько лет Костыгин брал деньги у банков, вливая их в Юлмарт. После ухудшения ситуации банки начали требовать вернуть займы. По сути, собственники сами разоряли Юлмарт, доведя ведущего ритейлера страны до состояния банкротства.

4. «Завод имени И.А. Лихачёва» — завод, переживший Великую Отечественную войну, но не выживший в современной России

mos.ru

Грузовые и легковые автомобили, бытовые холодильники, автобусы и велосипеды... Аббревиатуру «ЗИЛ» знали не только в нашей стране, но и в более чем 50 странах мира, куда отправлял свою продукцию этот один из некогда крупнейших работодателей столицы. Шутка ли, в лучшие годы автомобилестроительное предприятие генерировало под 100 тысяч рабочих мест!  

Что произошло: Упадок одного из старейших автомобилестроительных предприятий СССР, и в последующем России, происходил постепенно, но неминуемо и, по всей видимости, планомерно.

Расследований и версий разорения ПАО «Завод имени И.А. Лихачёва» существует множество. Одни расследователи предполагают, что руководство пыталось изыскать средства и возможности дальнейшего развития предприятия, найти инвесторов, куда могли войти Fiat, индийский концерн Tata Motors, китайские и южнокорейские автопроизводители. Однако было одно «но» в лице правительства города Москвы.

"Однако правительство Москвы, которое контролировало 64% акций, было неуклонно – территории, которые занимало промышленное предприятие в центре столицы, больше интересны для строительства жилых зданий." - moneymakerfactory.ru

Опосредованно к моменту, когда началось дело о банкротстве завода в 2011 году, долг завода в 15 миллиардов рублей почти на 50% состоял из кредитных обязательств перед правительством г. Москвы.

"В 2011-м по инициативе заммэра Москвы по экономическим вопросам Андрея Шаронова был проведен конкурс на концепцию развития территории и архитектурное решение". - ru.wikipedia.org

Впрочем, признать банкротом завод требовали в то время и крупные бизнесы, в частности, ООО "Газпром межрегионгаз Москва", ОАО "Ростовэнергоремонт" и ЗАО "Эмпилс".

Весной же 2014 года, после приобретения петербургской «Группой ЛСР» права на застройку северной части бывшей территории ЗИЛа, начался снос построек (за исключением фасадов корпусов, имеющих историческую ценность), и большая часть производственных корпусов была снесена в 2015 году. К сожалению, утраченным оказался и музей истории ЗИЛа с мемориальным кабинетом Лихачева.

По другой версии, если не во всем, то во многом оказалось виновато руководство империи под названием "ЗИЛ", которое не смогло реорганизовать производство, перераспределить активы и разобраться со многими другими проблемами.

В новых реалиях гигант смог выдавить из себя лишь более-менее вменяемую разработку ЗИЛ-5301 , среднетоннажник, более известный под названием «Бычок», который, по мнению предпринимателей-владельцев (на кого и был нацелен), оказался "сырым", "ломучим", "нерентабельным" и достаточно неудобным для эксплуатации автомобилем.

Но, по всей видимости, правда, как всегда, находится где-то посередине, и какими бы благими ни были намерения тех или иных руководителей, связанных с заводом, свершившийся факт остается фактом: завод упразднен по причине банкротства, и по состоянию на 2022 год все производственные корпуса снесены.

5. Blackberry производили самый популярный смартфон в мире, но отказались от развития из-за упрямства

David Mcnew / Getty Images

Что произошло: Когда стоимость акций Blackberry упала, они объявили, что сосредоточатся на программном обеспечении, по сути, отказавшись от производства телефонов. Многие руководители Blackberry воспользовались своей долей рынка и приняли решение, что телефон с плоским сенсорным экраном не будет так популярен, но именно это и произошло.

В 2009 году журнал Fortune назвал Blackberry самой быстрорастущей компанией в мире, но к 2013 году цена акций Blackberry рухнула на 90%. Настойчивость — или упрямство — Blackberry в производстве телефонов с полной клавиатурой, несмотря на то что потребители предпочитали сенсорные экраны, считается основной причиной их неспособности идти в ногу с iPhone от Apple и Android от Google.

Хотя когда-то они контролировали 50% рынка смартфонов в США и 20% — в мире, к 2016 году Blackberry имела 0% доли рынка. В том же году Blackberry объявила о прекращении производства собственных телефонов и продала большую часть своих глобальных прав на брендинг китайскому производителю TCL.

В 2020 году Blackberry разорвала договоренность с TCL, а техасский стартап Onward Mobility приобрел лицензию на производство устройств 5G — одним из которых было устройство 5G BlackBerry с ОС Android и физической QWERTY-клавиатурой — для Blackberry в 2021 году.

