Авиаперелет – самый популярный вид передвижения, особенно если нужно переместиться на большое расстояние. Например, поездка в отпуск или деловой визит в другую страну займут считанные часы, если лететь на самолете. Все страны вкладывают большие деньги в строительство аэропортов с отличной инфраструктурой, а авиакомпании покупают лучшие авиалайнеры для перевозки своих пассажиров.
В России всего насчитывается 1 101 пассажирское авиасудно, из них 67% приходится на борты зарубежного производства. Именно они практически полностью (95%) заняты в перевозках пассажиров. Отечественные – это маленькие воздушные судна, на которые приходится лишь 5% перелетов. «Большая» авиация насчитывает 801 лайнер, остальные – малая авиация.
Мы в 1Gai.Ru решили узнать, какие коммерческие самолеты во всем мире летают чаще всего, и сделали подборку из 15 наиболее популярных авиалайнеров в мире. А в качестве бонуса мы также расскажем о самых распространенных пассажирских лайнерах в нашей стране. Для полноты картины приводим количество произведенных бортов за все время и число летающих в небе прямо сейчас.
Фото: Найл Карсон (AP)
На позиции лидера находится узкофюзеляжный реактивный самолет, разработка компании «Airbus S.A.S», производство которого началось в 1988 году. Воздушное судно рассчитано на среднемагистральные полеты 1-5 тыс. км – расстояние, которое наиболее распространено в авиаперелетах, поэтому Airbus A320 и выпускался (и до сих пор производится) в больших количествах.
Самая популярная в мире «птичка» вмещает до 180 пассажиров и может лететь на скорости 840 км/час, дальность ее полета составляет 4900 км. Лайнер собирается в Европе – Германии и Франции (42 машины в месяц), в Китае (50 в год). Самое большое количество Airbus A320 (466 машин) эксплуатируется в авиакомпании American Airlines.
Фото: Дэвид Райдер (Getty Images)
Второе место занимает узкофюзеляжный Boeing 737, рассчитанный на ближне- и среднемагистральные перелеты. Семейство Boeing 737 включает несколько модификаций и выступает основным конкурентом Airbus A320.
Первый из этих легендарных бортов поднялся в воздух еще в 1967 году, поэтому неудивительно, что Боинг 737 оказался самым распространенным авиалайнером в пассажирском авиастроении. Он настолько вездесущ, что в любую секунду в небе летят в среднем 1200 Боингов. Вмещает до 189 пассажиров, развивает скорость 852 км/час, максимальная дальность полета Боинга – 6230 км. Больше всего машин (779) находится в парке авиакомпании Southwest Airlines, США.
Фото: Тед С. Уоррен (AP)
Третье место – у Boeing 777, или «Три семерки» Т7, коммерческая эксплуатация которого началась в 1995 году. На данный момент это самый ходовой широкофюзеляжный реактивный самолет в мире и самый крупный турбовентиляторный пассажирский лайнер.
Большая «железная птица» может вместить в свои салоны до 425 пассажиров и лететь с крейсерской скоростью 905 км/час, а дальность ее полета достигает 17 500 км. Больше всего Боингов 777 (134 шт.) насчитывается в парке авиакомпании Emirates из ОАЭ.
Фото: Роберт Э. Кляйн (AP)
Один из наиболее часто встречающихся в мире авиалайнеров – двухмоторный узкофюзеляжный Embraer E-Jet производства Бразилии, включающий несколько модификаций. Был запущен в производство в 2002 году, выпускается и сейчас.
Небольшой среднемагистральный самолет предназначен для малых и средних по дальности маршрутов. Он вмещает до 124 пассажиров, развивая скорость до 890 км/час, дальность полета E-Jet достигает 4260 км. Больше всего машин (218) используется американской авиакомпанией Republic Airways.
Фото: Брюс Беннетт (Getty Images)
Впервые этот пассажирский широкофюзеляжный лайнер начал полеты в 1992 году. Его два турбореактивных двигателя рассчитаны на средние и дальние перелеты. В состав семейства Airbus A330 вошли несколько модификаций (включая военные), производство которых продолжается и по сей день.
