22 фильма со смыслом, на которых все засыпали, а нужно было задуматься

Неспешные (и иногда скучные) кинокартины, которые все равно проникают в самую душу.

Настали времена «клипового мышления»: большинство из нас не хотят читать «многобукв» и смотреть неспешные кадры и диалоги, в которых нет динамики и экшена. Молодые пользователи соцсетей признаются, что перематывают такие сцены в фильмах и пролистывают в книгах, а в кинотеатрах, как только накал событий ослабевает, берут в руки телефон. Концентрация внимания и умственные усилия сегодня не в моде. Нам надо «жутко громко и запредельно близко», чтобы по-настоящему заинтересоваться.

Но есть неспешные фильмы, забыть которые невозможно. Их кадры позовут кого-то из нас, как музыка. И вряд ли бы они сумели оказывать на своего зрителя такое сильное воздействие, если бы выдавали бесперебойный экшн. Олды еще помнят шедевры киностудии Довженко времен СССР, где рота курсантов если уж маршировала по брусчатке, то делала это бесконечно, со всех ракурсов… Что-то было в этом завораживающее, трансовое, даже трансцендентное. Или впору вспомнить Чехова, который так говорил о сути своего творчества: «На сцене люди обедают, пьют чай, а в это время рушатся их судьбы».

В списке 1Gai.Ru сегодня 22 особых фильма, которые будто бы «не для всех». А на самом деле каждый читатель нашего поста наверняка найдет среди них парочку любимых и близких и посмотрит на них другими глазами. Такие фильмы могут заставить скучать, могут бросить вызов, могут глубоко тронуть, могут и усыпить. Но на самом деле любой вариант — откровение и победа.

1. Паранормальные явления. Скинамаринк (2022)

 

Продолжительность: 100 минут

Фильм сценариста и режиссера Кайла Эдварда Болла начинался как YouTube-канал, посвященный воссозданию детских кошмаров, присланных пользователями. Сюжет этой полнометражной ленты вращается вокруг четырехлетнего Кевина, который получает травму, оставаясь дома без взрослых, со своей шестилетней сестрой Кейли.

Дальнейшее повествование не имеет особого смысла, и легко понять, почему этот малобюджетный фильм вызвал неоднозначную реакцию зрителей. В чем фильм преуспел, причем блестяще, так это в воссоздании сумеречного мира ребенка, в котором даже знакомый дом может показаться причудливым, тревожным и пугающим при соответствующих обстоятельствах. Боллу требуется время, чтобы создать это настроение… и почти весь фильм и есть это самое настроение. Пожалуй, то, что ему удалось сделать, никто и никогда не делал лучше.

2. Внутренняя империя (2006)

 

Продолжительность: 180 минут

Даже те, кто видел все работы Дэвида Линча, до сих пор затрудняются говорить о фильме «Внутренняя империя». Если не считать «Твин Пикс: Возвращение» (18-часовая лента, которую Линч считает фильмом), то это самая последняя из режиссерских работ, хотя она вышла еще в 2006 году (первый фильм, снятый полностью на цифровое видео, недавно был обновлен).

Здесь есть и секс-работники, и антропоморфные кролики, и история о женщине, которая отдает все силы, чтобы получить роль в голливудском фильме, а затем погружается в почти трехчасовой лихорадочный сон. Это либо трогательное и сюрреалистическое погружение в некое кинематографическое коллективное бессознательное, либо непроходимый набор бессмыслиц. Никто не умеет вызывать таких эмоций тревоги и ужаса, как Линч, даже если мы, зрители, не знаем, что же нас так встревожило.

3. Звездный путь: Фильм (1979)

 

Продолжительность: 132 минуты (театральная версия)

В первом фильме «Звездный путь» есть сцена, вызывающая споры не из-за своего политического или философского содержания, а из-за продолжительности: почти пятиминутный пролет шаттла над только что переделанным кораблем «Энтерпрайз», сопровождаемый зажигательной озвучкой Джерри Голдсмита.

