Правила дорожного движения, о которых можно забыть или не знать
К сожалению, незнание правил не освобождает водителей от их соблюдения. Казалось бы, что проще – выучи Правила дорожного движения и неукоснительно соблюдай их. Но на деле все намного сложнее. Многие пункты правил запутаны и противоречивы, а их количество может сбить с толку даже бывалых водителей. И это не говоря о том, что периодически в законодательстве о безопасности дорожного движения что-то меняется, в результате чего многие автолюбители могут просто не знать о нововведениях.
Мы в 1Gai.Ru решили напомнить ПДД, которым мало кто следует, и те, которые трудно интерпретировать.
Если вы считаете, что время от времени достаточно ознакомляться с ПДД, чтобы ориентироваться в них, вы очень ошибаетесь. Правила дорожного движения в России регулируют различные законы и подзаконные акты, которые во многих случаях неясны и непонятны. И это еще не все. За последние годы появилось немало новых положений, о которых могут не знать многие водители. Причем некоторые акты могли не только измениться, но и быть отозваны.
Иногда доходит даже до того, что недавно введенные правила исключают существующие, или наоборот. В этом случае даже у специалистов по дорожному праву возникают серьезные проблемы с их интерпретацией.
1. Когда начинается и заканчивается ограничение скорости?
Знаете ли вы, когда именно начинает действовать ограничение скорости: сразу или лишь через небольшую дистанцию? Возникают вопросы у водителей (особенно у неопытных), когда именно заканчивается зона действия знака, ограничивающего максимальную скорость автомобиля. Ответ на эти вопросы не так однозначен, как кажется. Все зависит от того, где находится знак ограничения, и от того, есть ли со знаком ограничения скорости информационные таблички.
ГИБДД
Среди автолюбителей давно ходит миф, что камеры не присылают штрафы, если превышение скорости зафиксировано в самом начале зоны действия ограничений. И действительно, иногда подобные нарушения не приводят к штрафам с камер. Но это не связано с тем, что действующие правила запрещают ГИБДД штрафовать водителей сразу после начала знака, ограничивающего максимальную скорость. Больше все это связано с особенностями установки комплексов фото-, видеофиксации, их настройками и спецификацией передачи данных по удаленным каналам связи.
То есть если вы не успели снизить скорость до разрешающих значений (допустим, вы снизили скорость через 10 метров после начала действия знака), ваше нарушение могут зафиксировать камеры.
ГИБДД
Согласно Приложению 1 к Правилам дорожного движения РФ, знак 3.24 «Ограничение максимальной скорости» начинает действовать от места установки до ближайшего перекрестка за ним. В населенных пунктах, если отсутствует перекресток, знак ограничения скорости действует до конца населенного пункта. То есть если вы въезжаете в населенный пункт, где знаком обозначено ограничение максимальной скорости, то он действует до конца населенного пункта.
Также напомним, что действие знака «Ограничение максимальной скорости» отменяется, если он установлен до населенного пункта, который обозначен знаком 5.23.1 или 5.23.2
Обратите внимание, что действие знака 3.24 не прерывается в местах выезда транспорта с прилегающих к дороге территорий, а также в местах пересечения (примыкания) с полевыми, лесными и другими второстепенными дорогами, перед которыми не установлены соответствующие дорожные знаки.
Ну и, наконец, не стоит забывать, что действие знака, ограничивающего скорость автотранспорта, прекращается в случае наличия знака 3.31. Для тех, кто не помнит, вот как он выглядит:
Так что согласно ПДД органам ГИБДД разрешено устанавливать камеры хоть через несколько сантиметров после начала действия дорожного знака, ограничивающего максимальную скорость автомобилей, как и никто не запрещает выписывать пачками «письма счастья» всем, кто снизил скорость уже внутри зоны ограничения скорости.
Есть исключения: в некоторых случаях ПДД предусматривают введение отсрочки начала действия дорожных знаков. В том числе и знака «Ограничение скорости». Так, согласно законодательству для отсрочки начала действия знака используется табличка 8.1.1 :
8.1.1 «Расстояние до объекта». Указывает расстояние от знака до начала опасного участка, места введения соответствующего ограничения или определенного объекта (места), находящегося впереди по ходу движения.
2. Обгон тихоходного транспортного средства: так можно или нельзя?
