Дефекты прокладки головки блока цилиндров, причины, последствия и как их избежать

Почему так важна прокладка ГБЦ в двигателе. К чему может привести ее прогар?

Дефекты прокладки головки блока цилиндров, причины, последствия и как их избежать

Дефекты с прокладкой головки блока цилиндров легко можно распознать. Какие симптомы и во что обойдется смена одной прокладки головки блока цилиндров, читайте прямо здесь.

 

Пробитая прокладка ГБЦ по виду считается незначительной поломкой, но если подойти к этому с технической стороны вопроса, то это может иметь в дальнейшем критические последствия, которые повлияют на саму работу двигателя. В зависимости от характера такого повреждения могут быть затронуты как система охлаждения мотора, так и система смазки двигателя. А в определенных случаях проблемы могут возникнуть одновременно с обеими системами. При малейшем подозрении на повреждение прокладки блока цилиндров автомобиль должен быть незамедлительно отправлен в мастерскую. Возможно многие из автомобилистов будут в чем-то правы, так как сама работа по замене прокладки ГБЦ не самый из дешевых вариантов ремонта, который может обойтись автовладельцу от нескольких тысяч рублей и более. Но это все-же гораздо дешевле чем в случае игнорирования устранения данного дефекта, который может быстро привести в дальнейшем к непоправимым последствиям в двигателе для устранения которых владельцу авто придется прибегнуть к капитальному ремонту ДВС.

 

Как можно узнать, что прокладка ГБЦ повреждена?

Симптомы данного недуга многочисленны и все они могут указывать на проблемы с прокладкой головки блока цилиндров. Например, вот пара из них:

 

1. Типичный симптом повреждения- присутствие моторного масла в системе охлаждения двигателя.

2. Также- охлаждающая жидкость авто может попасть в масляный контур.

 

В обоих этих случаях проверка занимает всего пару секунд. Открываем капот, откручиваем крышку расширительного бачка с охлаждающей жидкостью. (Внимание! Делать это необходимо исключительно на холодном двигателе автомобиля). Если внутри расширительного бачка вы обнаружили темную пенку или на стенках бачка вы видите коричневые маслянистые полосы, то дело плохо.

Таким же образом можно вычислить наличие и «охлаждайки» в масле двигателя, то есть, образовавшаяся светлая пена (белая эмульсия) может находиться на внутренней стороне заливной пробки двигателя, а для ее идентификации пробку нужно отвернуть или вытащить масляный щуп, на котором также можно будет обнаружить присутствие охлаждающей жидкости в виде беловатой пены.

 

Как происходит смешивание двух рабочих жидкостей? Масляные каналы и протоки водяного контура в блоке двигателя пролегают достаточно близко друг к другу и проходят непосредственно через головку блока цилиндров. Поврежденная прокладка в этой области больше не будет эффективно разделять сами контуры между собой и жидкости начнут смешиваться попадая непосредственно в соседние контуры. Поэтому нередко автовладельцы в двигателях своих автомобилей в которых произошел прогар прокладки ГБЦ наблюдают повышение уровня моторного масла.

 

Охлаждающая жидкость, уходящая и попадающая в масляный контур, также может быстро перерасти в серьезную проблему.

Во-первых, сама интенсивность такого охлаждения снижается в результате нехватки жидкости и двигателю грозит перегрев. Во-вторых, само масло, разбавленное менее вязкой и совершенно другой консистенции жидкости снижает эффективность смазки трущихся деталей. В результате этого под удар попадают коленвал и распредвалы. Как правило, исправный двигатель не расходует охлаждающую жидкость. Если жидкость уходит, но никаких видимых утечек обнаружить не удается, и шланги тоже в порядке, то обязательно надо проверить моторное масло на наличие в нем антифриза, возможно таковой непосредственно попадает в систему смазки автомобиля. Внезапно повысившийся расход масла также может быть признаком повреждения прокладки, т.е. когда моторное масло начало попадать в систему охлаждения.

 

По этой причине крайне очень ВАЖНО проверять уровень масла и не забывать заглядывать в расширительный бачок с охлаждающей жидкостью. Особенно такие несложные манипуляции вполне актуальны со старыми автомобилями.

 

Признаками прогоревшей прокладки не всегда является смешивание моторного масла и охлаждающей жидкости...

Впрочем, повреждение прокладки не всегда можно определить по двум названным  уже нами признакам. Рабочие жидкости могут тоже сочится из двигателя. Их легко определить по влажному или маслянистому блоку двигателя чуть ниже самой головки блока цилиндров.

 

Нередко бывает, когда тосол попадает в цилиндры и при высоких температурах там начинает испаряться (все зависит от того, где и в каком месте уплотнение получило повреждение). В этом случае из выхлопной трубы будет выходить белый дым смешанный с выхлопными газами. Его естественно легко обнаружить.