Это либо почти эротический эпизод на космическом корабле, либо одна из самых скучных сцен, когда-либо снятых на пленку, в зависимости от вашей точки зрения.

Остальная часть фильма режиссера Роберта Уайза, поспешно запущенная в прокат до того, как он был полностью закончен, имеет такой же спокойный темп. Здесь нет драк, мало действия и много серьезных рассуждений. В некоторых моментах кажется, что фильм слишком сильно пытается быть «2001 год: Космическая одиссея», но в нем есть своя странная сила.

4. Ведьма из Блэр: Курсовая с того света (1999)

 

Продолжительность: 81 минута

Большую часть времени этого фильма «случайно найденные кадры» занимают слегка (но реалистично) раздражающие зрителя люди, блуждающие по лесу в Мэриленде. В это же время тревожные, но редко захватывающие события нагнетают напряжение и настраивают героев друг против друга.

До запоминающихся заключительных минут происходит совсем немного событий, но все это служит для эффективного нагнетания невыносимого напряжения. Это определенно тот случай, когда в сумме получается больше, чем по частям (зачастую скучным).

5. Русский ковчег (2002)

 

Продолжительность: 96 минут

Среди скучных российских фильмов «Русский ковчег» — особенно сложный, но, в конечном счете, очень приятный и полезный. Кроме того, это высочайшее техническое достижение — фильм снимается одним непрерывным дублем.

Сюжет фильма, снятого в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге, состоит в том, что безымянный рассказчик бродит по залам здания, встречаясь с реальными и вымышленными людьми из 300-летней истории города. Беседы носят в основном философский характер, но по мере продвижения фильма их масштаб увеличивается. К концу фильма мы встречаем 2 000 человек и несколько оркестров, которые плавно перемещаются во времени и пространстве.

6. С широко закрытыми глазами (1999)

 

Продолжительность: 159 минут

Мало какой фильм Стэнли Кубрика не подходит для этого списка: режиссер любит свой нарочито медленный темп. Однако «С широко закрытыми глазами» — особенно интересный случай, ведь фильм о героях Тома Круза, Николь Кидман и секте извращенцев не похож на то, что может усыпить людей.

И тем не менее зрителей поначалу отталкивал холодный формализм фильма и его отстраненная, мечтательная атмосфера. Лебединая песня Кубрика стала своего рода приманкой, обещающей заглянуть под одеяло одной из самых сексуальных пар Голливуда, а вместо этого предлагающей медленную поучительную историю об опасностях сексуальной одержимости.

7. Жить (1952)

Ikiru (1952) by Akira Kurosawa — Official Trailer

Продолжительность: 143 минуты

Японский режиссер Акира Куросава наиболее известен такими эпопеями, как «Семь самураев» и «Расемон», но даже в этих относительно насыщенных действием фильмах прослеживается двойственное отношение к жизни, наполненной насилием.

В его фильмографии есть и более спокойные, созерцательные работы, среди которых «Жить» 1952 г. — одна из лучших. Кандзи Ватанабэ (любимый артист Куросавы Такаси Симура) играет ветерана-бюрократа, который десятилетиями выполняет одну и ту же монотонную работу. В то самое время, когда он узнает, что умирает от рака желудка, приезжает группа родителей, желающих получить разрешение на очистку выгребной ямы и строительство игровой площадки для детей.

Ватанабэ берет на себя обязательство пойти против всего, чему он научился, играя по правилам, чтобы помочь родителям преодолеть бюрократические препоны, которые, скорее всего, поставят крест на их мечте. Это одновременно и универсальная, и уникальная японская история о героических поступках, даже если кажется, что они сводятся к перекладыванию бумажек.

