В мире животных: люди не единственные, кто помогает своим взрослым детям
Почему животные опекают потомство всю жизнь.
Вы знали, что взрослые сурикаты остаются рядом с домом, чтобы унаследовать территорию после смерти родителей? А североамериканские белки дарят своему потомству «недвижимость» вместе с запасами еды? Биолог-эволюционист Барбара Наттерсон-Хоровиц и писательница Кэтрин Бауэрс объясняют, почему родители (люди и животные) должны оставаться частью жизни своих взрослых детей.
В течение последнего десятилетия родители во всем мире подвергались критике за «вертолетное воспитание» своих детей – когда под контролем находятся деятельность и даже настроение чада. Ругали и тех, кто вырастил «возвратившихся детей», которые возвращаются домой после колледжа или работы. Но со временем это явление стало в США нормой: по состоянию на 2016 год дети в возрасте от 18 до 34 лет чаще жили с родителями, чем одни или с партнером.
Причем эта тенденция выходит далеко за пределы Америки. Более 60% польских, словенских, хорватских, венгерских и итальянских детей в том же возрастном диапазоне тоже живут с родителями, как и две трети детей в возрасте от 22 до 29 лет в Китае, Гонконге, Индии, Японии и Австралии. А в большинстве стран Ближнего Востока молодые люди и вовсе проживают с родственниками, пока не вступят в брак.
Шейх Мухаммед бен Рашид с детьми. Фото: gulftoday.ae/
Это происходит потому, что мы долгое время проводим в детстве и отрочестве, гораздо больше зависимом от взрослых, в отличие от тех же животных. Но мы далеко не единственные. Многие дикие звери продолжают опекать своих детенышей в течение всей своей жизни, обучая ключевым навыкам и обеспечивая едой. Когда детеныш-подросток не может сам добывать достаточное количество пищи, его кормят родители. Если у потомства не налажены контакты со сверстниками, родитель поможет и в этом деле. Некоторые завещают подросшим детенышам территорию, а также предлагают доступ к своим продовольственным запасам.
У такого явления даже есть экологический термин – «продленная родительская опека» («extended parental care»). Условия, побуждающие родителей и животных предлагать своим детям продолжительную родительскую заботу, удивительно схожи между всеми видами. Чаще всего опасная окружающая среда, нехватка продовольствия, конкуренция за территорию и давление из-за поиска партнера заставляют молодых людей оставаться жить дома.
Если бы «возвратившиеся дети» были птицами, а не людьми, которых критикуют социологи, такие поддерживающие отношения между родителями и детьми можно было бы назвать «заботой о потомстве» – специфичным орнитологическим термином. И, возможно, вместо того, чтобы выражать свое недовольство, критикам стоит последовать примеру биологов и признать, что совместное проживание может положительно повлиять на успешную жизнь потомства.
Также не стоит забывать, что человеческая версия продолжительной родительской опеки связана с культурным контекстом. Историк Стивен Минц пишет, что в Америке «длительный переход во взрослую жизнь не является новым явлением», а «время между подростковым возрастом и периодом за двадцать – давно считается порой неопределенности, колебаний и нерешительности».
Иллюстрация Кристофа Ниманна
Минц поделился историей молодого человека, который после окончания Гарвардского университета в 1837 году в возрасте 19 лет был «принят на работу в качестве школьного учителя, чтобы через 2 недели уволиться. Он устроился на карандашную фабрику своих родителей, подрабатывал репетитором и помогал по хозяйству». Некоторое время он работал помощником редактора. В конце концов Генри Дэвид Торо стал почетным писателем и геодезистом, хотя продолжал заниматься семейным делом и поддерживать карандашный бизнес.
Минц пишет:
Несмотря на предположения, большинство молодых людей в прошлом не вступали во взрослую жизнь в раннем возрасте. В начале 19-го века молодые мужчины даже в 20 лет колебались и разрывались между периодами независимости и тесной связи с родителями и родительским домом.
