Представьте: вы стоите в автомагазине, пот градом катится по лбу, а перед вами две бутылки — тормозная жидкость DOT 3 и DOT 4. В голове паника: можно ли их смешать, или это разозлит автомобильных богов? Хочется выглядеть знатоком, но гуглить как-то гордость не позволяет. Спокойно, мы разберёмся! Эта статья поможет вам понять, что к чему, и как не наломать дров с тормозами и что обязательно должны знать все автолюбители. «Должны» — ключевое слово.
Тормозная жидкость — это не просто жидкость, а настоящая «кровь» вашей машины, которая как волшебное зелье останавливает вашего железного коня, чтобы не врезаться в другие авто и другие объекты на дороге. Именно она магическим образом (ладно, гидравлически) превращает ваше нажатие на педаль тормоза в силу, которая сжимает тормозные колодки с двух сторон тормозных дисков, останавливая машину.
Плюс она смазывает внутренние детали и защищает тормозную систему от ржавчины. Чтобы не было путаницы, Департамент транспорта США (DOT) придумал и предложил мировую систематизацию (классификацию): DOT 3 и DOT 4 — самые популярные гликолевые жидкости для обычных автомобилей. Но чем они отличаются, и можно ли их смешать в одном резервуаре? Давайте разбираться!
Обе жидкости — родственники, их основа — гликолевые эфиры. Но у каждой свои особенности:
Теперь главный вопрос: можно ли лить их вместе? Химически они совместимы, ведь обе имеют гликолевые соединения. Но это не значит, что смешивать — хорошая идея.
Это как добавить дешёвый сок в премиальный коктейль. Температура кипения смеси снизится, и вы потеряете все преимущества DOT 4. Тормоза могут подвести в экстремальных условиях, например, при спуске с горы. Так делать не стоит! Это как когда раньше автомобилисты размышляли о смешивании синтетического и обычного масла — конечно, поначалу они могут смешиваться нормально, но в конечном итоге вы создаете смесь компромиссов и не получаете производительность и защиту, на которую вы или инженеры вашего автомобиля рассчитывали. Такое ухудшение свойств жидкости крайне нежелательно.
Тут всё лучше. DOT 4 повысит температурную устойчивость (точку кипения жидкости), что пойдёт на пользу старым машинам, рассчитанным на тормазуху DOT 3. Но есть нюанс: всегда сверяйтесь с руководством автомобиля (да, той пыльной книжечкой в бардачке). Это лучшее, что вы можете сделать для своей машины, чем игра в химика-самоделкина. Если жидкость пора менять, лучше сделать полную промывку системы и залить рекомендованную автопроизводителем.
DOT 5 — это тормозная жидкость на силиконовой основе негигроскопичная, в отличие от гликолевых DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 (не путайте с DOT 5 — тормозная жидкость по составу похожа на DOT 4, но в неё добавлены химические присадки, увеличивающие температуру кипения). Она разработана для специфических условий и автомобилей, где требуется максимальная устойчивость к влаге и высоким температурам. DOT 5 редко используется в серийных машинах, но иногда встречается в мотоциклах, классических автомобилях или военной технике.
Высокая температура кипения. У новой жидкости DOT 5 минимальная температура кипения — около 260 °C, а у «старой» — 180 °C. Это делает её подходящей для экстремальных условий, например, в гоночных мотоциклах или автомобилях с высокой нагрузкой на тормоза.
У неё фиолетовый цвет. Это сделано, чтобы не путать с гликолевыми жидкостями (обычно золотистыми). Так сразу легко понять, что залито в систему.
Если в тормозную систему залита жидкость класса DOT 5, заливать DOT 3 и DOT 4 в неё НЕЛЬЗЯ!
Загляни в руководство по эксплуатации (обычно в бардачке).
Поддерживай только тот тип DOT, который рекомендован производителем.
Химически совместимы, но это снижает эффективность.
Смесь теряет температуру кипения и может повести себя непредсказуемо.
DOT 5 на силиконовой основе, не совместим с гликолевыми жидкостями.
Может привести к отказу тормозной системы.
Или каждые 30–60 тыс. км — в зависимости от рекомендаций производителя.
Жидкость впитывает влагу и теряет свои свойства.
Тормозная жидкость гигроскопична — впитывает влагу из воздуха.
Храни в герметичной таре, а лучше просто покупай новую при необходимости.
Уровень резко упал? Это может быть утечка — срочно в сервис!
Цвет потемнел или стал мутным? Пора менять.
Покупай жидкость только от проверенных брендов.
Подделки — частая причина неработающих тормозов.
Особенно если меняешь тип или давно не обслуживал систему.
Старая жидкость может снизить эффективность новой.
Если доливаешь, знай точный тип. Лучше заменить всю жидкость, чем экспериментировать.
Не жди, пока «педаль провалится». Предупреждение — это уже сигнал.
Тормоза — ваша безопасность. Неправильная или старая жидкость может закипеть в экстремальной ситуации, и педаль просто «провалится» в пол. Свежая жидкость правильного типа — залог уверенности и безопасности за рулём.
Так что не играйте в химика и выбирайте с умом. И да мы намеренно не указываем вам на марки и производителей тормозных жидкостей, так как в этом случае нам бы пришлось их ранжировать по каким-то критериям, а также составлять определенный рейтинг, что чревато дискуссиями и жаркими спорами автолюбителей, которые любят полемизировать, как любители ресторанов, пытающихся доказать друг другу почему-то тот или иной ресторан получил звезду Мишлена. Это все равно что диспутировать какое моторное масло лучше. Просто помните, что свежая, правильная жидкость — залог вашей безопасности и уверенного торможения.
Удачи на дороге!
Обложка: shutterstock.com