8. Хорошая работа (1999)

Продолжительность: 90 минут

В классическом фильме писателя/режиссера Клер Дени Галуп (Дени Лаван) размышляет о своих переживаниях в Джибути, возглавляя отряд бойцов в составе Французского иностранного легиона. Все идет хорошо, пока не появляется Жиль Сентен (Грегуар Колен), который нечаянно ставит под угрозу отношения Галупа с его командиром и вызывает у него почти иррациональную ревность.

В фильме есть потенциал для жестокой драмы, но он отдает предпочтение вялому и ходящему кругами (а также очень медленному) движению, нагнетая напряжение с помощью потрясающих пейзажей и великолепной операторской работы. Фильм «Хорошая работа» часто попадает в списки лучших фильмов всех времен и народов, и это вполне заслуженно.

Где смотреть: Max, The Criterion Channel

9. Простая история (1999)

 

Продолжительность: 112 минут

Этот фильм Дэвида Линча настолько нехарактерен для режиссера, что таковым почти и не кажется; посмотрите его в паре с фильмом «Внутренняя империя» и почувствуйте, как плавится ваш мозг. Великий Ричард Фарнсуорт, к которому присоединилась Сисси Спейсек, играет реально существовавшего Элвина Стрейта.

Герой пересек страну, чтобы навестить больного брата, на газонокосилке, двигаясь со скоростью около 10 километров в час, и примерно с этой скоростью движется и повествование. Взгляд Линча привносит ощущение новизны в неторопливую историю, разворачивающуюся в сельской местности.

10. Перед рассветом (1995)

 

Продолжительность: 101 минута

Жюли Дельпи и Итан Хоук бродят по Вене, ведут непринужденные беседы и произносят монологи о своих взглядах на жизнь, искусство и любовь. Минималистичный, безупречно сыгранный фильм режиссера Ричарда Линклейтера одновременно возвышенно романтичен и совершенно приземлен, а его бессюжетный посыл кажется таким же смелым и рискованным, как и все остальное в кино. Если вам это понравится, за ним последуют еще две такие же неторопливые части.

11. Патерсон (2016)

Джим Джармуш снял Адама Драйвера в роли главного героя, водителя автобуса и поэта, у которого очень однообразный образ жизни день за днем (что не может не вызывать симпатии, хотя в реальной жизни это встречается гораздо чаще, чем на экране).

Патерсон водит автобус, выгуливает собаку своей жены, после обеда заходит в бар выпить пива и каждый день записывает в блокнот несколько стихотворений. Фильм нарочито не драматичен, хотя и разворачивается вокруг маленького события, которое может вызвать серьезные потрясения в вашей жизни.

12. Жанна Дильман, набережная Коммерции 23, Брюссель 1080 (1975)

Продолжительность: 201 минута

Даже название шедевра Шанталь Акерман длинное: фильм длится более трех часов и снимается всего за три дня камерой, которая, по замыслу, почти не двигается. И все же! В фильме запечатлен очень дисциплинированный распорядок дня овдовевшей матери, которая каждый день занимается одним и тем же делом, а именно довольно безрадостной секс-работой с единственным клиентом до прихода сына из школы.

Все это не может не завораживать. И когда рутина повседневной жизни Жанны начинает очень медленно разрушаться, происходящее становится таким же гипнотическим и неуловимо страшным, как и все, что было до этого.

13. Оно (2014)

 

Продолжительность: 100 минут

Несмотря на то что темп фильма не такой вялый, как в других картинах списка, его предпосылка дает понять, что он находится в совершенно ином спектре, чем другие фильмы ужасов, основанные чаще всего на погонях. Даже самый медленный из сонных зомби может обогнать чудовище из этого прорывного фильма режиссера Дэвида Роберта Митчелла.

По сюжету, жертву преследует некое существо, которое можно назвать «проклятием, передающимся половым путем», причем оно может быть похоже на кого угодно. Оно не то чтобы преследует вас и даже не угрожает открыто, но, если понадобится, будет идти за вами до края земли, не торопясь. Пожалуй, именно этот фильм породил диалоги о лентах «повышенного уровня ужаса»; но некоторые утверждают, что весь этот поджанр чертовски скучен.