Если в камеру сгорания попадает масло, то этот выхлоп окрашивается в синеватый цвет.

 

Совет: Изменение цвета выхлопных газов в случае дефектной прокладки головки цилиндров блока, наиболее явно видно под нагрузкой.

 

Опасность серьезных повреждений двигателя из-за прокладки головки блока цилиндров

Наибольшая опасность с непредсказуемыми последствиями ожидает владельца автомобиля в том случае, когда повреждения данного уплотнения оказались значительными. Через образовавшийся в этом месте канал в цилиндр начинает поступать большое количество антифриза, который рано или поздно в камере сгорания скапливается, а далее при большом скоплении жидкости в цилиндре происходит гидроудар. Поршень, проделывая возвратно-поступательные движения «натыкается» на слой жидкости находящийся над ним, которая как всем известно несжимаема, поэтому происходит гидроудар или как его еще романтично прозвали остряки- «кулак дружбы».

 

В этом случае последствия могут быть наиболее фатальными и дорогостоящего капитального ремонта двигателя (в лучшем случае) уже не избежать. А в худшем случае, если шатун пробил стенку блока двигателя, то этот мотор можно нести прямо на свалку. Повреждения, которые типичны для гидроудара, это: -загиб шатуна, разрушение поршня, обрыв шатуна, повреждение головки блока, коленвала или картера.

Помимо всего этого, такая утечка антифриза может привести не только к проблемам охлаждения конкретно ухудшив ее эффективность, но и может привести к попаданию моторного масла в каналы циркуляции охлаждающей жидкости, закупорив тем самым небольшие канальцы рассчитанные на менее густую техническую жидкость. При игнорировании этой поломки двигатель вскором времени может перегреться.

 

В некоторых случаях выхлопные газы могут пробиваться в систему охлаждения из-за не плотности прокладки ГБЦ. Это также является крайне опасным «звоночком» для водителей и его можно диагностировать визуально появлением пузырьков отработавших газов в расширительном бачке. При этом сама температура мотора во время работы будет быстро уходить в красную зону из-за чего может случится быстрый перегрев силового агрегата.

 

И наконец еще один важный пункт, который подскажет вам о неисправности. Выхлопные газы могут вырываться наружу в подкапотное пространство. Запах, шум при работе двигателя, а также отработавшие газы под капотом - вот что вы увидите в таком случае.

В целом, при данной неисправности будет заметна общая потеря мощности двигателя, снижение его тяги и нестабильная работа, а также низкая компрессия.

 

Причины дефектов ГБЦ

 

В принципе, сама прокладка ГБЦ входит в тот список так называемых «пожизненных» деталей автомобиля, износ которой при правильной эксплуатации мотора невозможен. В большинстве случаев прокладка ГБЦ выходит из строя из-за высокой термической нагрузки. Это может быть вызвано неисправностью водяного насоса или дефектом термостата.

 

Слишком низкий уровень охлаждающей жидкости, а также антифриз не подходящей марки или некачественный герметик радиатора, тоже могут вызвать перегрев мотора, при котором может повести головку бока цилиндров и прокладка ГБЦ не будет далее плотно прилегать к основным частям мотора.

 

Смотрите также: Как промыть радиатор в автомобиле

 

Помимо всего, в этот отрицательный "Топ" входит неправильно проведенный монтаж уплотнения головки блока цилиндров. К примеру, на прилегающих плоскостях головки и блока цилиндров могут присутствовать раковины и микротрещины. Или, при сборке мотора не был соблюден сам момент и очередность затяжки болтов крепления головки блока. Некачественная прокладка или неправильная ее установка также могут повлиять на результат работы двигателя.

 

Стоит опасаться особенно тем водителям, которые любят погонять на автомобиле, это может привести к перегреву рабочего двигателя и как следствие к прогоранию прокладки ГБЦ.

 

Как поменять прокладку головки блока цилиндров?

Замену прокладки головки блока цилиндров следует выполнять только в мастерской, так как такой ремонт достаточно дорогой и требует достаточной квалифиции. Даже неправильная разборка ГБЦ может привести к значительным проблемам в будущем. Прокладка ГБЦ представляет собой соединение между блоком двигателя и головкой самого цилиндра. Чтобы добраться до нее необходимо демонтировать головку блока цилиндров с сопутствующими агрегатами. Выкручиваться винты головки блока цилиндров должны в правильном порядке, ну и закручивать их также нужно в определенном порядке и с точным усилием на динамометрическом ключе.

 

В автомастерских, как правило, на такую замену прокладки ГБЦ уходит от трех до десяти часов в зависимости от двигателя. Стоимость ремонта варьируется в зависимости от типа мотора и от поломки, примерно между 2.000 и 10.000 тыс. рублей. А иногда ремонт может стать еще дороже, если допустим потребуется шлифовка ГБЦ, которая проводится на специальном высокоточном станке.

