34 фильма Стивена Спилберга — режиссера, чьи работы даже спустя 30 лет встречают овациями

Рейтинг кинофильмов талантливого режиссера с подробными обзорами критиков

Спилберг – великий режиссер современности, который каждый свой фильм смог сделать ярким и впечатляющим. Эти киноистории всегда интересно смотреть, потому что у каждой увлекательный сюжет, яркая визуальная подача, великолепный подбор самых талантливых актеров.

Стивен Спилберг снял 34 фильма, среди которых приключенческие ленты, фантастика и ужастики, а также драмы, затрагивающие самые глубокие темы. Представляем вам рейтинг, куда вошли все режиссерские работы Спилберга, от наименее удачных, по мнению кинокритиков, до обладающих самыми высокими художественными достоинствами. И каждый фильм сопровождается детальным комментарием с подробным разбором от критиков кино.

34. Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа (2008)

Lucasfilm Ltd.

Хрустальный череп, вызывающий разногласия в фильмах об Индиане Джонсе, – это шутка, если вы принимаете ее собственные условия. Созданный как способ запустить франшизу с более молодой звездой, фильм в конечном итоге остановил эту перспективу более чем на десятилетие. Инди (Харрисон Форд) вернулся, как и его единственная настоящая любовь Марион Рэйвенвуд (Карен Аллен). Они ссорятся, отказываясь признать их очевидную эмоциональную связь.

Ситуация осложняется тем, что их сын (Шайа Лабаф) носит неудачное прозвище Матт. Однако настоящая похитительница сцен – это Кейт Бланшетт в роли злодейки, вдохновленной Розой Клебб, в манерной, чрезмерной игре, которая хорошо вписывается в нелепый сюжет фильма. Чем меньше будет сказано о загадочных артефактах или о взорванном холодильнике, тем лучше.

Спилберг, работая по рассказу Джорджа Лукаса, делает действие динамичным благодаря хорошо поставленным автомобильным погоням и дракам. Змеи, скорпионы, зыбучие пески – как видим, всеобщие фобии тоже вернулись. Это большой, глупый экшен, сделанный с достаточно изощренным чутьем. (Муртада Эльфадл)

33. Терминал (2004)

Amblin Entertainment

Обходя длинноголовый инопланетный труп Хрустального Черепа, «Терминал» умудряется не занимать в рейтинге последнее место, несмотря на то, что это фальшивый, чрезмерно сентиментальный фильм, который кажется надуманным, если сравнивать со всей фильмографией Спилберга. Основанный на реальной истории, фильм рассказывает о Викторе Наворски, путешественнике из несуществующей страны Кракожиа, который застрял в аэропорту Джона Кеннеди из-за того, что переворот на его родине не позволяет ему вернуться или въехать в Соединенные Штаты.

Том Хэнкс в своей третьей из пяти совместных работ со Спилбергом отважно пытается выжать из сценария все очарование, какое только возможно, борясь с громоздким неописуемым восточноевропейским акцентом. Стэнли Туччи предстает в плохо продуманном образе чиновника аэропорта, одержимого тем, чтобы согнать Наворски с места (без какой-либо реальной причины), а Кэтрин Зета-Джонс – в столь же тонкой роли стюардессы/любовницы.

«Терминал» слишком жеманный и легкомысленный фильм в своем обращении с зачастую жестоким бедственным положением беженцев, но он недостаточно забавен, чтобы быть отличной комедией. По иронии судьбы, такие фильмы можно смотреть только в самолете. (Мэттью Хафф)

32. Первому игроку приготовиться (2018)

Warner Bros.

Возможно, распространенная ностальгия по 80-м даже у тех, кто не жил в эти годы, может быть приписана Спилбергу, поскольку Голливуд постоянно корректировал свои велосипедные передачи, пытаясь не отставать от курса, заданного Amblin Entertainment.

В адаптации романа Эрнеста Клайна «Первому игроку приготовиться» Спилберг вступил в свой собственный след «шведского стола», вдохновленного Вилли Вонка, который является одновременно праздником и осуждением того, как поп-культура превратилась в транзакционный эскапизм, оставив реальный мир в застое.

Вопрос о том, доходит ли это сообщение до людей на самом деле, является предметом более широкой дискуссии, но нельзя отрицать волнение от того, что Спилберг воссоздает сцены из «Сияния» Кубрика или разыгрывает эпическую битву между всеми персонажами, которых вы любили в детстве, и все это скрепляется приятной игрой Тая Шеридана, Оливии Кук, Лины Уэйт и других. (Ричард Ньюби)

31. Капитан Крюк (1991)

Amblin Entertainment

Фильм «Капитан Крюк», как и многие другие блокбастеры 1990-х годов, ставшие основным продуктом кабельного телевидения с повторными показами в течение многих лет, переживает своего рода ренессанс в Интернете 2020-х годов, поскольку зрители, выросшие на этом фильме и просматривавшие его снова и снова, начали объявлять его неправильно понятой классикой.

Но эта нарастающая волна не останавливает годами бытующего мнения о том, что история Спилберга о попытках современного Питера Пэна (Робин Уильямс) вернуть себе прежнюю магию – одна из немногих действительно плохих лент в его фильмографии.