14. Убийство священного оленя (2017)

 

Продолжительность: 121 минута

Греческий режиссер Йоргос Лантимос, получивший кучу номинаций на «Оскар» за фильм «Фаворитка» на следующий год после выхода этой картины, явно никогда не спешит, и темп каждого его фильма можно назвать неторопливым. В «Фаворитке» этот стиль служит для усиления сатиры, здесь же он помогает создать глубокую тревожную атмосферу.

Вдохновленный греческой трагедией (в частности, «Ифигенией в Авлиде» Еврипида), фильм представляет идеальную на первый взгляд семью (Колин Фаррелл и Николь Кидман), которая сталкивается с таинственным подростком (Барри Кеоган), постепенно внедряющимся в их жизнь. Мы понимаем, что он что-то замышляет, и, в конце концов, они тоже это понимают… но только в последнем акте мы полностью осознаем его мотивы и неустанно планируемую месть.

15. Седьмая печать (1957)

Продолжительность: 96 минут

В исторической фантазии Ингмара Бергмана много событий, но и очень много тишины. Во многих фильмах режиссера волны глубоких эмоций зарождаются как пузырьки под поверхностью, всплывая лишь изредка, но мощно. Здесь же мы имеем историю о людях, находящихся на разных стадиях примирения с Черной чумой и уверенных в том, что Бог если и не умер, то, по крайней мере, совершенно безмолвен и не интересуется ими.

Макс фон Сюдов играет циничного рыцаря Антониуса Блока, который запоминается тем, что играет в шахматы со Смертью, а также тем, что встречает в своих странствиях вереницу крестьян, чья единственная надежда на счастье заключается в том, чтобы бросить вызов энтропии и принять жизнь.

16. История призрака (2017)

Продолжительность: 92 минуты

У режиссера Дэвида Лоури довольно звездный послужной список, по крайней мере, за исключением пары прекрасных диснеевских фильмов, и «История о привидениях», вероятно, является одним из лучших размышлений о смерти, когда-либо снятых в кино.

Мужчина скоропостижно умирает, но вместо того, чтобы двигаться дальше, преследует оставленную им жену, надев простыню призрака. Это практически все, что касается сюжета, но есть пронзительная красота в медленной прогулке героя по загробному миру и его растущем осознании того, что перемены болезненны, но часто причиняют меньше боли, чем удержание ускользающей жизни. Очень многие плачут над сценой, в которой убитая горем женщина съедает целый пирог.

17. Сядь за руль моей машины (2021)

 

Продолжительность: 179 минут

Рассказ японского писателя Харуки Мураками (сборник «Мужчины без женщин»), по которому снят фильм, занимает всего около 45 страниц, а экранизация растянулась на три часа. Это история овдовевшего театрального режиссера, который завязывает отношения с молодой женщиной: ей поручено отвезти героя в Хиросиму для участия в последнем проекте.

В картине мало событий и сравнительно мало диалогов, но благодаря кинематографическому и звуковому оформлению эти немые отрезки захватывают. В конечном счете это история о трансцендентной красоте человеческой связи, даже через боль, которая отдаляет нас друг от друга. Это также фильм о том, что иногда можно поболтать с водителем такси.

18. Барри Линдон (1975)

Продолжительность: 185 минут

Кубрик, который никогда не повторял один и тот же жанр, попробовал себя в исторической драме с поразительным эффектом… даже если это, вероятно, самый малопосещаемый фильм эпохи его расцвета. Нетрудно понять почему, учитывая продолжительность фильма и отсутствие научно-фантастических/ужасающих моментов в стиле «2001 год: Космическая одиссея» или «Сияния», но это именно фильм Кубрика, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Эмоции глубоки, но далеки от реальности, и это технический триумф, полный изысканных деталей эпохи.

