Тормозные колодки: Органические, Керамические и Полуметаллические, в чем разница?
Для водителей-новичков - выбор разных типов колодок
Данная статья рассчитана на водителей-новичков, которые хотят лучше изучить свой автомобиль и во многом разобраться.
Тормозные колодки - это расходники, но пренебрегать ими ни в коем случае нельзя, ведь они считаются крайне важным элементом тормозной системы машины. Несмотря на важнейшую роль колодок, которую они играют в автомобиле, про них частенько забывают, а в таком случае последствия могут быть непредсказуемыми и катастрофическими.
Немного основных азов для начинающих водителей.
Роль предназначения тормозных колодок - это прижиматься к тормозным дискам, в результате такого захвата (прижимания) происходит трение, что и приводит к уменьшению скорости движения автомобиля. Колодки крепятся внутри тормозных суппортов напротив поршней, которые в свою очередь и толкают накладки по направлению к дискам. Как и другие расходники в машине тормозные колодки тоже страдают от износа, и при определенном уровне износа они должны быть заменены прежде чем дойдут до своего минимального уровня.
В случае работы тормозных колодок их износ измеряется толщиной фрикционного материала. При взаимодействии этого материала с тормозным диском как-раз и происходит замедление вращения колеса, что соответственно помогает уменьшить скорость движения автомобиля, т.е. всякий раз, когда вы нажимаете на педаль тормоза машина замедляется. В современных автомобилях, где установлены различные электронные системы наподобие контроля тяги и того же ESP (электронный контроль устойчивости), колодки также работают и могут притормаживать в случае необходимости одно из колес, выполняя таким образом вспомогательные функции при движении автомобиля.
Типы тормозных колодок
Колодки бывают разных типов. Фрикционный материал, что используется для тормозных колодок, как-раз и определяет их тип. Все тормозные колодки устанавливаются на металлической пластине на которую крепится данный фрикционный материал, где сам его состав во многом и предопределяет, как эти колодки дальше будут работать. Ниже мы с вами друзья рассмотрим плюсы и минусы различных фрикционных накладок. Но сначала мы должны вас предупредить, что в мире не существует общего правила в отношении компаунда тормозных колодок, который бы предопределил качество тех или иных тормозных колодок. Нельзя просто сказать, что какой-то один тип будет лучше, а все остальные будут уступать ему.
Скорее более важным условием для определения того варианта какие тормозные колодки подойдут для вашего автомобиля, станет то правило, в каких именно условиях вы будете их использовать. Одни колодки могут быть лучше для повседневной езды в любых погодных условиях, в то время как другие предназначаются только для использования на треке или для езды в гоночном стиле вождения на мощном автомобиле, где нагрузки на этот элемент тормозной системы увеличиваются и крайне велики. В последнем случае, при использовании скажем керамических колодок, необходимо крайне осторожно подходить к процессу покупки тормозных колодок, иначе в противном случае стираться будут не колодки, а сами диски.*
*Причина кроется в составе гоночных тормозных колодок, которые предназначены для работы в определенных условиях и которые не совместимы с повседневным использованием. Мы подробно расскажем вам об этом в нашей статье ниже наряду с другой важной информацией, где упомянем о видах тормозных колодок которые используются в большинстве серийных автомобилей.
Прежде чем перейти к конкретике, мы настоятельно рекомендуем вам друзья инспектировать тормоза на машине в регламентируемых промежутках технического обслуживания. Причем учтите, делать это нужно не только при прохождении ТО, но и во время самой эксплуатации автомобиля и особенно в тех случаях, когда вы заметили ухудшение эффективности торможения вашего автомобиля.
Никогда не экономьте на тормозных колодках, всегда покупайте оригинальную продукцию проверенных брендов. Дешевые колодки могут стоить вам в последствии ухудшения безопасности и привести на дороге к тяжелым последствиям и даже в обычных условиях эксплуатации.
Органические тормозные колодки
До 1970-х годов все тормозные колодки производились с добавлением в них асбеста. Хорошие тормозные качества таковых омрачились нехорошими последствиями. Само вещество (как доказали впоследствии врачи) оказалось опасным для здоровья человека, поэтому его запретили использовать не только в этой продукции, но и в других областях промышленности. С исчезновением асбестовых колодок на смену им пришли органические тормоза.
