Эволюция поворотников: почему отказались от белых поворотников в пользу желтых и оранжевых

Когда поворотники стали желтыми и какими были до этого: опыт США, СССР и Европы

Поворотники – невзрачные элементы безопасности, пренебрежение использованием которых может привести к огромным проблемам во время движения автомобиля. Без этого немого для других участников движения устройства, показывающего ваши намерения по маневрированию на дороге, легко может произойти недопонимание на дороге или даже дорожно-транспортное происшествие.

 

В Правилах дорожного движения использование этих световых приборов четко прописано в пунктах 8.1 и 8.2.

 

Пункт 8.1 ПДД РФ:

Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

Сигналу левого поворота (разворота) соответствует вытянутая в сторону левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигналу правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой.

 

Пункт 8.2 ПДД РФ гласит:

Подача сигнала указателями поворота или рукой должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения (подача сигнала рукой может быть закончена непосредственно перед выполнением маневра). При этом сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения.

 

При этом, напомним, включение сигнала не дает водителю преимуществ перед другими участниками движения и не освобождает его от принятия мер предосторожности.

 

Но до лаконичных и четко прописанных правил использования данных световых приборов на автомобилях, мотоциклах, тракторах и другой технике, на которой они используются, элементы безопасности прошли долгий эволюционный путь – от простейших сигналов рукой о намерении поворота направо или налево (как видим, этот вариант до сих пор прописан в ПДД в качестве запасного, на тот случай, если отказали основные приборы или они отсутствуют, например, на велосипеде) до современных светодиодных электронных систем с динамичным указанием направления маневра, как на Audi и многих других современных моделях автомобилей:

 

История появления поворотников, первый этап

Заря автомобильного бума. Карл Бенц 10 лет как разработал свой первый самодвижущийся тарантас – «Benz Patent-Motorwagen»; Генри Форд, подхватив идею, начал ставить «Америку на колеса», в 1908 году сошла с конвейера первая «Жестяная Лиззи» – Ford Model T.

 

В Российской империи также следили за трендами, и с 1896 года в нашей стране появилось первое автопроизводство. Единичное, редкое, но оно было и неспешно развивалось в бурлящем и изменчивом времени первых двух десятилетий начавшегося XX века.

 

Историческая справка: яркими представителями отечественной автомобилестроительной школы стали Русско-Балтийский вагонный завод (РБВЗ) (располагался в Риге) и завод Пузырева (РАЗИПП) (мелкосерийно производил автомобили в Санкт-Петербурге, до трагического пожара зимой 1914 года).

 

Среди еще более мелких компаний стоит отметить фирму Яковлев П. Д. и «Лесснер», «Россия» Лейтнера и К°, «Дукс» Ю. А. Меллера и другие.

 

При всей прогрессивности идеи и использовании передовых технологий автомобили во всех странах мира имели одну особенность, серьезно снижавшую безопасность.

 

Поскольку машин на дорогах было мало и никто толком не заботился о систематике безопасного движения по дорогам этих самодвижущихся повозок на двигателях внутреннего сгорания и электричестве (да-да, уже в начале прошлого века электрокары были, и даже в первичный период они значительно превосходили по массовости своих чадящих и сложных в управлении железных коллег на ДВС: История электромобилей начала XX века), у машин тогда не было поворотников. Как минимум в привычном нам понимании.

 

Обратите внимание на фотографии машин тех лет, например, даже у массового Ford Model T поворотников не было предусмотрено, впрочем, как и на всех остальных автомобилях до конца 30-х в США и до конца 40-х – начала 50-х в странах Европы и в СССР.

Нет электрических поворотников!

 

Тогда намерение маневра водители показывали либо рукой, либо при помощи специальных подсвечивавшихся флажков, которые были встроены в двери, переднюю или среднюю стойки:

Только так автомобилисты могли предупреждать других участников движения о смене траектории.

 

Первые электрические поворотники в СССР, развитие: каким светом они моргали?

Первые электроповоротники на серийном автомобиле появились на Buick Roadmaster в 1939 году, после окончания Великой Отечественной войны; первым автомобилем в Советском Союзе стал правительственный лимузин ЗИС-110, на котором в те годы можно было прокатиться и обычным людям (автомобили поштучно отправляли в столичные таксопарки).

 

Но каким цветом моргали привычные нам оранжевые поворотники в те времена? Дело в том, что, согласно данным из Википедии, на первом автомобиле СССР с электрическими указателями поворотов они были сделаны «... по американской схеме, как на М-21 и на УАЗ-452 (лампы стоп-сигналов также служат и задними поворотниками)».

 

А это означает, что поворотники эти моргали белым светом, а точнее бело-лунным. Это также можно увидеть на других автомобилях тех лет. Взять легендарную ГАЗ М20 «Победа», обратите внимание, какой цвет у стекла поворотников в передней части автомобиля – оно прозрачное, а за ней белая лампочка:

 

На основе этих исторических данных можно сделать вывод о том, что и мигали поворотники не оранжевым, а бело-лунным светом, и это подтверждается современной хроникой с отреставрированной «Победой» в кадре (2.00 минута видео):

Видео взято с YouTube-канала «Иван Зенкевич PRO автомобили»

 

Обратите внимание, что частота моргания указателя также отличается от современной – она ниже, что делает указатель сигнала менее заметным в потоке.