Итак, «Капитан Крюк» – это произведение недооцененного очарования и радости или памятная осечка одного из наших лучших режиссеров? Так или иначе, это и то, и другое, и только Спилберг смог соединить все в одном.

Да, «Крюк» – это беспорядочная, ностальгическая идея, которая никогда не станет отдельной историей, но она также полна штришков, которые напоминают вам, что за всем этим каким-то образом стоит блестящий визуальный ум. Даже элементы беспорядка у Спилберга в худшем случае интересны, а в лучшем – восхитительны. И нам не нужно искать доказательства дальше «Крюка». (Мэттью Джексон)

30. Всегда (1989)

Universal Pictures

Спилберг назвал фильм Фрэнка Капры «Эта замечательная жизнь» постоянным источником вдохновения и примером в своей работе; хотя «Всегда», на самом деле, является ремейком «Парня по имени Джо» Виктора Флеминга, сегодня он считается одним из наиболее последовательно звучащих фильмов Спилберга в стиле Капры. 

История пилота-пожарного (Ричард Дрейфус), который был призван после смерти как своего рода духовное вдохновение для товарища-летчика, влюбляющегося в потерянную любовь пилота (лучезарную Холли Хантер), «Всегда» – это странное и часто конфликтующее слияние чувств кинопроизводства 1940-х и 1980-х годов.

В течение двух часов Спилберг смешивает в одном фильме смелые спасательные операции, беззастенчивую эксцентричную комедию и мелодраматический роман. Результаты неоднозначны, несмотря на впечатляющие визуальные эффекты и отличную работу Хантера и его коллеги по фильму Джона Гудмана. Однако время было благосклонно к фильму хотя бы по той причине, что он стал доказательством того, что Спилберг чувствовал бы себя как дома в Золотом веке Голливуда вместе с самим Капрой. (Мэттью Джексон)

29. 1941 (1979)

A-Team Productions

Часто забываемый фильм в каноне Спилберга – это его комедийный боевик 1979 года «1941» по сценарию Роберта Земекиса и Боба Гейла. Фильм рассказывает об истеричных во многих смыслах калифорнийцах (их играют Джон Белуши и Дэн Эйкройд), которые готовятся к японскому вторжению после Перл-Харбора.

«1941» скользит по поверхности того, чем позже будет известен Спилберг, – военных эпосов, плавных движений камеры и моментальных снимков американской жизни. Начинающий режиссер начинает заявлять, что может все, даже если в данном случае это означает смешение войны и комедии.

Хотя «1941» не так успешен с критической или коммерческой точки зрения, как многие (ладно, большинство) его более поздних фильмов, первый набросок Спилберга все же примечателен мимолетными моментами мастерства. (Дана Эль Зальцберг)

28. Шугарлендский экспресс (1974)

Universal Pictures

«Шугарлендский экспресс» – это фильм, полный важных достижений Спилберга. Это его первый полнометражный фильм, его первый фильм с композитором Джоном Уильямсом и, возможно, самое главное, его первый фильм о распавшейся семье, пытающейся восстановиться.

Основанный на реальных событиях, фильм рассказывает о проблемной супружеской паре (Голди Хоун и Уильям Атертон), которые похищают полицейского штата Техас (Майкл Сакс) и заставляют его отвезти их в приемную семью их маленького сына. Фильм наполнен страстным желанием Спилберга, чувством борьбы за возвращение прошлого, которого, возможно, никогда не существовало, но которое все еще могло бы существовать снова, если бы мир не был таким суровым.

Хотя это не может сравниться с волшебством его более поздних фильмов, просмотр «Шугарлендского экспресса» сейчас – это упражнение в постоянном выявлении многообещающих моментов и проблесков будущего легендарного визуального блеска, внимания к деталям и чувства юмора режиссера. (Мэттью Джексон)

27. Амистад (1997)

HBO Pictures

В 1993 году Спилберг создал два шедевра – «Парк Юрского периода» и «Список Шиндлера», но в 1997 году с «Амистадом» и «Затерянным миром» он не смог добиться такого же успеха. Два набора фильмов на самом деле оказываются интересными фонами друг для друга. «Амистад» сделан хорошо, но описание Спилбергом работорговли не имеет такого же веса, как его изображение Холокоста в «Списке Шиндлера», отчасти потому, что юридическая драма вокруг первого немного банальна.

Существует также неоспоримая дистанция от предмета, несмотря на демонстрируемое огромное сочувствие. Бесспорно, настоящим выдающимся персонажем «Амистада» является Джимон Хонсу, чье представление образа Джозефа Чинкве стало карьерной заявкой и чья эмоциональная подача сделала бледными сцены с Энтони Хопкинсом, Морганом Фрименом и Мэтью МакКонахи.

Также следует сказать, что художник по костюмам Рут Э. Картер, наиболее известная своим сотрудничеством со Спайком Ли в то время, внесла заметный вклад в визуальный ряд фильма, который оставил неизгладимое впечатление. (Ричард Ньюби)

26. Дуэль (1972)

Universal Television

Кто бы мог подумать, что звериный звук, издаваемый обломками грузовика, станет чем-то, приходящим из ночных кошмаров? Детали из «Челюстей» прямо здесь, в этом маленьком телефильме, адаптированном по рассказу Ричарда Мэтисона, и этот телефильм намного лучше, чем он мог бы быть у режиссера, только что набравшегося опыта в художественных фильмах.