A330 способен перевозить до 335 пассажиров, поднимая их на высоту 11-13 тыс. км и развивая крейсерскую скорость 913 км/час, дальность его полета – 13 400 км. Больше всего крылатых машин (55) летают в компании China Eastern Airlines, Китай.
Фото: Джастин Салливан (Getty Images)
Поднявшись впервые в воздушное пространство в 2009 году, Boeing 787 начал совершать коммерческие рейсы в 2011. У этого дальнемагистрального широкофюзеляжного самолета рекордный среди пассажирских лайнеров размер иллюминаторов – 46 см, а пассажиры имеют дополнительный комфорт в виде доступа к интернету, низкого шума и поступления в салон влажного воздуха.
Dreamliner вмещает до 330 пассажиров, полет совершается на крейсерской скорости 902 км/час, а его дальность составляет 14 140 км. Крупнейший эксплуатант – японская авиакомпания All Nippon Airways (79 машин).
Фото: Ларри МакДугал (AP)
Небольшой Bombardier CRJ700 относится к классу региональных, совершающих рейсы в границах одной страны или региона. Это идеальный самолет для полета продолжительностью менее полутора часов. Его производитель – канадская компания Bombardier, которая начала выпуск CRJ700 в 1999, а в первый полет лайнер отправился в 2001 году.
Максимально Bombardier CRJ700 развивает 895 км/час, летая по дальности на 4 660 км. Количество пассажирских мест – до 78. В основном используется местными компаниями в американских штатах Юта, Джорджия, Техас, а также в Словении и Китае.
Фото: Томас Кронштейнер (Getty Images)
Предназначенная для дальних и средних маршрутов модель 767 в той или иной модификации выпускается с 1981 года. Это двухмоторный лайнер, которому первому предоставили право пересекать Атлантику с пассажирами на борту.
Количество посадочных мест – до 375, скорость – 851 км/час, а дальность полета – до 12 200 км. Боинг 767, являясь самым старым широкофюзеляжным пассажирским самолетом, производится и широко используется и в наши дни. Эти борты держат на балансе в основном американские авиакомпании.
Фото: Icelandair (Getty Images)
Красивый двухмоторный узкофюзеляжный самолет, который выпускался в 1981-2004 годах. Его использовали в США для междугородних пассажирских перелетов, а также для рейсов в Западную Европу.
Боинг 757 считается маслкаром в мире авиалайнеров, а в 2015 году он совершил перелет из Чили в Антарктиду с посадкой на взлетно-посадочной полосе на леднике. Вмещает до 280 пассажиров, скорость его полета – 850 км/час, дальность составляет 7 275 км. Эксплуатируют Boeing 757 авиаперевозчики США, Украины и России. В РФ четыре компании имеют 757 Боинг в своих парках.
Фото: Брюс Беннетт (Getty Images)
Канадский региональный самолет класса реактивных узкофюзеляжных для средне- и ближнемагистральных перевозок впервые поднялся в небо в 1991 году, он производится и в настоящее время.
Небольшой пассажирский самолет вмещает до 50 пассажиров. Крейсерская скорость достигает 786 км/час, дальность полета – до 3 800 км. Несмотря на небольшой размер, имеет комфортабельный салон, при этом может летать в сложных погодных условиях. Чаще используется местными компаниями США, а также представлен в авиакомпаниях России.
Фото: Маркус Майнка (AP)
Среднемагистральные реактивные лайнеры ERJ компания Embraer из Бразилии начала выпускать в 1995 году. Это двухмоторные машины нескольких модификаций с количеством от 37 до 50 мест для пассажиров. Скорость полета составляет 834 км/час, дальность – 4 053 км. Летают с аэродромов многих стран, на балансе их держат компании США, Европы, Великобритании и России.
