10 направлений в изобразительном искусстве, которые серьезно повлияли на мир живописи

Явления и движения в живописи, которые оказались такими крутыми, что живут теперь своей жизнью.

Если вы были в художественном музее, то наверняка вспомните залы современной живописи начала 20 века, которые немного обескураживают. Что означают все эти яркие пятна красок и ломаные линии? Чтобы это понять, нужна хотя бы самая элементарная подготовка в области живописи и истории искусства. Которая, конечно, есть далеко не у всех.

Еще больше можно удивиться, если узнать, за сколько эти полотна уходят с молотка на самых престижных мировых аукционах. Они ценятся гораздо дороже картин традиционного классического направления! Например, картину английского художника-экспрессиониста Фрэнсиса Бэкона с изображением странно измененных человеческих тел купили за 142,4 млн долларов – поставлен рекорд аукционного дома Christie’s.

Почему художники в какой-то момент вдруг оставили традиционную живопись и переключились на необычные формы и головокружительные цветовые решения? Виной тому слом эпох и невиданные потрясения. В начале 20 века случилась Первая мировая война, которая принесла страшные разрушения, смерть и жестокость. Представители арт-среды того времени откликнулись на вызов, кардинально изменив взгляд на искусство. Они стали активно искать место художника в этом постоянно меняющемся мире и себя в искусстве.

Смутное и грозное время принесло множество новых течений в живописи, которые для нас уже давно стали новой классикой.

Мы в 1Gai.Ru отобрали десять основных направлений, которые родились в бурные времена начала прошлого века и навсегда изменили искусство.

1. Постимпрессионизм

 Википедия

Это художественное течение начала века ищет более чистую форму выражения, расширяя границы импрессионизма. Художники, в основном французские, отталкивались от этого вида живописи, стремясь не изобразить мимолетное впечатление от явления, а увидеть суть вещей глубже.

Постимпрессионизм известен работами таких художников, как Поль Сезанн, Жорж Сёра и Винсент Ван Гог. Сохраняя черты импрессионизма с его яркими цветами и короткими мазками, новое направление исследовало более глубокие эмоциональные выражения и применяло различные техники.

В отличие от импрессионистов, это движение часто создавало свои работы, не опираясь на других художников, что позволяло исследовать различный опыт и техники изображения. Представители – Анри Матисс, Поль Синьяк, Анри де Тулуз-Лотрек.

2. Фовизм

 Википедия

Это знаменитое авангардное движение считается одним из первых примеров модернистского направления в начале 20 века. Фовизм как направление просуществовал всего несколько лет, появившись во Франции в 1906 году. Его пионерами являются Анри Матисс, Поль Сезанн, Гюстав Моро.

Фовизм во многом обязан импрессионизму, поскольку тот тоже использовал яркие цвета для изображения пейзажей и натюрмортов. Тем не менее он стал отдельным течением, поскольку фовисты, такие как Матисс, вносили в свои картины много эмоциональности и экспрессии.

Художники часто использовали грубые и явственно видимые глазу мазки ярких цветов, которые могли наносить на холст прямо из тюбиков краски. Такая техника поначалу приводила зрителей в ужас. Именно эта выраженная нарочитость грубых и простых техник заставила искусствоведа Луи Вокселя на выставке в Париже назвать этих художников фовистами («дикими зверями»). Представители – Альбер Марке, Андре Дерен, Морис Вламинк.

3. Кубизм

 Википедия

Это известное новаторское художественное направление начала прошлого века смело разрушило традиционные представления в живописи – оно изображало объекты одновременно с нескольких точек зрения. Появился кубизм в Париже в 2007 году.

Такие художники, как Пабло Пикассо и Жорж Брак, решились использовать геометрические фигуры и абстрактные формы, чтобы этими новаторскими способами передать глубину и перспективу в своих полотнах. Зритель как бы оказывался сразу на нескольких точках обзора и мог видеть разные детали одновременно.