Спилбергу удается превратить простую историю о человеке, преследуемом зловещим грузовым тяжеловесом, в жуткое зрелище, демонстрирующее его глазомер в отношении кадрирования, перспективы, звукового дизайна и слегка наклоненной Американы.

Опираясь на чудесную самоотверженную игру Денниса Уивера в образе «обычного человека», Спилберг создает фильм о монстрах для рабочих, который мог бы стать глупым в руках режиссера с меньшим талантом. Но этот фильм представлен с таким обоснованным и высококлассным кинопроизводством, что это делает его классикой жанра 70-х. Как и большая часть фильмов его последующей карьеры, «Дуэль» показала, что Спилбергу не нужно было быть мастером оригинальных идей, достаточно оригинального исполнения. (Ричард Ньюби)

25. Большой и добрый великан (2016)

Walt Disney Pictures

В фильмографии Спилберга, полной серьезных военных драм и научно-фантастических приключенческих эпопей, хороший детский фильм о 10-летней посетительнице Страны великанов является чем-то вроде исключения. Марк Райлэнс в подвиге поглощения перформансом играет титульного Большого Дружелюбного Великана в экранизации классического детского романа Роальда Даля. На бумаге проект имеет смысл.

Известный режиссер берется за известный проект, и особенно после успеха Мартина Скорсезе в фильме «Хьюго» появился план того, что престижный режиссер может сделать с детским фильмом.

К сожалению, в стремлении сделать фильм более доступным Спилберг отшлифовал некоторые мрачные сюжетные моменты Даля, и то, что осталось, представляет собой довольно безобидное, хотя и неинтересное представление. БДВ разочаровал в прокате и стал одним из самых забытых фильмов Спилберга за последние 20 лет. (Мэттью Хафф)

24. Парк Юрского периода 2: Затерянный мир (1997)

Universal Pictures

Легко игнорировать «Затерянный мир», когда прямо перед вами оригинальный «Парк Юрского периода», шедевр действия и зрелища. Хотя «Затерянный мир» может по праву находиться в нижней части фильмографии Спилберга, он по-прежнему обладает собственными достоинствами, особенно после катастрофической, но, к счастью, недавно завершившейся трилогии Колина Треворроу.

Надеемся, что в свете резкого падения качества франшизы зрители смогут взглянуть на «Затерянный мир» более добрыми глазами. Хотя он, возможно, слишком длинный и немного разрозненный, но он может доставить много удовольствий.

Джефф Голдблюм повторяет свою роль Яна Малкольма, и к нему присоединилась долгожданная Джулианна Мур в роли проницательного ученого доктора Сары Хардинг. История следует за экспедицией на другой остров, захваченный динозаврами, отличный от титульного оригинального парка, и перерастает в захватывающее столкновение огромных рептилий и мегаполиса – в первый и лучший раз, когда эта концепция была представлена в сериале. (Брэндон Кирби)

23. Индиана Джонс и Храм Судьбы (1984)

Lucasfilm Ltd.

Большая часть дискурса вокруг «Храма Судьбы», второго фильма об Индиане Джонсе, не только устаревшая, но и поверхностная. Является ли его кровавая, душераздирающая и эксплуатирующая детей сторона «слишком темной»? Нет. Является ли его изображение колониальных индейцев, пирующих жуками и обезьяньими мозгами, культурно бесчувственным? Ага.

Вот чего не хватает в большинстве этих анализов: степени, в которой фильм отдает дань уважения и высмеивает образы фильмов 1930-х годов точно так же, как каждый фильм с Инди делает с эпохой, которую он изображает.

Если начального номера Басби Беркли недостаточно, посмотрите на главных героев. Инди до Второй мировой войны – сексист, поверхностный искатель удачи, которого Брюс Кэбот воплотил в «Кинг-Конге». Любовное увлечение героя Уилли Скотт (Кейт Кэпшоу) – охотница за золотом, кричащая девица, постоянно терпящая бедствие; подопечный Шорт Раунд (Ке Хуй Цюань) – вор и лжец.

Вместе они составляют чрезвычайно нефункциональную пародию на семейную ячейку, поднимаясь до героизма только тогда, когда их бросают через голову, и им, наконец, приходится жертвовать ради других. Уникальным среди приключений Индианы Джонса можно считать то, что герой действительно обретает значение, спасая целую деревню и становясь лучше. (Люк Ю. Томпсон)

22. Приключения Тинтина: Тайна Единорога (2011)

Paramount Pictures, Columbia Pictures

Роберт Земекис так и не добился того, чего, казалось бы, хотел добиться от почти фотореалистичной анимации на уровне характеристик, но Спилберг правильно понял технологию, не пытаясь подражать чистому реализму в своих «Приключениях Тинтина».

Тинтин Спилберга занимает промежуточное положение между героями мультфильмов Эрже и живыми боевиками, позволяя таким персонажам, как капитан Хэддок и Томпсон и Томсон, выглядеть самими собой в более трехмерном мире.