6. Marussia Motors — компания шоумена Николая Фоменко обанкротилась, даже не начав выпуск автомобиля Marussia

nami.ru

Что произошло: Компанию Marussia Motors Фоменко зарегистрировал в 2007 году, поставив перед собой и совладельцами задачу выпускать суперкары, и даже построил прототипы автомобилей. Однако уже в 2014 году компания стала банкротом. В 2011 Николай Фоменко получил кредит на сумму 60 млн рублей, целевым назначением которого была разработка и производство амбициозного спорткара Marussia. В компанию были вложены многомиллионные средства инвесторов, получены кредиты на создание 44 прототипов и для проведения рекламной кампании для популяризации бренда. Правда, в продажу эти машины не пошли и были просто подарены друзьям владельцев компании.

В 2014 году проект Marussia Motors был закрыт, компания уже полгода терпела финансовые трудности и перестала платить сотрудникам. Сумма долгов перед работниками и поставщиками запчастей превышала 100 млн рублей. Однако после решения суда продать имущество для погашения долгов выяснилось, что оно было распродано еще до объявления банкротства.

И если компания Marussia Motors возлагала надежды на крупный госзаказ на выпуск президентского автомобиля «Кортеж», то эти надежды не оправдались — заказ отдали «НАМИ», а компании осталось объявить о своем банкротстве.

7. Компания Teledesic. Их целью было создать глобальную сеть низкоорбитальных спутников, которые обеспечили бы широкополосный доступ в Интернет почти всем жителям планеты.

 

Что произошло: Их финансировали технические титаны в области беспроводной связи. Единственная проблема заключалась в том, что такой технологии еще не было. Они обанкротились в 2002 году. Практический пример Teledesic преподается в Гарвардской школе бизнеса и других программах MBA как поучительная история.

Teledesic образовалась в 1990 году для создания глобальной широкополосной спутниковой сети и начала свою деятельность в 1994 году, когда Крейг Маккоу и Билл Гейтс вложили по 5 миллионов долларов каждый в этот проект. Амбициозная идея заключалась в том, чтобы обеспечить беспроводной доступ в Интернет по всему миру, чтобы, как рассказала газета «Сиэтл Таймс», полевые госпитали использовали его для передачи изображений консультирующим врачам в городах, а военные могли отправлять информацию подразделениям в отдаленных районах. При отсутствии даже базовой телефонной связи можно было бы получить доступ к данным, передаваемым на высоких скоростях с орбитальных спутников. Стоимость проекта составляла 9 миллиардов долларов.

Teledesic удалось собрать около 900 миллионов долларов наличными. Первоначально компания предполагала, что работа начнется к 2001 году. Но когда в 1997 году компания Boeing стала подрядчиком по созданию спутников, дату начала работы перенесли на 2002 год. Год спустя Boeing сменила Motorola, а дата начала была перенесена на 2003 год. К 1999 году спутниковая индустрия начала разваливаться. Две крупные компании спутниковой мобильной связи, Iridium и ICO, объявили о банкротстве, что еще больше отодвинуло дату начала — уже на 2004 год.

Затем Маккоу начал собирать и вкладывать деньги в Iridium и ICO для слияния с Teledesic; некоторые сотрудники начали чувствовать сильное разочарование. В период с 1993 по 2000 год в компании сменилось по крайней мере семь разных генеральных директоров. В то время как первоначальная идея включала запуск 840 спутников, контракт с Alenia Spazio включал уже только 30 спутников, а стоимость проекта была снижена до 1 миллиарда долларов. К тому времени штат Teledesic сократился до 50 сотрудников. В 2002 году Teledesic уволила всех сотрудников, кроме 10, приостановила контракт со спутником и официально остановила проект.

8. У Blockbuster был шанс купить Netflix, но они были очень глупы и отказались от покупки. Теперь компании больше нет, а Netflix стал мировым лидером стриминговых услуг.

Jorge Villalba / Getty Images

Что произошло: Хотя многие связывают падение Blockbuster с Netflix, компания по аренде домашних фильмов и видеоигр сокращалась еще до этого. Компания Blockbuster, основанная в 1985 году, росла до 2004 года, когда она достигла своего пика и насчитывала более 9000 торговых точек и около 58 500 сотрудников в США, продавая видеокассеты с фильмами в своих салонах.

Несмотря на то что Blockbuster являлась многомиллиардной компанией, совладелец Уэйн Хьюзенг беспокоился о том, как новые технологии, такие как видео по запросу и кабельное телевидение, повлияют на бизнес даже в начале 1990-х годов, особенно с учетом того, что число владельцев видеомагнитофонов перестало активно расти.