И это происходило в течение большей части истории Америки. А переход во взрослую самостоятельную жизнь Минц описывает, как травматический: родители рано умирали, образование прерывалось, условия жизни были неопределенными.
У многих видов птиц и млекопитающих молодым особям, готовым к самостоятельной жизни, порой разрешается и даже поощряется оставаться на родной территории для помощи более взрослым животным. Иногда эти «детеныши» остаются дома на всю жизнь. Такой расклад является беспроигрышным для родителей и самих детей: более подрастающее поколение заботится о своих младших братьях и сестрах, принося еду и выступая в качестве нянь и наставников. К тому же они помогают всей стае, увеличивая бдительность и повышая уровень безопасности. Редко кто из оставшихся в родных пенатах детенышей – халявщики.
Пребывание в домашнем гнезде в течение дополнительного времени перед тем как отправиться в независимый полет – это не признак неудачного воспитания. Для таких молодых особей открывается много преимуществ и возможностей. К примеру, в окружающем мире слишком много хищников – поэтому детенышам физически гораздо безопаснее оставаться с родителями как можно дольше.
Курт Баушардт / Flickr
А если год был наполнен постоянной конкуренцией со сверстниками, то этот «подготовительный» период может повысить шансы молодой птицы научиться успешно находить еду, новые места и друзей. Другой плюс для молодой особи – унаследованная территория в случае гибели родителя.
Для самки суриката лучшая стратегия для выживания – остаться рядом с домом и дождаться, пока родители покинут этот свет. Так она может получить собственную территорию. Похожая тактика наблюдается и у шимпанзе. Самцы синей птицы (лиловый дрозд), которые остаются дома на зимовку хотя бы с одним родителем, не только с большей вероятностью благополучно переживут сезон, но и, скорее всего, унаследуют весной часть территории своих родителей. Чаще всего такие места богаты «дарами Омелы», как говорят исследователи Корнеллского университета: запасами растений, которые служат укрытием и пищей для этих птиц.
Люди – далеко не единственные существа, которые передают по наследству свое имущество. Например, североамериканские красные белки покидают свои территории, оставляя их своему потомству, обычно подросткам, поэтому по мере возможности они стараются ее расширить.
Помимо недвижимости, они снабжают своих детей дополнительной пищей, формируя кладовые по всему владению, прежде чем передать своим потомкам. Таким образом, у белок передача недвижимости детям не связана со смертью. Обычно родитель «собирает вещи» и отправляется своей дорогой – но только когда взрослые дети действительно готовы завладеть родительской собственностью.
Один из самых действенных способов у животных помочь своим детям – направить их в правильном направлении, пока есть такая возможность. Так называемые родительские экскурсии – поведение, характерное некоторым млекопитающим и многим птицам, – включает в себя поиск пищи, охрану территории и знакомство с «обществом». Подобно матерям из романов Джейн Остин, которые пытаются составить дочерям лучшую партию, синицы берут своих отпрысков и отправляются с ними в другие стаи, чтобы познакомить молодежь с лучшими потенциальными партнерами.
Из результатов исследований многих видов животных и птиц видно, что продолжительная родительская опека спасает жизни молодых особей: предотвращает гибель тех, кто еще не имеет жизненных навыков для самостоятельной жизни.
Наблюдение за австралийскими воронами показало, что молодые особи, которые остались на родной территории со взрослыми, получали больше пищи и зимовали в лучшем физическом состоянии. Но покинув родительское гнездо и не имея опыта, они питались более скудно, чем птицы, которые не получали помощь со стороны. Аналогичная ситуация с навыками выживания: особи, которых дольше опекали родители, не могли выстоять против хищников.