Фото: 1Gai.Ru / За рулем
Иногда кажется, что российские Правила дорожного движения создали специально, чтобы в них никто не разобрался, с целью собрать побольше штрафов. Как там на самом деле, не нам, конечно, оценивать. Но надо признать, что, действительно, многие пункты ПДД переплетаются друг с другом, что не позволяет с легкостью их интерпретировать даже опытным, бывалым водителям. К сожалению, надеяться, что ПДД станут проще, не стоит. Как бы не наоборот. Как говорится, «Что написано пером – не вырубить и топором». А значит, каждый водитель обязан не только повторять действующие нормы дорожного движения, но и время от времени вникать в их суть.
Например, возьмем самое излюбленное для некоторых инспекторов ДПС нарушение российских автолюбителей: выезд автомобиля на встречную полосу дорожного движения, из-за которого немало водителей остались без прав. И речь здесь не о тех, кто сознательно выехал на встречку, подвергая опасности себя и других участников дорожного движения. С этой категорией водителей разговор особый. В нашем же примере мы говорим о тех, кто выехал на встречную полосу по незнанию, по недопониманию норм права и т. п. И поверьте, таких водителей немало.
Итак, представьте себе ситуацию: вы движетесьпо узкой дороге, разделенной со встречным движением сплошной линией разметки, запрещающей вам выезжать на встречную полосу для осуществления обгона другого транспортного средства. Впереди вы видите тихоходное транспортное средство, обозначенное специальным знаком – равносторонним красным треугольником с желтой окантовкой. Дорожных знаков в месте вашей попутной встречи с тихоходом нет.
А теперь внимание – вопрос: разрешено ли вам выехать на встречную полосу и осуществить обгон? Из-за сложности российских Правил дорожного движения (и не только российских!) многие водители ответят утвердительно. Но это типичная ошибка многих водителей. Даже бывалых!
На самом деле осуществлять обгон даже тихохода нельзя, если это запрещает сплошная дорожная разметка (1.1 или 1.11).
Для того чтобы это понять, необходимо вспомнить раздел 11 ПДД, где четко описаны все случаи запрета обгона.
Вот все случаи, когда запрещено выезжать на встречную полосу для обгона при любых обстоятельствах:
на регулируемых перекрестках (со светофорами)
на пешеходных переходах
на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними
на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях
в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью
транспортное средство, движущееся впереди вас, производит обгон или объезд препятствия
транспортное средство, движущееся впереди вас по той же полосе, подало сигнал поворота налево
следующее за вами транспортное средство начало обгон
если по завершении обгона вы не сможете, не создавая опасности для движения и помех, вернуться в свою полосу
запрещается обгонять, если при маневре транспортное средство пересечет дорожную разметку 1.1 или 1.11 (есть исключения)
Теперь вспомним о знаке 3.20 «Обгон запрещен». Согласно Приложению 1 Правил дорожного движения, в зоне действия знака 3.20 запрещается обгон всех транспортных средств, за исключением тихоходных транспортных средств, гужевых повозок, мопедов и двухколесных мотоциклов без коляски.
Что такое тихоходное транспортное средство?
Это автотранспорт, чья конструкция не позволяет ему двигаться более 30 км/ч. Как мы уже сказали, на таких транспортных средствах обязан стоять знак в виде равностороннего красного треугольника с желтой окантовкой.
Соответственно, делая итоговую интерпретацию норм Правил дорожного движения, касаемых правил обгона тихоходных транспортных средств, можно сделать вывод, что при наличии знака 3.20 «Обгон запрещен» обгон тихохода разрешен даже при наличии сплошной или двойной сплошной линии разметки (1.1 или 1.11).
В нашем же примере, как мы отметили, никакого дорожного знака не было, соответственно, обгонять по встречке тихоходное транспортное средство запрещено!
Ох, уж этот круг: постоянные изменения в ПДД запутали водителей
Из-за частых поправок Правил дорожного движения, которые, по логике, должны убрать множество спорных и непонятных моментов, к сожалению, часто, наоборот, возникает путаница среди водителей. Возьмем последнее знаковое изменение правил проезда кругового движения на дороге, вступившее в силу в 2017 году. Но, несмотря на то что с этого момента прошло уже несколько лет, немало автолюбителей до сих пор не понимают новые нормы. Постараемся объяснить.