В 1997 году Warner Bros. предложила Blockbuster эксклюзивную сделку по аренде с ранним доступом, по которой Blockbuster могла выпускать напрокат DVD до того, как они поступят в продажу, но Blockbuster отказалась. Вместо этого Walmart ухватился за эту сделку, и другие массовые розничные продавцы начали продавать DVD по цене ниже оптовой. Blockbuster не мог конкурировать с такими ценами, что серьезно повлияло на его бизнес-модель.

В 2000 году соучредитель Netflix Рид Хастингс предложил компании Blockbuster купить Netflix за 50 миллионов долларов, но Blockbuster опять отказался, поскольку их генеральный директор Джон Антиоко считал, что это небольшой нишевый бизнес. Netflix тогда продавал подписку на фильмы с сайта без посещения клиентами видеосалонов.

Из-за плохого руководства, рецессии и конкуренции со стороны оптовых и розничных продавцов и новых технологий Blockbuster понесла значительные потери в доходах в конце 2000-х годов. В 2010 году компания подала заявление о защите от банкротства. В 2011 году Dish Network приобрела Blockbuster за 320 миллионов долларов. К 2018 году в сети осталось всего девять франчайзинговых магазинов, восемь из которых закрылись в том же году.

9. Проект «Е-мобиль» завершился, не успев начаться

ООО «Городской автомобиль» / «Е-мобиль»

Что произошло: Для создания первого российского гибридного автомобиля в 2010 году была создана компания ООО «Городской автомобиль», куда вошли ОНЭКСИМ и ЯРОВИТ Моторс, с бюджетом в 150 млн евро. Вдохновителем и основателем проекта стал владелец инвестиционной группы ОНЭКСИМ Михаил Прохоров.

Автомобиль планировалось выпускать в трех модификациях — городской хэтчбек, кроссовер-купе и фургон. Почти все комплектующие должны были быть отечественного производства, а стоимость автомобиля не превышала бы 490 тыс. рублей. Однако, несмотря на далеко идущие планы, в 2014 году проект Е-мобиль был закрыт.

Причиной закрытия проекта называют отвлечение автора стартапа М. Прохорова на политическую деятельность. Начало производства многократно переносилось, а привлеченные к выпуску концепта специалисты автомобилестроения не имели опыта и квалификации для такого амбициозного проекта.

К тому же эксперты пришли к выводу, что автомобиль не может стать доступным широкому кругу покупателей из-за повышения стоимости компонентов, которые, в свою очередь, выросли в цене из-за падения курса рубля. Единственным обладателем Е-мобиля стал политик В. Жириновский, которому был подарен экземпляр несостоявшегося отечественного гибрида.

10. Пивоваренная компания Schlitz прекратила существование, изменив технологию производства пива и проведя провальную рекламную кампанию

Scott Mcpartland / Getty Images

Что произошло: На протяжении 60-х годов Schlitz был одним из самых популярных национальных сортов пива в Америке. В 1974 году президент и председатель правления Schlitz Роберт Уихлейн-младший посчитал, что любители пива не смогут отличить свое любимое пиво от других брендов, и внедрил изменения в процесс пивоварения. Он заменил ячмень кукурузным сиропом и использовал силикагель в качестве консерванта в процессе пивоварения. Пиво в результате не пенилось при наливании и не имело вкуса, что привело к отзыву бутылок на 100 млн долларов.

Глава Schlitz также не осознавал, что светлое пиво становится все более модным. Затем он запустил рекламную кампанию, в которой воинственно звучали угрозы в адрес тех, кто не пьет пиво Schlitz. К 1980-м годам Уихлейн вернулся к первоначальному процессу пивоварения, но непоправимый ущерб бизнесу и репутации был нанесен.

Schiltz была самой продаваемой пивоварней в мире в 1934 году, но к 1982 году ее выкупила Stroh. «Ошибка Schlitz» была попыткой компании снизить качество, чтобы сэкономить на затратах в начале 1970-х годов. Был реализован новый процесс под названием «ускоренное периодическое брожение». Когда компания отозвала более 100 миллионов банок и бутылок пива, она потеряла около 1,4 миллиона долларов.

Чтобы остановить падение продаж, в 1977 году Schlitz запустила провальную рекламную кампанию, получившую название «Пей Schlitz, или я тебя убью». Реклама провалилась настолько сильно, что Schlitz снял ее через 10 недель после выхода в эфир и уволил рекламодателей.

Источник статьи: People Are Sharing Famous Companies That Went Bankrupt Over Bad Decisions, And Now I Finally Know What Happened To RadioShack

Обложка: nami.ru / kommersant.ru

Оцените новость:
2.02.22 (17:29)
32 653
Источник — © 1gai.ru
Автор — 1gai
Автомобили из каких стран вы считаете надежными?

Следите за нами в соцсетях

Новостная рассылка


Рассылка анонсов статей производится каждый понедельник