К примеру, молодые особи мексиканской сойки, которые проводят длительные периоды со взрослыми, не осваивают важный навык моббинга (защитного поведения). Поэтому в родительской опеке должна быть золотая середина: молодые особи должны получать уход в виде безопасности и кормления, но вместе с тем и оттачивать жизненно важные навыки, которые понадобятся им для самостоятельной жизни.
Учитывая контекст продолжительной родительской заботы у животных, интересно поразмышлять о критике сегодняшних родителей, которые принимают активное участие в жизни своих взрослых детей. В отчете Гарвардской высшей школы образования отмечается, что в «особо богатом обществе родители чрезмерно вовлечены в академическую и социальную жизнь своих детей. Поэтому подростки нередко учатся, посещают руководство школы или университета в случае плохих отметок, а также решают конфликты с друзьями только с родительской помощью».
Над такой гиперопекой часто смеются. Действительно, лишать молодое поколение возможности решать конфликтные ситуации самостоятельно явно неправильно, однако на фоне всей критики все равно прослеживается очевидная важность участия родителей в жизни своего ребенка. Минц объясняет это следующим образом: у родителей «есть веские основания стоять рядом со спасательным кругом, поскольку их дети пытаются пробиться через тернистый путь к взрослой жизни, который не гарантирует занятость.
Теперь не подростковые годы, а период двадцатилетия считается наиболее рискованным в жизни молодежи. Алкоголь, наркотики, незащищенный секс, который ведет к незапланированной беременности и венерическим заболеваниям, кражи и другие преступления – проблемное поведение достигает своего апогея именно в этом возрасте. А неосторожные и необдуманные поступки могут обернуться штрафами и уголовной ответственностью.
Социологи и обычные люди, которые спешат критиковать чрезмерную опеку родителей, упускают из виду важный момент: отсутствие у многих детей должной родительской заботы. У молодых людей, у которых нет родителей или опекунов, вступление во взрослую жизнь может быть опасным.
Согласно одному исследованию, дети, которые росли без присмотра (например, 18-летний парень без семьи, которая оказывала бы ему финансовую и эмоциональную поддержку), чаще всего безработные и всецело зависят от государственной помощи. Их физическое и ментальное здоровье хуже, чем у сверстников: они плохо учатся и имеют больше проблем с законом.
Наставничество – так можно назвать «постороннюю» социальную помощь – значительно улучшает жизнь этой наиболее уязвимой части общества. В докладе говорится, что приемные дети, у которых были теплые отношения с компетентным, заботливым взрослым наставником, намного лучше переживали подростковый период и были хорошо подготовлены к взрослой жизни. Лучшие результаты показали подростки, которые нашли наставника в повседневной жизни – исследователи определили его как «очень важного для ребенка взрослого человека, не родителя, который пребывает в окружении молодежи. Например, учитель, дальний родственник, тренер и т. п.».
Wikipedia
Продолжительная родительская забота часто встречается во всей природе. Причем по эволюционным причинам: генетические особенности родителей наблюдаются у их детей и продолжают сохраняться у последующего потомства. Об этом можно думать по-разному: как о поведении, продиктованном эгоизмом или эволюционной приспособленностью, либо как о проявлении любви и внимания. В любом случае факт остается фактом: родители (и люди, и животные) склонны заботиться о безопасности, здоровье и счастье своих детей.
Объективный взгляд на опыт продолжительной родительской опеки со стороны животного мира может помочь людям выработать более реалистичное понимание того, как и когда поддерживать своих взрослых детей. Действительно, австралийские вороны и мексиканские сойки, которые остались в родных пенатах, возможно, и не научились добывать пищу или прогонять хищников.
Но если окружающий мир так опасен, а молодому животному не хватает навыков, чтобы защитить себя, безопаснее оставаться дома. Минц говорит об этом еще более прямо: «Родительская поддержка может сыграть решающую роль в жизни детей и помочь им не сбиться с пути».
Примеры животного мира наглядно показывают, что излишняя родительская забота, или гиперопека – это эволюционная стратегия.