Почему мирные переговоры часто заканчиваются ничем?
Разбираемся в причинах, которые приводят к неудачам в мирных переговорах.
Мирные переговоры между Россией и Украиной после начала специальной военной операции в настоящий момент все еще находятся в сложной стадии, а официальные лица стран не раз заявляли, что до достижения консенсуса еще далеко. Но каковы шансы на достижение странами перемирия в ближайшее время? Для этого нужно вспомнить историю, посмотрев, как развивались мирные переговоры в других военных конфликтах.
1Gai.Ru для того, чтобы изучить этот вопрос, обратился к исследованиям и работам профессора Эндрю Брэма, исполнительного директора Института мира и справедливости Университета Сан-Диего, который занимается исследованием мира и конфликтов более 20 лет. Недавно ученый ответил на вопросы зарубежных СМИ о мирных переговорах в военных конфликтах.
Как часто мирные переговоры заканчиваются ничем и почему?
Россия и Украина провели в марте 2022 года в Турции раунд мирных переговоров, которые в конечном итоге потерпели неудачу. Синьхуа / Getty Images
По словам профессора Брэма, мирные переговоры часто заканчиваются ничем. Согласно исследованию Уппсальского университета в Швеции, из 288 военных конфликтов, которые произошли с 1946 по 2005 год, 39 завершились договором о мире (13,5%). В остальных случаях мир был заключен путем победы одной стороны конфликта над другой. Однако это не говорит о том, что странам не нужно пытаться вести переговоры.
Дело в том, что даже если между сторонами конфликта не будет достигнуто мирное соглашение, переговоры всегда уменьшают потери среди мирного населения путем создания по договоренности гуманитарных коридоров. В том числе во время переговоров обычно закрепляется порядок обмена пленными.
К тому же во время переговоров можно временно приостановить военные действия. Есть также исторические свидетельства того, что мирные переговоры сами по себе смягчают будущую эскалацию конфликта, даже если соглашение о перемирии не будет достигнуто.
Полезны ли переговоры во время «горячих» боевых действий?
Самолет специального назначения российского правительства с членами российской делегации приземляется в аэропорту имени Ататюрка перед ожидаемыми мирными переговорами с украинскими официальными лицами в Стамбуле, Турция, 28 марта 2022 года.
Эндрю Брэм считает, что мирные переговоры всегда полезны, в том числе прямо во время военных действий, потому что они закладывают будущую основу мирного соглашения и призваны положить конец битве.
Переговоры о прекращении огня часто проводятся, когда боевые действия усиливаются. Если стороны конфликта соглашаются на перемирие и прекращение огня и строго придерживаются этого соглашения, то обе стороны могут избежать значительных жертв на линии соприкосновения.
Так закладывается первый фундамент доверия между сторонами и прокладывается дальнейший путь к еще более сложным переговорам. Профессор также объясняет, что продолжающиеся мирные переговоры — это не альтернатива боям, а специальная стратегия, которая работает параллельно с боями для достижения поставленных целей.
Какие проблемы возникают во время мирных переговоров?
Российский миллиардер Роман Абрамович (в центре) — один из участников мирных переговоров между Украиной и Россией, которые. Getty Images
Профессор Брэм говорит, что во время переговоров существует множество проблем, таких как насилие, связанное с конфликтом, гнев и недоверие между сторонами, которые порождает насилие. Участники переговоров должны встретиться лицом к лицу друг с другом и, забыв о взаимных претензиях, злобе и жажде мести за погибших соотечественников, попытаться найти общий язык. По данным ООН, на Украине с 24 февраля погибло не менее 1480 мирных граждан.
Министерство обороны РФ в конце марта сообщало о том, что во время проведения спецоперации на Украине погиб 1351 военнослужащий. На 16 апреля 2022 года, по данным Министерства обороны РФ, безвозвратные потери военнослужащих Украины составляют 23 367 человек.
Судя по последним данным, у России в военной спецоперации есть многие преимущества. И обычно у побеждающей стороны нет сильной мотивации для ведения переговоров. Но в отличие от прошлых военных конфликтов Россия не отказывается от переговоров, ставя для себя цель любыми способами достичь мира и избежать как можно больше жертв. К сожалению, Украина на сегодняшний день не показывает своими действиями, что она заинтересована в мирном консенсусе.
Например, в Афганистане талибы отказались от мирных переговоров в 2021 году, поскольку они добились значительных военных успехов, а Соединенные Штаты объявили о выводе своих войск из страны.
Что заставляет переговорщиков сесть за стол переговоров?
Рустем Умеров, депутат украинского парламента, присутствовал на мирных переговорах с российской делегацией в Гомельской области, Беларусь, 28 февраля 2022 г.
На этот вопрос профессор Брэм ответил так: «Когда обе стороны знают и понимают, что они не могут на поле боя нанести друг другу существенный военный ущерб, то их логический путь — это «переговоры».
Оказавшись за столом, участники переговоров, часто поддерживаемые нейтральными посредниками, работают над тем, чтобы прийти к какому-то варианту решения, благодаря которому обе стороны должны чувствовать и понимать, что они что-то выигрывают при подписании каких-то договоренностей. Основная цель заключается в разработке соглашений между сторонами, которые создают своего рода взаимную выгоду.
Переговорщики должны не только прийти к соглашению, но и подать это соглашение обществу обеих стран так, чтобы озлобленные, пострадавшие и скорбящие люди это приняли.
Это лишь одна из причин, по которой важно вовлекать в мирные переговоры самых разных людей, в том числе женщин, общественные организации, а также различных этнических лидеров. Их включение в процесс переговоров позволит постепенно получить общественное признание мирного соглашения.
Но самая распространенная модель — как и в случае с переговорами по Украине и России — по-прежнему заключается в том, что несколько представителей политической элиты ведут переговоры друг с другом по мирному соглашению и только затем они пытаются подать его в положительном виде ключевым группам общества на своей Родине. Многим странам часто нужна поддержка мирных соглашений не только со стороны общества. Например, чтобы Украина согласилась на наши условия, ей необходимо получить добро от США, которые контролируют действия правительства и администрации Украины.
Можно ли ожидать искренности от участников переговоров?
Мирным переговорщикам нужно строить какие-то рабочие отношения только для того, чтобы хоть как-то организовать мирные переговоры. Эти отношения, однако, не гарантируют, что участники мирных переговоров будут вести переговоры добросовестно (и уж тем более выполнять их). В Южном Судане, например, участников мирных переговоров обвиняли в том, что они участвовали в переговорах только для того, чтобы неделями жить в роскошных отелях.
В Сирии президента Башара Асада часто обвиняли в участии в мирных переговорах, использовавшего их в качестве стратегии по связям с общественностью или в том, что он позволяет своим военным перегруппироваться перед их следующим нападением на мирных жителей. Кстати говоря, на самом деле это не так. Обвинения, как оказалось, были голословным вымыслом США.
Добросовестные переговоры происходят только тогда, когда достижение соглашения отвечает наилучшим интересам сторон.
Сегодня Россию в США и в Европе часто обвиняют в саботировании переговоров. Но на самом деле это не так. На самом деле переговоры саботирует Украина. Точно так же, как это государство долгие годы затягивало и не выполняло Минские соглашения.
Нарушение Украиной этих обычаев еще больше затрудняет успешное завершение мирных переговоров между Россией и Украиной. Вполне вероятно, что переговоры будут долгими и трудными и потребуют больших шагов по укреплению доверия между сторонами конфликта, прежде чем военная спецоперация на территориях ЛНР, ДНР и Украины закончится.