От скорости движения в 30 км/ч можно сойти с ума — так считали ученые в XIX веке 

В 19 веке некоторые ученые считали, что движение людей транспортом нужно запретить 

Высокая скорость может в буквальном смысле опьянять, гипнотизировать и подчинять. Это наверняка чувствовали все, кто хоть раз разгонялся до 200 и выше километров в час на автомобиле. Но также немалое число людей по всему миру замечали и другой феномен восприятия скорости: на разных типах транспорта скорость воспринимается по-разному — на машине, мотоцикле, квадроцикле или снегоходе и даже на велосипеде. Причем чем дальше отходишь от закрытого автомобиля и мотоцикла, тем все быстрее кажется скорость при одинаковом темпе движения. Например, 40 км/ч на автомобиле и та же скорость на велосипеде — это абсолютно разное по восприятию ощущение (на велосипеде эта скорость воспринимается гораздо лучше).

Наверное, примерно так же ощущали себя и наши более далекие предки, скакавшие по полям, тропам и трактам на лошадях, опьяненные ветром, мельканием пейзажа по бокам и другими прелестями быстрого передвижения. По крайней мере, в это верится из-за того, что в первой половине XIX века , как только появились первые мало-мальски работавшие механизированные варианты транспорта (в основном паровозы), ученых внезапно взволновала история с использованием скоростных по тем временам созданных человеком не конных экипажей.

Ученые мужи даже придумали психологическое расстройство , которое получило легитимный статус в академических западных кругах, и это расстройство даже обрело настоящее научное название «delirium furiosum» (яростный делирий, или «дикое безумие») — да, вот такие наименования бывают у странных и, по сути, несуществующих заболеваний.

Название пришло к нам из исследования 1835 года, проведенного Königlich Bayrisches Obermedizinalkollegium (Королевским баварским медицинским колледжем). Это исследование включало интересный абзац:

«Передвижение при помощи паровых машин любого типа должно быть запрещено в интересах здоровья населения. Быстрое движение не может не вызывать у пассажиров душевного волнения, т. е. «delirium furiosum». Даже если допустить, что путешественники добровольно подвергаются этой опасности, государство должно, по крайней мере, защитить сторонних наблюдателей, поскольку вид паровоза, мчащегося на полной скорости, достаточен, чтобы вызвать эту ужасную болезнь. Поэтому крайне важно, чтобы с обеих сторон рельс был поднят забор высотой не менее 1.8 метра».

фото: Wikimedia Commons.

Стоит иметь в виду, что «быстрые движения», о которых они говорили в ту эпоху, составляли от 32 до 40 километров в час. Возможно, в рекордные заезды удавалось достичь 50 км/ч. Явно скорость безумия! Ведь паровоз мог запросто взорваться, и мало не показалось бы никому. Стоит ли говорить, что паровые машины вообще не должны были появляться на дорогах стран ни под каким предлогом? Слишком опасно, чего уж здесь неясного.

Интересно, что в отчете признается тот факт, что люди по-прежнему желают кататься на этих «железных конях безумия», и поэтому эксперты тех лет предлагают решение: построить забор «высотой не менее 1.8 метров» по ​​обе стороны от железнодорожных путей. Который хотя бы невинных зевак защитит. Или он должен был нести двойную задачу, спасая, в том числе, и пассажиров с машинистами от внезапных приступов, что-то вроде шор на глазах у лошадей? Кто его знает, но все это звучит сегодня просто смешно и даже немного безумно.

Конечно, мнение баварских психиатров (или какие ученые в основном заседали в Королевском баварском медколледже) не приняли во всей Европе безоговорочно, но прислушались на всякий случай. Хотя червячок сомнения в том, что люди не будут сходить с ума от скоростей свыше 60 км/ч у многих все же закрался. Ну или, по крайней мере, они подумали о том, что сумасшествие будет происходить не сразу.

Вскоре более профессиональные ученые все же докопались до истины, и очень быстро «страшное заболевание» не вызывало ни у кого ничего, кроме смеха.

Много позже про «болезнь» вспоминали потомки, конечно, в юмористическом ключе, как в этом выпуске журнала Industrial Steam Engineer от июля 1920 года:

фото: Google Books

Удивительно, право, насколько человек всеми силами пытается оградить себя от чего-то нового. Но так нелепо и с таким безумством... это просто надо постараться! Хотя, если задуматься, может, в чем-то эти ученые определенно были правы?

Обложка: unsplash.com / Adam Bignell

Оцените новость:
2 393
Источник — © 1gai.ru
Автор — Eric
Автомобили из каких стран вы считаете надежными?

Следите за нами в соцсетях

Новостная рассылка


Рассылка анонсов статей производится каждый понедельник