В то время как аналитическая фаза кубизма делила объекты на сегментированные плоскости, заполненные геометрическими фигурами, синтетическая фаза включала коллаж и смешанную технику. Живописцы могли дополнить холст фрагментами из фольги, картона или даже газет. Этот новаторский подход произвел революцию в художественном выражении.

Кубизм оказал влияние на последующие движения в живописи и не только – влияние этого течения испытали скульптура, архитектура, музыка. Оно прочно закрепило свое место в истории искусства. Представители – Хуан Грис, Жан Метценже, Луи Маркусси.

4. Вортицизм

 Википедия

Хотя вортицизм просуществовал недолго, он стал авангардным художественным явлением, которое смогло оказать влияние на другие направления в искусстве. Возникшее из творчества художников Уиндема Льюиса и Эзры Паунда, оно существовало в Англии во время Первой мировой войны и ушло со сцены с её окончанием. Это исключительно английское художественное движение, которое подчеркивало динамическую энергию современной жизни века машин, как и футуризм, на основе которого он и появился.

Вортицизм отверг натуралистическое представление в живописи, используя вместо него геометрическую абстракцию и острые, угловатые формы. Название движения вдохновлено «водоворотом» или ураганом современности, отражающим увлечение нового, 20-го века скоростью, технологиями и урбанизацией.

Вортицизм выражался прежде всего в живописи и скульптуре, но также оказал влияние на литературу и графический дизайн. Несмотря на свое недолгое существование, он внес большой вклад в развитие современного искусства. Представители – Лоуренс Аткинсон, Дэвид Бомберг, Джейкоб Эпстайн.

5. Футуризм

 Getty / Википедия

Одно из самых противоречивых направлений модернистского периода, в котором отражено стремление людей искусства выразить веяния нового времени – ураганное ускорение темпа жизни, урбанизацию и индустриализацию. Живопись художников этого направления сравнивает людей с механизмами, отвергая всё традиционное и возводя настоящий культ будущего.

Футуристы истово принимают изменения, скорости и инновации в обществе, отказываясь при этом от художественных и культурных форм прошлого. Футуризм, возникший вместе с декларацией Филиппо Маринетти 1909 года, воспевал такие вещи, как технические достижения, автомобили, а также войны и разрушения. Он не ограничивался одним видом искусства, а был с восторгом принят скульпторами, архитекторами и писателями, которые использовали свой особый, телеграфный стиль письма.

На картинах обычно изображались мотоциклы и поезда, животные, танцоры и большие группы людей. Художники-футуристы заимствовали из кубизма фрагментированные и пересекающиеся плоскости, а из фовизма – яркие и выразительные цвета, чтобы воспеть достоинства скорости и динамичности движения. Представители – Джакомо Балла, Умберто Боччони, Карло Карра.

6. Конструктивизм

 Википедия

Направление советского авангарда возникло в России после Октябрьской революции 1917 года, соединив влияние кубизма и футуризма с революционным духом того периода.

Это явление, начало которому положил художник Владимир Татлин вместе с единомышленниками, провозглашало искусство, которое должно служить социальным целям за счет использования современных промышленных материалов, таких как пластик, сталь и стекло.

Концепцией стало конструирование пространства, в котором всё подчинено функции, нет ничего лишнего. Памятник Татлина Башня III Интернационала стал культовым символом духа движения конструктивизма. Отвергая традиционную живопись, конструктивисты сосредоточились на практических видах искусства, таких как керамика, дизайн одежды, графика и архитектура.

К 1930-м годам политическая ситуация в СССР изменилась, творческие союзы были закрыты, многие конструктивисты уехали из страны. Они продолжали распространять свои идеи в западных странах – Германии, Франции и Англии, оказывая влияние на искусство и дизайн. Представители – братья Веснины, Наум Габо, Иван Леонидов.