 

Внимание! Обычно в этих случаях ведет алюминиевую «голову» (головку блока), поэтому друзья не стоит перегревать такие моторы. Чугунные же ГБЦ обычно страдают от трещин, что также влияет на возможный пробой прокладки блока цилиндров.

 

Самыми дорогими ремонтами славятся V-образные, оппозитные и W-образные моторы. На замену в них прокладки тратится большее количество нормо-часов, поскольку менять требуется сразу обе прокладки ГБЦ.

 

Стоимость материала. Помимо прокладки головки блока и новых винтов, следует также заменить масло и охлаждающую жидкость, поскольку качество моторного масла и антифриза в целом и скорее всего из-за дефектов прокладки головки цилиндров снизилось. Если дело дошло до попадания масла в охлаждающую жидкость, то должна быть произведена также и чистка контура охлаждения.

 

Смотрите также: Неисправности свечей зажигания

 

Если пострадавший двигатель имеет ремень ГРМ, то можно посоветовать его сменить. Снятие головки блока цилиндров с двигателя и замена прокладка головки в любом случае требует демонтажа зубчатого ремня. Поэтому, если он не совсем новый, то стоит позаботиться о его замене.

 

Также должна быть проведена и ревизия водяного насоса, а еще в мастерской должны заодно проверить зазоры впускных и выпускных клапанов (если необходимо, то их регулируют). При необходимости должны быть заменены и маслосъемные колпачки.

 

На старых автомобилях рекомендуется полностью исследовать головку блока цилиндров на наличие в ней трещин. Тестирование демонтированной и очищенной головки проводится при помощи дефектоскопа и подачи под давлением антифриза в головку блока. Через все имеющиеся миниатюрные трещины жидкость будет моментально просачиваться, выдавая тем самым эти микротрещины.

В общем и в целом это в основном вся самая важная информация, которую вам нужно знать про прокладки ГБЦ. Данная поломка встречается довольно редко, но зато она может ударить очень метко. Будьте друзья внимательны используя наши советы, периодически проверяйте своего железного коня на наличие недуга. Прислушивайтесь к нему по-чаще, и тогда он будет служить вам верой и правдой долгие годы.

 

Немного истории: Первые двигатели шли без прокладки головки цилиндра

Первые двигатели Николауса Отто и Готтлиба Даймлера были построены по примитивной схеме. Головка блока цилиндров и блок цилиндров были отлиты одной деталью. Недостатком такой конструкции была невозможность обслуживания верхней части мотора. Первым серийным двигателем внутреннего сгорания с отдельной головкой цилиндра и блоком двигателя на рынок пришла модель 1908 года Ford Model T.

 

Смотрите также: История электромобилей начала XX века

 

Инженеры быстро осознали для себя, что для соединения такой нагруженной части двигателя, как зазор между двумя его частями, нужна прокладка, которая  сдерживала бы большое давление и могла бы переносить высокие температуры, которые сопровождают мотор во время его работы. Плюс к этому, требовалась качественная герметизация самих цилиндров и контуров с циркулирующими в них техническими жидкостями. С маломощными моторами с небольшой степенью сжатия это еще хоть как-то работало, но вот с приходом на мировую автоарену спортивных автомобилей произошедший в 1940-х годах с высокой степенью сжатия, такая уплотнительная прокладка оказалась недостаточно прочной и в достаточной степени износостойкой.

 

Технический прогресс постепенно но уверенно начал переносить высокую степень сжатия для увеличения КПД работы двигателя из автоспорта на обычные гражданские версии автомобилей, и вместе с этим потребовалось улучшение данного качества прокладок между блоками мотора.

 

Сегодня компрессия на не турбированных бензиновых двигателях соответствует примерно показателям от 10:1 до 14:1. В 1930-х годах степень такого сжатия в моторах была гораздо ниже, то есть- 5:1.

 

Требования к прокладке ГБЦ продолжают расти и в наши дни, поэтому этот неказистый элемент за последние десятилетия неоднократно изменял свою текстуру.

 

Изначально эти прокладки делались из нежаропрочных материалов и в начале своего долгого пути проб и ошибок, их создавали из обычной пробки. Неудивительно, что они были уязвимы и постоянно прогорали. В начале 80-х годов появились гораздо более современные асбестовые прокладки ГБЦ, их используют на некоторых моделях машин и по сегодняшний день. Также в ходу паронитовые, композитные и металлические прокладки.

 

В итоге можно сказать следующее, что современные прокладки головки блока цилиндров довольно сложные элементы и без развития современных высокоэффективных двигателей это было бы невозможно.

Оцените новость:
5.05.17 (12:56)
126 606
Источник — © 1gai.ru
Автор — Eric
Автомобили из каких стран вы считаете надежными?

Следите за нами в соцсетях

Новостная рассылка


Рассылка анонсов статей производится каждый понедельник