Напомним, что Дмитрий Медведев в октябре 2017 года подписал Постановление Правительства, вносящее изменения в ПДД:
13.11. На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.11(1) Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев
(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.10.2017 N 1300).
На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами независимо от направления его движения.
13.11(1). При въезде на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку
(п. 13.11(1) введен Постановлением Правительства РФ от 26.10.2017 N 1300).
Правительство РФ объяснило, что изменения правил проезда кругового движения были необходимы, чтобы прекратить неразбериху среди водителей, которые часто путают приоритет проезда на кругу. В итоге в большинстве случаев с того времени тем, кто въезжает на круг, приходится уступать дорогу тем, кто движется по кругу.
Но, как говорится, ожидания не всегда означают реальность. На практике мы имеем, что многие водители по-прежнему не понимают/недопонимают правила проезда перекрестков. И дело здесь не в том, что новая норма, начавшая действовать в 2017 году, спорна. Все дело в привычке и в ряде других пунктов, которые в некоторых случаях разрешают не уступать дорогу тем автомобилям, которые находятся на круге. В итоге среди водителей даже спустя несколько лет после нововведений наблюдается сумятица.
Например, многие водители до сих пор не перестроились и продолжают ездить по правилам проезда кругового движения, действующим до 2017 года.
Казалось бы, что здесь сложного, запомни: тем, кто на кругу, тем и уступай. Но не все так просто. Дело в том, что согласно ПДД если на перекрестках установлены знаки приоритета или светофоры, то участники дорожного движения должны руководствоваться ими.
Соответственно, если по ходу движения по кругу водитель увидит знак «Уступи дорогу», то он обязан уступить дорогу тем, кто въезжает на круг. И это при том, что согласно пункту 13.11(1) ПДД водители при въезде на перекресток, который обозначен знаком 4.3 («Круговое движение»), обязаны уступать дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку! Так нужно ли уступать дорогу автомобилям, выезжающим на круговой перекресток, или нет? Все зависит от дорожных знаков. Если есть знак «Уступи дорогу», то он важней даже новой нормы 13.11(1), введенной правительством.
По идее, за это время органы ГИБДД МВД и дорожники должны были уже демонтировать все дорожные знаки «Уступи дорогу» на круговых перекрестках, чтобы у водителей не было путаницы в вопросе интерпретации новых правил проезда кругового движения. Но на практике на многих круговых перекрестках знаки не демонтированы, что не позволяет водителям выполнять новую норму приоритета проезда по кругу.
Примечательно, что в 2018 году Верховный суд рассматривал иск жителя Калининграда Андрея Лободина, который пытался оспорить новые правила проезда круговых перекрестков. Стоит отметить, что Верховный суд оставил нововведения Дмитрия Медведева в силе, посчитав, что новые правила не противоречат Венской конвенции дорожного движения, на которые ссылался истец. Однако во время судебного заседания представитель МВД на вопрос судьи «Остались ли в России где-то знаки «Уступи дорогу» перед перекрестками?» ушла от ответа, заявив: «Я так понимаю, еще где-то есть». Вот подробности этого дела.
С тех пор воз и ныне там. Во многих регионах на круговых перекрестках по-прежнему есть дорожные знаки «Уступи дорогу», установленные до введения новых правил проезда кругового движения, что часто вносит сумятицу среди водителей, считающих, что те, кто на кругу, не должны никому уступать дорогу. Но, как видите, даже новые нормы проезда круга не внесли полную ясность в трактование норм ПДД из-за того, что есть исключения.
Кстати, многие водители очень часто путают круговое движение, которое согласно ПДД должно быть обозначено знаком 4.3, с обычным перекрестком, похожим на круг. К сожалению, на этом недопонимании погорело уже много автолюбителей, в том числе опытных. Дело в том, что если перекресток обозначен знаком 4.3, то водители должны соблюдать правила проезда кругового движения, учитывая направления стрелок, указанных на знаке, которые схематично подсказывают водителям, в какую сторону осуществляется движение по кругу (по часовой или против часовой стрелки).
Если перед вами круг, но он не обозначен знаком 4.3, то вы должны соблюдать правила проезда обычного перекрестка. То есть не осуществлять проезд перекрестка по кругу, иначе в некоторых случаях движение по кругу может быть расценено как езда по встречке. Вот пример запутанной ситуации, где даже знатоки Правил дорожного движения неправильно интерпретируют дорожную ситуацию. Посмотреть можно здесь.