15 «почему» о самолетах и пилотах, ответы на которые вы хотели узнать, но не находили в Интернете
Пилоты отвечают на популярные вопросы о своей работе и самолетах
Любой, кто хоть раз летал на самолете в качестве пассажира, скорее всего, задавался вопросами по поводу работы пилотов. Ведь пилоты должны знать действительно многое, да и вообще профессия до сих пор остается для большинства обывателей загадочной, чрезвычайно технологичной, и наверняка пилоты знают много всяких профессиональных секретов.
Мы нашли канал в ТикТок под названием «_ural_airlines_», где как раз, в том числе и пилоты, делятся различными интересными вещами, связанными с полетами на самолетах, техническими особенностями и разными профессиональными «мелочами», о которых их чаще всего спрашивают обычные люди.
Мы в 1GAI.ru подобрали 15 интересных фактов о самолетах и пилотах, ответы на которые вы хотели бы узнать, но спросить было не у кого. А теперь вам ответят пилоты!
Отвечают Герой России Дамир Юсупов (тот самый командир воздушного судна Airbus A321 авиакомпании «Уральские авиалинии», совершившего успешную аварийную посадку под аэропортом Жуковский 15 августа 2019 года, герой, спасший более 230 человек), командир воздушного судна Андрей Андреев и пилот Николай Краковцев, ТикТок-канал @_ural_airlines_
1. Нужна ли самолету зимняя резина?
sassofia.com
У самолетов нет понятия «летней» или «зимней» резины.
Во-первых, самолет значительную часть времени проводит в полете, а на земле во время руления проводит очень мало времени.
Во-вторых, погодные условия могут быть разными: самолет может взлететь из холодного Норильска, где минус 40 и снег, и прилететь в жаркий Дубай, где плюс 40 градусов.
В-третьих, состояние взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек и стоянок должно быть хорошим. Есть специальные службы, которые смотрят за их состоянием.
На самолете есть специальные законцовки, они называются «шарклеты», или «винглеты». Их основное назначение — это уменьшение индуктивного сопротивления, которое, в свою очередь, ведет к увеличению подъемной силы, то есть самолету легче лететь.
В результате этого режим работы двигателей уменьшается, соответственно, уменьшается расход топлива, и благодаря этому увеличивается дальность полета и коммерческая загрузка.
3. Пилот рассказывает, как можно встретить новогоднюю ночь в небе
tiktok.com/@_ural_airlines_
У меня был такой случай, что я работал в новогоднюю ночь. Несколько лет назад мы летели в Цюрих, чтобы забрать хоккейную команду «Автомобилист» с выступлений и привезти ее обратно в Екатеринбург.
Мы прилетели в Цюрих, это было 31 декабря, погода, конечно же, была не новогодняя — был дождь, туман… Мы забрали команду… настроение уже было предновогоднее, потому что наши бортпроводники подготовили салон, повесили красивые гирлянды, тем более команда выступила успешно, настроение было у всех праздничное.
Мы взлетели — взяли курс на Екатеринбург. Находясь в полете, мы несколько раз встретили Новый год. Сначала встретили Новый год по уральскому времени, потом, подлетая к Москве, мы встретили Новый год по местному, московскому времени.
Картина была, конечно же, очень красивая: вся Москва представляла собой разноцветный ковер из салютов и фейерверков.
Крыло любого самолета сконструировано так, что при возникновении набегающего потока на крыло на самом крыле возникает подъемная сила. Чем больше этот встречный набегающий поток, тем больше подъемная сила. Поэтому самолету легче взлетать со встречным ветром.
5. Почему пассажиры заходят в самолет с левой стороны?
commons.wikimedia.org
Несмотря на то что современные гражданские воздушные суда оборудованы дверями с левой и с правой стороны, так уж заведено, что пассажиры обычно садятся через левую дверь.
Телетрапы оборудованы так, чтобы подъезжать к самолету с левой стороны, а обычное обслуживание самолетов, такое как разгрузка-погрузка багажа, заправка самолетов топливом и другие виды обслуживания, происходит с правой стороны.
Да и командиру удобнее наблюдать, контролировать процесс посадки и высадки пассажиров.
Пассажирские самолеты обычно летают на высоте до 12 километров, потому что на большой высоте плотность воздуха меньше и самолету намного легче лететь с большей скоростью, поскольку сопротивление самолет испытывает меньшее.
8. Может ли пилот лететь выше или ниже определенной высоты?
Jan Huber / unsplash.com
Конечно же, у нас есть план полетов, согласно которому мы удерживаем высоту, которую нам предписывают на маршруте. Но мы обязательно должны соблюдать те команды диспетчеров, которые нам дают занять определенную высоту. И тут никакой самодеятельности быть не должно.
9. Что такое «сайдстик», и как он заменяет штурвал?
tiktok.com/@_ural_airlines_
На самолетах семейства A320 штурвала нет, есть «сайдстик» — ручка управления. У командира она находится под левой рукой, у второго пилота — с правой руки.
С помощью этой ручки мы управляем самолетом по крену и тангажу, то есть вверх-вниз, влево-вправо. Такими движениями можно управлять самолетом.
На Airbus — система электродистанционного управления, с помощью этой ручки мы управляем компьютером, компьютер же управляет управляющими поверхностями.
С помощью кнопок на ручке можно включать/выключать автопилот, а также вести радиосвязь с диспетчером.
Раньше летчики вынуждены были носить много карт. Сейчас пилотам этого не нужно делать: бумажные карты заменил электронный планшет, в котором находятся карты для полета, маршрут, зоны пролета по ходу маршрута, карты на вылет, схемы выхода, схемы захода, — все теперь пилоты просматривают через планшет.
Также в электронном виде находится вся полетная документация, документы по воздушному судну, дублируется перечень действий в случае нештатной ситуации.
Пилоты летают по мере загруженности, по мере количества рейсов, но не выходя за верхний порог. Он составляет 80 часов при нерасширенной норме, и расширенная норма — 90 часов в месяц, в год до 900 часов.
14. Можно ли «срезать» расстояние в полете, чтобы прилететь быстрее?
AP Photo/Misha Japaridze
Да, полеты вне маршрута возможны, но делается это только через диспетчера, который проверит загруженность зоны пролета, чтобы не произошло пересечения маршрутов следования с другими воздушными судами.
15. Как пилоты управляют самолетом ночью в полной темноте?
Вне зависимости от времени суток полеты совершаются по приборам. Днем или ночью свое положение относительно пространственного положения контролируется не визуально, а полагаясь на приборы.