Этот тип колодок содержит в себе от 10 до 30% металла, остальная часть фрикционного материала создана из растительных волокон, например, смол способных выдержать высокие температуры, ну и естественно из других материалов. Помимо перечисленных компонентов они также могут включать в себя кевлар, карбон, резину и даже стекло.
Существует также разновидность и органических тормозных колодок носящих название Low-metallic NAO, они относятся к безасбестовой технологии производства. Отличительной особенностью такой продукции является большее количество содержащегося в ней металла, что положительно сказывается на увеличеннии теплопередачи.
Большинство производителей бюджетных и даже премиальных автомобилей начиная прямо с завода, комплектуют свою продукцию органическими тормозными колодками. Количество «органики» в этом направлении производства тормозных элементов составляет более 50%. Другие же автопроизводители используют различные типы тормозных колодок, которые устанавливают на свои машины.
Полуметаллические тормозные колодки
Второй вид фрикционного материала тормозных колодок носит название “полуметаллические”. Причина этому кроется в том, что в них используется от 30 до 65% металла. В таких колодках применяется несколько видов металлов, начиная от меди и железа, и заканчивая сталью. Остальная поверхность материала колодок состоит из наполнителей, модификаторов и других веществ необходимых для повышения производительности и обеспечения надежности торможения.
Этот тип фрикционного материала тормозных колодок очень популярен среди автопроизводителей, не зря они считаются наиболее универсальным типом колодок на рынке. У них тоже естественно есть свои недостатки и от этого никуда не деться. Многие считают, что устанавливать на автомобили полуметаллические тормозные колодки это лучший вариант из всех имеющихся, одним словом, компромисс надежности и качества если использовать автомобиль в стандартных условиях или допустим в сложных условиях эксплуатации.
До появления керамических тормозных колодок полуметаллические тормоза долгие годы были самым эффективным предложением на рынке. Видимо с приходом новых технологий это преимущество нивелировалось, но они еще по-прежнему идут в ногу со временем и до сих пор превосходят конкурентов со многих точек зрения.
Керамические тормозные колодки *
Изначально керамический фрикционный материал для тормозных колодок был разработан в качестве как-бы замены органических материалов и для полуметаллических колодок. Правда этого пока не произошло и на это есть две важных причины.
Первая причина: -Пришедшие из автоспорта керамические тормозные колодки достаточно дорогие, не каждый автовладелец может позволить себе их приобрести. Стоимость качественной «керамики» может свободно превысить несколько десятков тысяч рублей.
Вторая причина: -Далеко не всем автопроизводителям в данный момент (т.е. сейчас) подходят их характеристики. Например, на непрогретой «керамике» торможение будет уступать обычным полуметаллическим колодкам, а это знаете ли в первую очередь, безопасность.
Вместо органического материала в первом из рассматриваемых нами типов тормозов описанном выше, компаунд третьего варианта состоит из плотного керамического материала. Керамические волокна особым технологичным образом смешиваются с волокнами меди или с другими металлами. Вместе такое сочетание материалов обеспечивает более высокую производительность при торможении и заодно и легкость, также этот тип колодок наиболее тихий из всех рассматриваемых нами в данной статье.
Керамические тормозные колодки ценятся в первую очередь за их долгий срок службы, а еще за стабильную работу на протяжении всего срока эксплуатации. Из минусов данного типа колодок можно назвать посредственную работу в местностях с холодным климатом а также, как отмечают некоторые владельцы, появляются какие-то странные ощущения от этих колодок во время эксплуатации автомобиля в холодных условиях. К примеру, такие колодки могут попросту «съедать» тормозные диски.
*Не нужно путать данный тип тормозных колодок с карбон-керамическими тормозными системами, которые ставятся на суперкары. На некоторых спортивных автомобилях высокого класса они предлагаются в качестве дополнительного оборудования. На них ставятся керамические колодки, а сами тормозные диски изготавливаются с применением композитных материалов, а не из чугуна как на обычных автомобилях. Они обеспечивают высочайший уровень производительности, но стоят баснословно дорого, плюс ко всему, они еще более привередливы к температуре окружающей среды и требуют обязательного «разогрева» перед использованием.
Плюсы и минусы рассмотренных типов колодок
В начале обзора мы отдельно пояснили, что идеальных тормозных колодок еще не изобретено. Нет единого решения для всех видов деятельности на автомобилях и стилях вождения и скорее всего никогда не будет изобретено. Это словно бы порт USB в технике, вроде бы и достаточно универсальное устройство, но оно однако может выполнять не все требуемые функции при пользовании ПК.