Чтобы справиться с тяжелой первоначальной историей, Спилберг добавил элементы из другой книги о Тинтине – «Краб с золотыми клешнями» – и создал несколько новых последовательностей действий, таких как «бой на мечах» с грузовыми кранами.

Джейми Белл и Энди Серкис отлично сыграли Тинтина и Хэддока. Оригинальные книги настолько богаты, а предыдущие европейские фильмы настолько сильно разочаровали автора оригинала, что фанаты заслужили франшизу. Есть только один фильм с клиффхэнгером, но он правильно передает дух классики. (Люк Ю. Томпсон)

21. Индиана Джонс и последний крестовый поход (1989)

Lucasfilm Ltd.

Проблема сиквелов «Индианы Джонса» в том, что серия «В поисках утраченного ковчега» просто идеальна, поэтому трудно вернуть бодрящую энергию оригинального фильма. «Храм судьбы» попытался компенсировать это, качнувшись в совершенно другом направлении, и в результате «Индиана Джонс и последний крестовый поход» ощущается как возвращение к знакомому и утешительному – с добавленной дозой звездной силы в виде Шона Коннери в роли Генри Джонса-старшего.

В то время как присутствие Коннери, безусловно, вливает новую искрящуюся химию в противоположность Харрисону Форду, даже давним поклонникам фильма трудно избавиться от ощущения, что мы наблюдаем эхо «Рейдеров».

«Крестовый поход» не звучит так же правдоподобно и резонансно, как его предшественник, но это не мешает фильму иметь возбуждающее и удовлетворяющее чувство веселья, доказывая, что даже Спилберг, подражающий самому себе, лучше, чем многие другие режиссеры, подражающие Спилбергу. (Мэттью Джексон)

20. Шпионский мост (2015)

20th Century Fox

Время от времени Спилберг идет потихоньку, рассказывая более простые истории о том, как обычные – и реальные – люди делают необычные вещи. На ум приходит «Линкольн», если его можно считать обычным, как и «Поймай меня, если сможешь», «Терминал», «Секретное досье» и «Шпионский мост», который оценивается как удивительно напряженный и вызывающий воспоминания триллер времен холодной войны.

Красиво снятый и великолепно написанный Итаном и Джоэлом Коэнами, а также Мэттом Чарманом, фильм представляет Тома Хэнкса в роли реального американского адвоката Джеймса Б. Донована, который призван защищать агента КГБ (Марк Райлэнс), а затем договориться об обмене в тюрьме, чтобы вернуть домой сбитого американского пилота (Остин Стоуэлл).

Сцены между Хэнксом и Райлэнсом (который получил за эту роль «Оскара» за лучшую мужскую роль второго плана) тихо искрят, и просто постарайтесь не грызть ногти в течение захватывающих последних 20 минут фильма. (Ян Спеллинг)

19. Боевой конь (2011)

DreamWorks Pictures

Только Стивен Спилберг мог видеть кукол в натуральную величину в постановке Ника Стаффорда «Боевой конь» и представить себе их кинематографический потенциал. На бумаге театральная и киноверсия этой сказки о мальчике, который следует за своей любимой лошадью на Первую мировую войну, очень отличаются друг от друга. Но Спилберг использует силу интимных крупных планов и стремительного действия, не говоря уже о своем любимом композиторе Джоне Уильямсе, чтобы возвысить как людей, так и лошадей в очередных своих добрых старомодных приключениях на большом экране.

Новичок Джереми Ирвин в своем дебютном полнометражном фильме в роли Альберта демонстрирует приятное чистосердечие, но не меньшее значение придается его коллеге по фильму Джоуи – лошади, которая, благодаря способному режиссеру и сценаристам Ли Холлу и Ричарду Кертису, имеет больше авторитета, чем Блэк Бьюти, и более индивидуальна, чем Секретариат.

Непреодолимая связь между Альбертом и Джоуи соперничает с «Инопланетянином», а потрясающие окопные бои напоминают «Спасти рядового Райана». Результат запомнился как выигрышная комбинация режиссера и материала. (Джек Смарт)

18. Искусственный разум (2001)

DreamWorks Pictures, Warner Bros.

Как уместно, что завершение Спилбергом финального проекта Стэнли Кубрика вышло в 2001 году, поскольку оно служит темным зеркалом одноименного фильма мастера. В то время как «Космическая одиссея» представляет собой окончательную эволюцию человечества с помощью инопланетян, «Искусственный разум» предполагает полное вымирание человечества, вытесненное живыми технологиями.

В финале, который многие неправильно понимают как чрезмерно сентиментальный, последние эмоции испытывает ребенок-робот Дэвид (Хейли Джоэл Осмент) только на одну ночь, когда роботы будущего ломают голову над такими историческими мелочами.

Эмоции Дэвида изначально воспринимаются роботами как угроза, но в конечном итоге становятся просто любопытством на пути к полному избавлению от таких вещей. На протяжении всего путешествия Дэвида люди используют роботов для физических, интуитивных ощущений, демонстрируя такое же отсутствие видения, как и их предшественники, которые разрушили экосистему.

