Советский реактивный танк, который удивил американцев

Для чего на танки в СССР пытались установить реактивную тягу

Может быть, не самое практичное применение для реактивного двигателя, но, возможно, одно из самых необычных…

 

Немного истории

Итак, Советский Союз в 60-х годах экспериментировал с танками и бронетехникой на реактивной тяге. Целью экспериментов было доказать практическую пользу этого направления. При этом, конечно же, никто не рассчитывал на передвижение танков за счет ракетных двигателей (по крайней мере без помощи маршовых ДВС). Ракеты (или реактивные двигатели от самолета) лишь давали кратковременный мощный импульс бронированной технике для помощи в преодолении труднопроходимой местности, обеспечивая более быстрое продвижение танковых войск (в теории).

 

Система была по-настоящему новаторской и крайне смелой даже по меркам послевоенного бума наращивания мощи армии и развития всех родов войск под ведение боевых действий в условиях меняющихся военных доктрин 1950-60-х годов.

 

Увы, технологию так и не ввели в эксплуатацию по ряду технических ограничений и трудностей, в частности непредсказуемости и сложности управления реактивными двигателями, что, впрочем, не помешало продолжить развивать идею, зайдя с другого бока.

 

Как работала реактивная технология на танках?

Реактивные двигатели обеспечивали мощнейший импульс в направлении вперед, заставляя 37-тонный танк (судя по очертаниям танка на видео, речь идет о Т-55) или 13-14 тонную БМП вылетать из глубочайших колей и грязевых засад, словно пробка из бутылки.

 

«Хотя эта система была определенно смелой, она была опасной и, вероятно, слишком дорогой, чтобы ее можно было ввести в эксплуатацию», — отмечают на сайте Popular Mechanics, который вслед за Reddit обратил взор западного мира на нестандартную разработку Советов, о которой, маловероятно, массово знало даже старшее поколение, заставшее тот период самолично.

 

Вот как работали вспомогательные реактивные форсажные двигатели:

Видео взято с YouTube-канала: «01e9»

Как видно, в ходе первых опытов, двигатели были использованы от зенитной ракеты «Стрела» и ставились пакетами по бортам бронированной машины. Такая установка была дешевой, быстрой в установке и замене, но абсолютно непредсказуемой в управлении. Кадры работы установки:

GIF: YouTube

После первых полевых испытаний, было решено поставить пару полноценных турбореактивных двигателей от самолета. Донором двигателей стал пассажирский самолет Як-40, а испытуемым был назначен, по всей видимости, модифицированный БМП-1 (боевая машина пехоты), бронемашина в кадрах с двойными тележками гусениц. Принцип использования сложной системы был аналогичен. Сопла полноценных реактивных двигателей закрывались автоматическими бронированными крышками.

 

Испытывались системы на разных танках, в том числе легком плавающем танке ПТ-76 , но, несмотря на более продуманное управление, вердикт был однозначен: непригодно к эксплуатации.

 

Мало того что двигатели от самолета потребляли слишком много горючего, так еще падала бронируемость танка, а значит, любое попадание в корму могло нанести урон двигателям и топливным бакам, что могло привести к детонации.

 

Еще одной вероятной проблемой с реактивным двигателем на танке была стоимость. Красная Армия имела в своем арсенале десятки тысяч танков, и оснащение их реактивными двигателями было бы непомерно дорогим. Плюс под большим вопросом было использование технологии в бою — она была непростой. В общем, эксперименты доказали несостоятельность смелой идеи. Но попытка явно была неплоха и она удивляет до сих пор.

Обложка: 1GAI.ru

Оцените новость:
20 387
Источник — © 1gai.ru
Автор — Eric
Автомобили из каких стран вы считаете надежными?

Следите за нами в соцсетях

Новостная рассылка


Рассылка анонсов статей производится каждый понедельник