Хотя темп, безусловно, медленный, иногда даже вялый, история безжалостного карьериста (Райан О’Нил) является, пожалуй, самой смешной (в очень сухой манере) и одновременно самой глубоко циничной работой режиссера. Если другие его фильмы пытаются найти доброту в человечестве, то этот фильм доказывает, что некоторые люди — беспросветное дерьмо.

19. Тонкая красная линия (1998)

Продолжительность: 185 минут

Говорят, что практически невозможно снять настоящий антивоенный фильм, ведь кино так часто увлекает и захватывает нас, а как можно снять военный фильм без налета боевика? Фильм Терренса Малика «Тонкая красная линия» не является антивоенным, но в нем больше всего внимания уделяется философии войны и ее влиянию на жизнь и сознание солдат, которые в ней участвуют. Вместо батальных сцен мы чаще наблюдаем лица солдат, ставших их свидетелями. Может быть, это и не самый лучший фильм о войне, но это нечто уникальное в истории этого жанра.

20. Вальгалла: Сага о викинге (2009)

 

Продолжительность: 92 минуты

Как и в случае с нетрадиционным взглядом Малика на военный фильм, датский режиссер Николас Виндинг Рефн делает нечто совершенно неожиданное с многочисленными фильмами и телешоу последнего десятилетия, связанными с «Викингом». Немой Одноглазый (Мадс Миккельсен) — боец, но только потому, что его заставили им стать.

Попав в плен к норвежскому вождю на шотландском высокогорье, он спасается, подружившись с чуть более разговорчивым мальчиком, и они отправляются к побережью, преследуемые страшными видениями (в основном) и реальными угрозами (изредка). В фильме гораздо больше внимания уделяется настроению, чем насилию, которого здесь совсем немного; в долгих перерывах между прогулками и таинственными сновидениями сокрыта суть этой истории.

21. Париж, Техас (1984)

Продолжительность: 147 минут

Трэвис Хендерсон (покойный великий Гарри Дин Стэнтон) бродит по пустыне, растерянный и, кажется, не знающий, кто он такой. Врачу удается найти его брата Уолта (тоже покойный, тоже великий Дин Стокуэлл), и Трэвис начинает путь к себе, к своей семье и к тем решениям, которые определяли его жизнь до этого момента.

Вим Вендерс — блестящий режиссер идеи опустошения и запустения, он представляет современный американский Запад как чужой ландшафт, в равной степени странный, загадочный и целительный. И за почти трехчасовой хронометраж фильма вы увидите немало таких пейзажей.

Где смотреть: Max, The Criterion Channel

22. Солярис (1972)

 

Продолжительность: 166 минут

«Солярис» — это научно-фантастический триллер о первом контакте с непознанной инопланетной сущностью. В фильм также включена пятиминутная непрерывная сцена движения автомобиля по туннелю (в туннеле ничего интересного не происходит). Снятый по роману Станислава Лема, этот советский фильм 1972 года от кинохудожника Андрея Тарковского переносит вас в другой мир, в котором, кажется, тоже мало что происходит.

Космонавт-психолог Крис Кельвин отправляется на удаленную космическую станцию «Солярис», чтобы понять, стоит ли продолжать изучение планеты, которая кажется не более чем одним огромным океаном. Но под этими волнами что-то происходит, и под бесконечными, затянутыми кадрами бурлящих волн и пустых коридоров станции и фильм, и инопланетный мир стремятся убаюкать вас ложным чувством безопасности.

Тарковский стремился уйти от холодного материализма западной научной фантастики к чему-то более эмоциональному, и ему это удалось (хотя и получилось немного скучновато).

Источник статьи: 23 of the Best Boring Movies

Оцените новость:
7.09.23 (09:42)
1 169
Источник — © 1gai.ru
Автор — Елена

Следите за нами в соцсетях

Новостная рассылка


Рассылка анонсов статей производится каждый понедельник