Материнская любовь может заставить этого метафорического Пиноккио стать настоящим мальчиком, но Спилберг и Кубрик осмеливаются предположить, что в более длинной истории иное для него было бы лучше. Обычное слезотечение Спилберга служит здесь неправильным направлением, удерживая вас от слишком долгого взгляда в бездну. (Люк Ю. Томпсон)

17. Цветы лиловые полей (1985)

Amblin Entertainment

Фильм теперь является классикой, занимающей особое место во многих домах, за историей которого нужно следить снова и снова. В 1985 году Спилберг сделал смелый шаг, взявшись за любимый роман Элис Уокер, получивший Пулитцеровскую премию. Но вы можете понять, почему его это привлекало; это действительно американская история с висцеральным эмоциональным ядром. В своем экранном дебюте Вупи Голдберг наполняет Сели разрушительной невинностью, несмотря на то что персонаж терпит немыслимые оскорбления и невзгоды.

В другом экранном дебюте единственная и неповторимая Опра Уинфри – «Всю свою жизнь мне приходилось бороться» – предлагает стойкий, но мучительный портрет жизни в условиях угнетения. Оба представления незабываемы. Сила фильма заключается в том, чтобы взять эту душераздирающую историю и пронизать ее радостью и надеждой. Это торговая марка Спилберга: вы можете плакать навзрыд, но вы дико развлекаетесь. (Муртада Эльфадл)

16. Империя Солнца (1987)

Amblin Entertainment

Родословная Стивена Спилберга как документалиста ключевых моментов детства, возможно, достигла своего апофеоза – по крайней мере, в отношении тех, которые действительно произошли – в «Империи Солнца», его прискорбно недооцененной экранизации 1987 года полуавтобиографического романа Дж.Г. Балларда с одноименным названием. Тогда, когда ему было всего 12 лет, Кристиан Бэйл совершил взрывной прорыв в роли Джима, школьника из высшего среднего класса, который разлучен со своими родителями во время японской оккупации Шанхая в ходе Второй мировой войны.

Отдавая дань уважения любимому в детстве фильму Спилберга «Мост через реку Квай» и игриво переосмысливая его лагерные драмы с точки зрения подростка, Спилберг запечатлел ужас, свободу и в конечном итоге просветление, которое приходит, когда тот сталкивается со сложностями взрослого мира.

Бэйл необыкновенен в главной роли, поскольку зрители наблюдают за рождением актерского мастерства, но обращение Спилберга с этим материалом продемонстрировало, как сам режиссер продолжал взрослеть. (Тодд Гилкрист)

15. Особое мнение (2002)

20th Century Fox

Вам не обязательно ожидать, что директор отдела И.T. лучший человек, чтобы реализовать параноидальное видение будущего Филипа К.Дика, где полицейский отдела предупреждения преступлений Джон Андертон (Том Круз) арестовывает убийц, прежде чем они убьют, только чтобы стать подозреваемым в надвигающемся убийстве. Но непринужденная склонность Спилберга к созданию острых ощущений и напряженности в первую очередь оказывается уместной в этом жестком научно-фантастическом нуаре.

«Особое мнение» полон моральных дилемм и побегов на волосок от опасности, закрепленных захватывающим выступлением Круза в роли «человека в бегах». Этот недооцененный блокбастер лета 2002 года еще больше укрепляет репутацию Спилберга как, возможно, лучшего из ныне живущих режиссеров боевиков. (Фил Пирелло)

14. Мюнхен (2005)

Amblin Entertainment

Самым известным годом «двойного попадания» Стивена Спилберга остается 1993 год с «Парком Юрского периода» и «Списком Шиндлера». Но 2005 год должен занимать второе место в его каноне: собранные за лето более 600 миллионов долларов научно-фантастическим боевиком «Война миров», за которым следует «Мюнхен». 

Последний представляет собой напряженное, но медитативное изложение секретной многолетней кампании возмездия израильского правительства вооруженной группе боевиков «Черный сентябрь» и оперативников Организации освобождения Палестины за похищение и убийство израильских спортсменов на летних Олимпийских играх 1972 года.

Первый из четырех успешных совместных проектов Спилберга и писателя Тони Кушнера (здесь он упоминается вместе с Эриком Ротом), «Мюнхен» поначалу высмеивался некоторыми как наивный и подвергался нападкам со стороны критиков – его бескомпромиссное великолепие было неправильно понято или неверно истолковано теми, кто хотел, чтобы это было нечто иное, чем оно есть.

Великолепно созданное исследование этического слайда, «Мюнхен» никогда не задумывался как триллер. Наоборот, это карательные раскопки моральных искажений и самооправдания, связанных с принятием чудовищного поведения и, возможно, превращением в монстра, чтобы сражаться с монстрами. (Брент Саймон)

13. Поймай меня, если сможешь (2002)

Amblin Entertainment

Фильм «Поймай меня, если сможешь», который вышел вслед за летним хитом Спилберга 2002 года «Особое мнение», представил Леонардо ДиКаприо в роли лихого молодого фальсификатора, мошенника и экстраординарного афериста, а Тома Хэнкса – в роли упрямого агента ФБР, идущего по его следу. Но биографической криминальной драме, пронизанной лентами беззаботности, казалось, не хватало большого повествовательного крючка. В то время как инсайдеры индустрии задавались вопросом, придут ли зрители, Спилберг привнес живую смотрибельность в криминальные схемы фильма.

