Американские военные однажды украли российский вертолет МИ-24 в африканской республике
Одна из самых дерзких операций по угону вертолета
На территории тропической саванны Сахель, что находится в Центральной Африке, во времена, когда между Ливией и Чадом шел военный конфликт (период с 1978 по 1987 год), американским экспертам выпала уникальная возможность завладеть секретной советской боевой техникой.
Самым драгоценным бриллиантом стал штурмовой вертолет МИ-24. Самая передовая боевая машина тех лет с непревзойденными летными и боевыми характеристиками. И это несмотря на то, что штурмовой вертолет начал эксплуатироваться в СССР аж в 1972 году, то есть за 16 лет до описываемых событий. Насколько опережала свое время эта машина! И как она нужна была американцам для изучения.
Тогда в результате отступления ливийских войск экспортный советский вертолет Ми-25 (по классификации НАТО – «Hind-D», за исключением некоторых доработок в его основе лежала все та же модель МИ-24) был оставлен на передовой базе неподалеку от границы между Ливией и Чадом, которую теперь охраняли поддерживаемые Западом чадские повстанцы.
Это был шанс для Штатов взять уникальную разработку, изучить ее конструкцию, «позаимствовать» или, простыми словами, украсть самые интересные наработки советских авиаконструкторов и выявить слабые места этой высокобронированной надежной машины.
Да, этих самых наработок было в данной винтокрылой машине хоть отбавляй. МИ-24 сочетал в себе такие характеристики, которые никто в мире не мог скомпоновать в едином функциональном блоке более десятилетия и вряд ли повторили бы в обозримом будущем, если бы не захват первого экземпляра в Африке.
Исключительность 24-й модели ОКБ М. Л. Миля характеризовалась возможностью ее использования в качестве машины огневой поддержки для уничтожения как живой силы, так и бронетехники и огневых точек противника, вертолет при этом использовали для высадки десанта (до восьми человек), эвакуации раненых и даже перевозки грузов.
При этом сам по себе вертолет имел нормальную взлетную массу – в районе 10.5 тонн (что, судя по воспоминаниям американских летчиков, повергало их в шок), крейсерскую скорость в 270 км/ч и россыпь разнообразного вооружения – от пулеметов и пушек до ракет и бомб.
Видео взято с YouTube-канала Diodand
Рисковый план эвакуации, или Как украсть жемчужину
Итак, операция «Гора Надежды III» началась 11 июня 1988 года. Это был сложный план с участием чадских повстанческих группировок, а также французских и американских солдат и шпионов в 100 км от границы с Ливией, и каждый неосторожный шаг или просчет мог привести к большому международному скандалу. И чтобы что-то пошло не так, было очень много предпосылок. Даже удивительно, что американские специалисты смогли провести столь уникальную операцию без проблем, чисто и продуктивно.
МИ-25 простоял на приграничной территории с весны 1987 года, после того как отходившая ливийская армия оставила его в пустыне из-за невозможности эвакуировать впоследствии повреждений из-за жесткой посадки.
В отсутствие пилота, которого можно было бы завербовать для дефектовки и угона машины своим ходом (как это сделал иракский пилот МиГ-21 Мунир Редфа в 1966 году, примеры были и с советскими летчиками), вытащить машину было нетривиальной задачей, требовавшей неортодоксального мышления и приемов.
Во-первых, американцам нужно было добиться разрешения чадских повстанцев, захвативших власть в стране, на внезапный и кратковременный визит. Этого удалось добиться классическим подкупом. Цена вопроса – 2 млн. $ и некоторое количество переносного зенитно-ракетного комплекса «Стингер».
Переговоры военных армии США и правительства Чад продолжались на протяжении нескольких месяцев, завершившись к концу весны 1988 года. На тот момент вертолет стоял в пустыне уже год.
Во-вторых, нужно было разработать точный план действий и отработать его до мелочей с практической точки зрения. Для этого пилоты Боинг CH-47 «Chinook», а именно 160-й авиационный полк специальных операций «Ночные охотники», под руководством спецов из центрального разведывательного управления начали тренировки, сначала перевозя цистерны с водой (по 2.2 тонны каждый), а затем немного потренировавшись на брошенной ливийцами советской военной технике, которая также интересовала вояк из Штатов, но куда как меньше, чем главная звезда этого шоу.
Хоть и было проведено обширное тестирование подъемной силы вертолетов CH-47, все еще оставались некоторые сомнения в адекватности плана. Всего за несколько лет до этого провал операции «Орлиный коготь» – попытка освободить заложников в Иране – поставил под сомнение возможности американской армии по поднятию тяжестей. Но было принято решение рискнуть.
В-третьих, время было не на стороне американцев. Правительство африканской страны ограничило время нахождения чужих военных неполными тремя днями, или 67 часами, если быть точным.
И чуть не забыли: чтобы никто точно не заметил угона, операция должна была проходить под покровом ночи. Что осложняло и без того непростую операцию с подвешиванием одного вертолета под другим, тем более военные пилоты на конкретном вертолете такого никогда не проводили.
Финал истории
И вот «Час X» настал. Два «Chinook» доставили в Чад на транспортнике Lockheed C-5 Galaxy. Под покровом ночи два «Чинука» должны были взлететь в сторону заброшенной ливийской базы. По плану их сопровождал самолет C-130 Hercules в качестве топливозаправщика, вернее даже два самолета.
Далее был марш-бросок на 800 км до брошенной боевой советской машины. До цели транспортные вертолеты США летели на максимально низкой высоте.
В вертолетах располагались не только дополнительные баки с горючим (путь был неблизким), но и техники и десант. Американцев прикрывали французские самолеты, защищавшие их французские истребители.
После того как были сняты некоторые навесные части вроде лопастей и заднего винта и погружены в один из «Чинуков», экспортный МИ-24, облегченный на несколько тонн, был подвешен тросами под «брюхо» двухвинтового Boing и вновь взмыл в воздух.
На обратном пути пилоты дважды садились для дозаправок. В какой-то момент поднялась песчаная буря, но и здесь пилотам повезло. Миссию они не провалили.
В конечном счете план удался. Частично разобранный вертолет был доставлен в безопасное место на юге Чада. МИ-24 доставили в международный аэропорт города Нджамена, погрузили в транспортник C-5 Galaxy и отправили в США.
На всю операцию американцы затратили чуть более 36 часов. А потом многие месяцы изучали, испытывали и до винтика разбирали трофей.
Ну а дальше американцам уже не нужно было напрягать извилины для того, чтобы добыть секреты страны. После развала Варшавского блока американцам начали отдавать военную технику в массовом количестве, в том числе и вертолеты МИ-24. Больше секретом уникальная разработка не была, технологическое преимущество к тому моменту Россией было утеряно, а многие технологии были украдены, но это было лишь начало. Начало большой утечки не только идей, но и мозгов...