Фото: Кэмерон Спенсер (Getty Images)
Боинг начал выпуск самолета 747 модели в 1969 году, завершив производство в 2022-м. Это дальнемагистральный широкофюзеляжный лайнер, первый в мире в своем классе. В конструкции двухпалубного гиганта предусматривалось четыре двигателя, и на протяжении 36 лет 747-й оставался самым тяжелым и большим лайнером с наибольшей вместимостью. В его списке достижений числится перевозка 1 135 человек за один полет в Израиль.
Стандартная вместимость составляет до 524 пассажиров, скорость – 988 км/час, дальность полета – 14 815 км. Количество Boeing 747 в мире сокращается, но на самых дальних линиях между континентами его еще продолжают использовать. Британская British Airways имеет самый крупный флот 747-х из 48 машин. Российские компании также имеют в парках представителей этого класса.
Фото: Дэн Китвуд (Getty Images)
Дальнемагистральный лайнер с широким фюзеляжем и двумя двигателями начали выпускать в 2015 году, производится он и сейчас. Количество пассажиров в салоне – от 250 до 550 в зависимости от модели.
Airbus заявляет, что A350 XWB – самый тихий самолет со звуковым следом на 40% меньше предшественников. Борт может вместить до 440 пассажиров, его скорость составляет 903 км/ч, дальность – 16 100 км. Эксплуатируют Airbus A350 XWB компании многих стран – Катара, Китая, Южной Кореи, Гонконга, в том числе российский «Аэрофлот».
Фото: Рик Гершон (Getty Images)
Пассажирский реактивный самолет для малых расстояний разработан в США на замену McDonnell Douglass DC-9 в 1970-е. Приступил к авиаперевозкам в 1980-м, а в 1999 году его выпуск был остановлен из-за высокого потребления топлива.
Хотя MD-80 больше не производится, использование его многими авиакомпаниями продолжается и поныне, так как это крепкий и надежный воздушный транспорт. Туристический лайнер может вместить 172 пассажира и перенести их по воздуху на расстояние до 4 600 км со скоростью 811 км/час. Состоит в авиапарке множества компаний США, Европы, Австралии и Юго-Восточной Азии.
Фото: Брендон Торн (Getty Images)
Двухпалубный широкофюзеляжный лайнер А380 – это практически самый большой коммерческий самолет из когда-либо созданных, при этом он остается самым экономичным. Он имеет четыре турбореактивных двигателя, 24 метра в высоту и 73 метра в длину. В салоне размещаются 853 пассажира, которых борт способен перенести через Атлантику на расстояние 15 400 км.
Выпуск гиганта начался в 2003-м и завершился в 2021 году по причине низкого спроса на роскошные авиалайнеры. Крупнейшие заказчики – компании и частные лица ОАЭ, Сингапура, Франции, которые и сейчас используют Airbus A380.
Самые распространенные в России самолеты – лайнеры первого поколения А-320 Airbus в базовой версии, которые производятся с 1986 года. Это узкофюзеляжный самолет с двумя турбовентиляторными двигателями, его максимум пассажиров – 186, дальность полета составляет 6 100 км. Всего в небе России летает 231 самолет, из них модификации А320 – 116 бортов, А319 – 38 бортов.
Модели Боинга с обозначением Next Generation – это третье поколение 737-х. Выпуск лайнеров начался с 1996 года и продолжается в настоящее время. Узкофюзеляжный самолет предназначен для ближних или среднемагистральных перелетов. Вмещает до 210 пассажиров, скорость полета – 876 км/час, дальность полета – 5 970 км. Всего в авиапарках России насчитывается 190 бортов Boeing 737NG.
Отечественный региональный самолет с двумя турбовентиляторными моторами для пассажироперевозок. Узкофюзеляжный борт имеет возможность перевозить до 103 пассажиров на ближнемагистральных линиях. Производился с 2007 по 2022 годы. Крейсерская скорость SSJ-100 достигает 841 км/час, дальность перелетов – 4 320 км.
Лайнеры Sukhoi Superjet летают в 11 российских компаниях, самым крупным эксплуатантом является авиакомпания «Россия», в списках которой числится 66 единиц.
Обложка: Getty Images
Источник статьи: The 15 Most Common Airliners Flying Today