И за много лет до того, как он более прямо столкнулся с тяжестью переживаний собственного разрушенного дома в «Фабельманах», «Поймай меня, если сможешь» большую часть своей эмоциональной силы извлекал из постоянного желания своенравного главного героя угодить своему отцу (Кристофер Уокен). В результате кассовые сборы составили 352 миллиона долларов (по сравнению с 358 миллионами долларов у «Особого мнения»), еще раз подтвердив мастерство Спилберга как рассказчика. (Брент Саймон)

12. Линкольн (2012)

DreamWorks Pictures, 20th Century Fox

«Линкольн» – один из лучших примеров способности Спилберга уравновешивать прошлое и настоящее и размышлять о проблемах современности, изображая исторические фигуры с присущей им человечностью. Это глубокий политический триллер, повествующий о невыполнимой задаче, стоящей перед 16-м президентом США после Гражданской войны. В этой написанной Тони Кушнером адаптации биографии Дорис Кернс Гудвин служит страстным призывом поддерживать демократические идеалы.

Под руководством Спилберга оскароносный Дэниел Дэй-Льюис одновременно поддерживает и опровергает наше впечатление об этом новаторском политике, воплощая расчетливую уверенность Авраама Линкольна в противовес сомнительному персоналу Белого дома и сопротивляющемуся Конгрессу. Лучше всего отражен общий блеск Салли Филд в роли Мэри Тодд Линкольн.

Вот взрослая женщина, нет, первая леди Соединенных Штатов Америки – «мадам президент, пожалуйста», как она говорит, – устраивающая то, что, по сути, является приступом гнева, выплескивающая достаточно семейных разочарований, чтобы сбрить бедному Эйбу бороду. Спилберг – режиссер, который знает, когда нужно приструнить актеров, а когда дать им уйти в отрыв. (Джек Смарт)

11. Война миров (2005)

Amblin Entertainment

Фильм «Война миров» зарабатывает очки за невероятно мрачное и по-настоящему пугающее изображение инопланетного вторжения и надвигающегося апокалипсиса. В то время зрители, вероятно, не ожидали, насколько мрачным и нервирующим окажется ремейк Спилберга классического научно-фантастического фильма 1953 года. Когда захватчики обрушиваются с неба и превращают граждан в облака пепла, первые сцены людей, спасающихся бегством и покрытых сажей, это блокбастер с Томом Крузом в главной роли.

Актер играет отца, отчаянно пытающегося забрать своих двоих детей в безопасный дом их матери, подальше от окружающего разрушения. В роли дочери особенно запомнилась юная Дакота Фаннинг, известная своими леденящими душу криками. В «Войне миров» Спилберг в равных частях представил впечатляющие масштабы разрушений и глубоко клаустрофобные моменты неизвестности. (Брэндон Кирби)

10. Секретное досье (2017)

20th Century Fox

Что может быть более американским, чем Спилберг, снявший Мерил Стрип и Тома Хэнкса в фильме о моральном затруднительном положении эпохи Уотергейта? Но это больше, чем история о том, как несколько журналистов сделали все правильно. Это фильм о процессе: как команда ведущей газеты собирается вместе, чтобы опубликовать историю, которая, как они знают, изменит ход истории. Это также фильм о принятии решения – публиковать или не публиковать – и обо всех разветвлениях и осложнениях, связанных с таким решением.

Этот ключ держит Кэтрин Грэм (Мерил Стрип), одетая в струящиеся платья и с идеальной прической, выглядящая как светская дама и инсайдер из Вашингтона, округ Колумбия. Задача Стрип – показать, как она принимает это решение. Чтобы рассказать историю о том, как одна женщина делает один огромный выбор, вам нужен актер, на которого зрители могли бы смотреть, как он ничего не делает, а просто думает. Стрип обладает фирменной жестикуляцией, добавляет немного интеллекта и остроумия, и мы в восторге. (Муртада Эльфадл)

9. Фабельманы (2022)

Amblin Entertainment

В «Фабельманах», самом автобиографическом фильме Спилберга, есть момент, когда блистательный Джадд Хирш поднимает два кулака. «Семейное... искусство, – гремит он в роли дяди Бориса, – оно тебя надвое разорвет». Спилберг осмелился превратить эту внутреннюю борьбу в самую интимную, но эмоционально эпическую часть своей долгой карьеры.

«Фабельманы» повествуют о мечтающем стать режиссером Сэмми Фабельмане (Матео Зорион Фрэнсис-ДеФорд, затем Габриэль Лабель), рассказывая о взлетах и падениях детства и зарождении его собственных творческих амбиций. Мишель Уильямс и Пол Дано на пике своих возможностей играют слегка выдуманных родителей, которым Спилберг посвятил этот сложный и увлекательно личный фильм. (Джек Смарт)

8. Вестсайдская история (2021)

20th Century Studios

Когда кто-то лучший в чем-то, он делает это легко. Майкл Фелпс плавает, Серена Уильямс играет в теннис… Одноминутный кадр Стивена Спилберга в «Вестсайдской истории». Он следует за Марией и Акулами (одетыми в оттенки красного), когда они начинают танцевать в тренажерном зале, плавно поднимая камеру над танцующими Джетс (в ярких оттенках синего), обнаруживая Риффа в центре более чем 50 танцоров, встреча с Anybodys, заставляющая их вступать в драку с Jet, которая отбрасывает нас обратно к Марии и Акулам, и напряженный момент между соперниками Riff и Barnardo, перехваченный офицером Krupke.