Все зависит от того, что вы хотите делать с автомобилем, именно это станет отправной точкой поиска тормозных колодок. Тем автомобилистам, использующим в основном автомобиль в гражданских целях (утром приехали на работу, вечером с работы), можно смело задумываться о приобретении «органики», хотя полуметаллические колодки также неплохо удовлетворят их потребности.
Органические колодки
Большая часть органических колодок способна дать хорошее трение без необходимости предварительно их разогревать, торможение всегда будет достаточно стабильным сколько бы автомобиль не простоял на морозе. Также этот тип продукции неплохо представлен и на рынке и имеет привлекательную цену по сравнению со своими конкурентами, которые выполнены по другим технологиям. От них летит меньше пыли при работе, а еще они достаточно тихо исполняют и выполняют свои прямые обязанности.
К большому сожалению, не все так гладко с колодками на Органическом компаунде, как это многим кажется на первый взгляд. Если использовать их в жестком режиме, под нагрузками, то ничего кроме разочарования и невнятной работы они вам не принесут. Быстрый перегрев сделает тормозную педаль «мягкой» и вы забудете о нормально торможении.
Если автомобиль, на котором вы ездите, предназначен для тяжелых нагрузок (предположим вы часто перевозите грузы), то забудьте об органических колодках, вам нужны полуметаллические колодки. То же самое касается тех водителей, которые хотят иметь более высокую производительность автомобиля в условиях бездорожья. Автомобилисты, которые хотят получить большую эффективность торможения при интенсивном движении по дорогам общего пользования, должны сделать выбор между керамическими и полуметаллическими тормозными колодками.
Полуметаллические колодки
С такими колодками автомобиль будет отлично схватываться при торможении. Они также как и органические колодки широко представлены сегодня на полках магазинов, их стоимость надо сказать не кусается.
Последние отличаются повышенным износом тормозных дисков, большим уровнем шума при работе и обилием летящей с них пыли.
«Керамика»
В то же время, такая керамическая продукция обладает более длительным сроком службы хотя при этом менее производительна. Поэтому колодки с полуметаллическим фрикционным материалом и стоит на порядок дороже.
Все усложняется, когда начинаются поиски тормозов и колодок к ним предназначенных для спортивных автомобилей, владельцы которых нет-нет да выезжают иногда на гоночные треки по выходным дням. У «керамики» есть определенная особенность чтобы полностью раскрыть свой потенциал, для этого требуется предварительно разогреть колодки до нужной рабочей температуры, также помимо этого у них наблюдается тажа меньшая теплопроводность и они больше рассеивают полученное тепло.
Это является значительным недостатком из-за которого другие элементы тормозной системы будут нагреваться больше положенного, что в итоге приведет к снижению производительности всей тормозной системы.
Основное преимущество керамических тормозных колодок - это более длинная продолжительность жизни и температурная стабильность в широком диапазоне использования. Например, если вы хотите просто "нарезать" несколько кругов на небольшом треке или ваш стиль езды по обычным дорогам иногда становится более агрессивным, но в конечном итоге вы всегда возвращаетесь к езде в обычном режиме (из дома на работу и с работы домой), то такие керамические колодки могут стать неплохим выбором для вас.
Но, если автомобилист начинает профессионально заниматься гоночными делами и ему требуется от машины большая производительность, то выбор у него остается только один - приобретать керамические тормозные колодки. Меньше шума, меньше исходящей пыли и абразива от таковых.
Вывод:
В конце концов, если кто-то сомневается, то спросите опытных автомобилистов прямо на форумах, почитайте отзывы о тех или иных тормозных колодках разных производителей, или проконсультируйтесь у специалистов разбирающихся в автомобильных тормозах, прежде чем ставить новые колодки на свой автомобиль.
Для обычных водителей органические колодки могут быть лучшим выбором, хотя не стоит отказываться и от более выносливых полуметаллических колодок. Спортсменам же любителям, а также тем автомобилистам для кого стиль вождения подразумевает частые и интенсивные торможения, стоит выбирать между полуметаллическими и керамическими тормозами. Полуметаллические колодки будут также предпочтительнее и для грязевых условий эксплуатации машины. Все зависит безусловно от ваших потребностей и желаний.
Выбирайте колодки с умом и оставайтесь в безопасности на дороге!