7. Супрематизм

 Википедия

Один из видов абстракционизма, супрематизм – русское модернистское движение, возникшее в 1913 году, которое изображало абстрактные геометрические формы на холсте. Его основатель Казимир Малевич первым ввел это понятие. Художник стремился к «превосходству чистой эмоции» и «чистому творчеству», с этой целью пытался свести искусство к его сути, используя базовые формы и основные цвета.

 Википедия

Супрематизм представлял собой построение изображения с помощью самых простых геометрических форм и цветных плоскостей. Например, картина «Белое на белом» – это слабо нарисованный квадрат, а самая известная картина Малевича «Черный квадрат» – это просто черный квадрат.

Направление имело свой духовный подтекст, но, как и конструктивизм, оно ушло со сцены, хотя его идеи продолжали воплощаться в произведениях архитектуры, дизайна и сценографии. Представители – Ольга Розанова, Иван Клюн, Лазарь Хидекель.

8. Де Стейл

 Википедия

Направление De Stijl, что в переводе с голландского означает «Стиль», стремится к простоте и точности. Основанное в Амстердаме художником Тео ван Дусбургом с единомышленниками, это движение было вдохновлено парижским кубизмом.

Художники «Стиля» отвергли традиционное изобразительное искусство и приняли за основу творчества чистую абстракцию. Они использовали только базовые формы и основные цвета, а также стремились исследовать баланс, найденный в жизни и в искусстве. Теоретическая база художников содержалась в математических и теософских работах, в частности «Принципах пластической математики» М. Шенмакерса, поэтому движение носило еще название «Новый пластицизм».

Хотя это объединение охватывало множество форм искусства (мебель, дизайн), лучше всего воплощала его простую и гармоничную суть архитектура. Например, «Дом Трюс Шредер» в Утрехте архитектора Геррита Ритвельда, шедевр начала 20 века. Представители – Пит Мондриан, Якобус Йоханнес Питер Уд, Ян Вилс.

9. Дадаизм

 Википедия

Течение возникло в Цюрихе в начале 20 века, пик его развития – во время и после Первой мировой войны. Это был ответ на социальный хаос и разочарование того периода. Дадаизм поставил себе целью отказаться от традиционных художественных норм и социальных условностей в пользу абсурда, случайности и бессмысленности.

Бросая вызов устоявшимся представлениям об искусстве, политике и культуре, художники-дадаисты стремились спровоцировать свою аудиторию и заронить в ней сомнение. Основные методы включали художественное манипулирование повседневными предметами с помощью техник коллажа, ассамбляжа и реди-мейда.

Также обычным явлением были выступления и публичные демонстрации, часто с элементами хаоса и спонтанности. Дадаизм стремился ниспровергнуть традиционное мышление и принять абсурдное и иррациональное как способ отразить хаос современного мира. Представители – Георг Гросс, Отто Дикс, Марсель Дюшан.

10. Сюрреализм

 Википедия

Это одно из самых известных художественных направлений периода модернизма, концепция которого – соединить реальность с образами из снов, поступающими из подсознания. Самым ярким представителем стал Сальвадор Дали с его фантасмагорическими и эстетически привлекательными образами – например, в известной работе «Постоянство памяти» (1931).

Опираясь на абсурдистские тенденции дадаистов и психоаналитические сочинения Зигмунда Фрейда, известный поэт и критик своего времени Андре Бретон опубликовал в 1924 году «Сюрреалистический манифест», где заявил о намерении объединить сознание и бессознательное.

Таким образом, считал он, миры снов и воображения могут сливаться с повседневной реальностью в «абсолютную реальность, или сюрреальность». Художники-сюрреалисты работали с различными средствами информации, включая поэзию, литературу, скульптуру и новое на тот момент кино. Представители – Жан Арп, Макс Эрнст, Андре Массон.

Обложка: shutterstock.com

Источник статьи: 10 Modernist Art Movements

Оцените новость:
6.05.24 (12:08)
964
Источник — © 1gai.ru
Автор — 1gai

Следите за нами в соцсетях

Новостная рассылка


Рассылка анонсов статей производится каждый понедельник