Единственный кадр, занимающий всего 1/156 часть фильма, отражает темы, напряжение и красоту этого превосходного ремейка классического мюзикла. Спилберг лучше всех разбирается в больших вещах. Он лучший в мелочах. И «Вестсайдская история» – лучшее из того и другого. (Дана Эль Зальцберг)

7. Парк Юрского периода (1993)

Universal Pictures, Amblin Entertainment

Спилберг мгновенно создал классику из «Парка Юрского периода». Действие фильма 1993 года происходит на вымышленном острове Исла-Нублар, в центре которого находится тематический парк, населенный клонированными динозаврами. Но когда доисторические рептилии вырываются на свободу и начинают буйствовать, небольшая группа посетителей должна каким-то образом уклониться от злобных хищников и сбежать с острова. Фильм запомнили как чисто спилберговское зрелище, триллер о монстрах, в котором запечатлены трепет, удивление, чувства, героизм… и ужас.

Зрители были в восторге от тираннозавра, преследующего джип, или хищников, преследующих двух детей на кухне. А передовые технологии фильма и великолепные спецэффекты актуальны и по сей день.

Сочетание волшебства фильма «Парк Юрского периода», величественного саундтрека Джона Уильямса, наводящих на размышления тем и запоминающихся выступлений (Джефф Голдблюм мастерски исполняет роль теоретика заговора Яна Малкольма) еще больше укрепило Спилберга как природную силу за камерой. (Брайан Кэрнс)

6. Близкие контакты третьей степени (1977)

EMI Films

Не будет большим откровением, что развод родителей Стивена Спилберга был постоянной темой в его работах, особенно в начале и в середине карьеры. Отсутствие любящего, поддерживающего отца во многих фильмах выражается в роли призрака. Тем не менее кажется, что только недавно зрители наконец обратили внимание на большую часть его выдающегося продолжения «Челюстей», «Близкие контакты третьей степени» 1977 года: по сути, это история об отце, оставляющем свою жену и детей в бедственном положении, чертовски эгоистичная манера.

Конечно, не каждый день людей приглашают на борт инопланетного корабля, но Рой Нири в исполнении Ричарда Дрейфуса быстро спасает свою семью после того, как вытаскивает их из эмоционального кризиса. Но тот факт, что он оставляет их позади, затмевается более молодым (ему едва исполнилось 30!) Спилбергом, не столько обвиняющим его, сколько преследующим мечту, почти буквально. 

Один из немногих сценариев, написанных самим Спилбергом, «Близкие контакты» – это фильм, который растет по мере того, как вы растете, приобретая разные оттенки, когда вы смотрите и пересматриваете его на протяжении всей своей жизни. Это глубоко личная и впечатляюще творческая часть кинопроизводства. (Дон Льюис)

5. Спасти рядового Райана (1998)

DreamWorks Pictures, Paramount Pictures

Кадры 20-минутного вторжения в Нормандию (D-Day) из фильма Спилберга «Спасти рядового Райана», возможно, являются микрокосмом его исключительных навыков как режиссера. Он находит краткие, но резонансные возможности подчеркнуть жестокость этого знакового ряда действий очень эмоциональными и человеческими жертвами, которые приходится нести тем, кто сражается в таких битвах. Пытаясь поставить зрителей на одну ступень с капитаном Миллером Тома Хэнкса, Спилберг и сценарист Роберт Родат (с доработками писателей Скотта Фрэнка и Фрэнка Дарабонта) на раннем этапе заложили основу подхода фильма к бойне и мужеству.

Миллер и его храбрецы изо всех сил пытаются выжить, с одной стороны, поскольку им приказывают возглавить поиски рядового Райана, которые сопряжены с этически сложными вопросами – с другой стороны.

Спилберг получил «Оскара» за лучшую режиссуру фильма «Спасти рядового Райана», который заставляет зрителей нервничать, поскольку он снимает не только один из своих величайших фильмов, но и один из самых убедительных фильмов о войне, когда-либо созданных. (Фил Пирелло)

4. Список Шиндлера (1993)

Amblin Entertainment

Спилберг провел часть 1993 года в пост-продакшне «Парка Юрского периода» – своего шедевра попкорна, который помог познакомить зрителей с двумя наиболее важными аббревиатурами в современном кино: CGI и IP. Примечательно, что Спилберг одобрял кадры с динозаврами, одновременно с этим снимая «Список Шиндлера» – драму о Холокосте такого масштаба, что она стала незаменимым рассказом об этом преступлении нацизма. В «Списке Шиндлера» Спилберг не вздрагивает от ужасов Холокоста. И он им не поддается.

Вместо этого со строгостью и отсутствием сентиментальности, которые кажутся невозможными, учитывая предмет и глубоко печальные столкновения Спилберга с антисемитизмом в начальной школе, фильм рассказывает реальную историю Оскара Шиндлера (Лиам Нисон) – немецкого промышленника, который спас более 1200 евреев, наняв их на свой завод в оккупированной нацистами Польше.

Невероятная игра Нисона сравнима с Рэйфом Файнсом в роли нацистского коменданта-психопата Амона Гета и Беном Кингсли в роли еврейского бухгалтера Шиндлера. Этот оскароносный лучший фильм 1994 года – выдающееся достижение, которое, кажется, исходит непосредственно из души Спилберга. Он также получил «Оскар» за лучшую режиссуру за свои усилия, официально пройдя путь от маэстро мейнстрима до одного из величайших голливудских режиссеров всех времен. (Марк Кейзер)

3. Челюсти (1975)

Zanuck/Brown Company, Universal Pictures

Почти пять десятилетий прошло с тех пор, как безудержная популярность этого фильма помогла определить, каким должен быть постмодернистский блокбастер, но каждый кадр «Челюстей» остается таким же эффектным, каким он был при первом просмотре. На этом пути нет ни одной ошибки, благодаря сверхъестественным способностям Спилберга за камерой (это всего лишь его второй полнометражный фильм!), особенно когда дело доходит до того, чтобы дать зрителям искусно созданный, тревожный настрой, кульминацией которого является старая добрая встряска страха (или нервный смешок облегчения).

Фильм, безусловно, усиливается его простыми, но все же мощными тематическими моментами, жизнерадостностью и остро прорисованной динамикой персонажей – Рой Шайдер, Ричард Дрейфус, Роберт Шоу и Мюррей Гамильтон играют здесь на вершине своих актерских возможностей.

Но, пожалуй, самый чудесный аспект заключается в том, что многие уже ставшие мифическими закулисные технические недостатки побудили Спилберга направить еще больше воображения на методы, позволяющие зрителям почувствовать то, что он не мог им показать напрямую. И, к счастью, у него был идеальный соратник в лице композитора Джона Уильямса, изобретательно наполнившего его партитуру страхом. Независимо от того, сколько раз вы его видели, «Челюсти» все еще имеют свирепую хватку. (Скотт Хьювер)

2. Инопланетянин (1982)

Amblin Entertainment

Спилберг был на вершине своего мастерства, когда снимал «Инопланетянина», и это почти идеальный голливудский коктейль. На самом деле, это Спилберг во всей его спилберговской форме, проверяющий каждый компонент: темное подбрюшье пригорода, детское чудо, инопланетян, прибывающих на Землю, страшных правительственных типов, отсутствующих родителей, великолепную операторскую работу, захватывающее дух действие, изумительную визуальную практику и эффекты, чудесную музыку и умное редактирование, и много искренней, вызывающей слезы болтовни (а также немного не слишком тонкого продакт-плейсмента).

Лучше всего – актерский состав. Дрю Бэрримор, Генри Томас и Роберт Макнотон вполне правдоподобны в роли ссорящихся, любящих братьев и сестер Герти, Эллиота и Майкла Тейлора, а Ди Уоллес идеальна в роли их мамы. Кроме того, Питер Койот убедительно очеловечивает Киза – злодея, который появляется как раз вовремя, чтобы помочь нашим героям. Более 40 лет спустя мы все еще охаем, ахаем, смеемся, плачем и радостно звоним домой. (Ян Спеллинг)

1. Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега (1981)

Lucasfilm Ltd.

Только такой кинематографически уверенный в себе художник, как Спилберг, посмеет после критической оценки «1941», вернуться в десятилетие 40-х для своего следующего фильма. Конечно, не повредило то, что он придумал эту концепцию вместе с другим киноманом, ставшим маэстро блокбастеров Джорджем Лукасом, еще раз соединив мономифические темы с образами с коллективным сознанием поп-культуры: на этот раз это были ретро-бумажные клиффхэнгерные сериалы. И кто лучше Спилберга увлечет этот непритязательный, но внутренне привлекательный жанр с изобретательными, кинетическими визуальными эффектами и первоклассными производственными ценностями?

Он режиссирует сагу об Индиане Джонсе с развязностью, по существу переопределяя современный боевик как часть кино, часть американских горок. Каждый ингредиент фильма «В поисках утраченного ковчега», пропущенный через легендарное чутье режиссера на чудо, работает как сумасшедший: Харрисон Форд идеально подходит на роль Индианы Джонса с его квадратной челюстью, но обезоруживающе неряшливого, который преодолевает каждую новую ловушку; Карен Аллен – в роли обаятельно дерзкой подружки-сорванца; композитор Джон Уильямс вложил в эпическую музыку волнующую напыщенность; потрясающий МакГаффин и одна из величайших ироничных финальных сцен всех времен.

Как и в «Челюстях» до этого, «Индиана Джонс» – не только Спилберг в своих лучших проявлениях; на самом деле это идеальный фильм. (Скотт Хьювер)

Источник статьи: Every Steven Spielberg movie ranked, from E.T. to Jaws to … Crystal Skull

Обложка: Walt Disney Pictures / 20th Century Studios

Оцените новость:
823
Источник — © 1gai.ru
Автор — Eric

Следите за нами в соцсетях

Новостная рассылка


Рассылка анонсов статей производится каждый понедельник