 

США и Европа: какого цвета были поворотники на Западе?

То же самое происходило и в других странах с развитым автопроизводством. В США, как мы уже выяснили, поворотники также загорались белым светом, в Европе после Второй мировой войны еще долгое время массово выпускались машины с механическими флажками со светоотражателями, но появившиеся после 1945-го года первые поствоенные премиальные автомобили уже начали оборудоваться электрическими сигналами.

 

Как и когда поворотники на авто поменяли с белого на желтый?

Итак, мы выяснили, что световой сигнал привычного нам поворотника не всегда был оранжевый. Это сегодня согласно ГОСТ Р 41.50-99 (Правила ЕЭК ООН N 50) в России и большинстве стран мира единообразный цвет поворотников носит название «автожелтый», а в США – оранжевый или красный сзади. Когда-то все было по-другому.

 

Но когда все изменилось и поворотники стали именно желтыми/оранжевыми?

 

Опыт США и Европы, перенятый всем миром

США первыми в мире задумались, что с белыми поворотниками безопасность не возрастает. Их можно было элементарно не заметить на фоне включенных фар ночью или в сумерки. Тускло мигающая маленькая лампочка просто терялась в свете более мощных лобовых фонарей.

 

О больших преобразованиях задумались в начале 50-х годов. С середины 1950-х началась разработка нового стандарта, который не без проблем был принят в 1962-м и на следующий год начал повсеместно внедряться автокомпаниями. Сложно и не без дополнительных финансовых затрат, но процесс пошел.

 

Официальный переход на оранжевые огни указателей поворотов в Штатах произошел 23 марта 1963 года. По крайней мере, об этом свидетельствует газетная вырезка тех лет, о чем напечатало издание Eagle:

 

Интересно, что поиск нового цвета стеклянного рассеивателя не был прост. Им совместно занимались как эксперты из США, так и ведущие автопроизводители из Европы. Нужно было найти такой вариант, который не только хорошо привлекал бы внимание водителей, но также не слепил их, не отвлекал от дороги, а также не вводил в заблуждение.

 

К 1958 году был выбран оранжевый цвет. Но бюрократия и здесь взяла свое, поскольку в 25 штатах действовали законы, определяющие белый индикатор поворота, а автокомпании и производители запчастей наделали множество прозрачных стекляшек под поворотники. Потребовалось четыре года, пока не сложились все пазлы мозаики.

 

Если вы посмотрите рекламу автомобилей 1962 и последующего, 1963 года, вы можете увидеть изменения: вот брошюра Ford Fairlane 1962 года и буклет Checker Marathon 1963 года:

 

Вот так начались изменения, плодами которых мы пользуемся по сей день. Интересно, что, скорее всего, доработки пришлись по душе и самим водителям, некоторые из них, по всей видимости, немедленно занялись кастомайзингом, что и в те времена было незаконно.

 

Вырезка из периодики США тех лет:

«Полиция предупреждает, что любой человек, который устанавливает оранжевые лампы или линзы или кто использует спреи или краску для изменения сигналов поворота в оранжевый цвет, подлежит аресту. Лицо или коммерческая фирма, которая продает это незаконное оборудование или краску, также могут быть привлечены к уголовной ответственности...».

 

Европа

В Европе процесс шел гораздо медленнее. Хотя бы потому, что страны Старого света были на порядок беднее Штатов. В Германии, Англии, Испании или Италии до 1970-80-х годов можно было встретить в потоке старые автомобили с еще механическими типами поворотников, те самые допотопные флажки, не говоря уже о белых указателях. Но каждая последующая модель автомобиля с 60-х годов также оборудовалась новыми типами электроповоротников – «автожелтого» цвета, поэтому со временем весь автомобильный поток в районе Елисейских полей, возле Колизея и на улицах Берлина озарился быстрым морганием желтых фонариков.

 

СССР

В нашей же стране, по всей видимости, переход на законодательном уровне на новый стандарт был официально закреплен ГОСТом «8769 – 69* «Приборы внешние световые автомобилей, тракторов, прицепов и других транспортных средств. Количество, расположение, цвет, видимость» (был введен 1 января 1970 года). В документе было записано, что:

Цвет передних и задних указателей поворота должен быть оранжевым. Для приборов, принятых к производству до введения в действие стандарта, допускается белый цвет для передних указателей поворота и красный – для задних.

 

*К сожалению в открытом доступе в полном виде данного документа нами найденно не было, лишь цитаты из него на одном из форумов gaz21.ru . Но стандарт в последующей доработанной и дополненной редакции можно увидеть в последующем ГОСТ 8769-75 Приборы внешние световые автомобилей, автобусов, троллейбусов, тракторов, прицепов и полуприцепов. Количество, расположение, цвет, углы видимости , пришедшем на замену ГОСТ 8769-69.

 

Таким образом, в Советском Союзе желтый цвет поворотников был закреплен с 70-х годов прошлого века. С этих пор все новые выпускавшиеся автомобили должны были оборудоваться желтыми указателями поворота.

Кадры из всем известного фильма 1962 года «Королева бензоколонки». Обратите внимание на ЛАЗ – 697 Турист: передние поворотники – белые.

Оцените новость:
10.02.20 (14:58)
5 432
Источник — © 1gai.ru
Автор — Eric
Автомобили из каких стран вы считаете надежными?

Следите за нами в соцсетях

Похожие статьи

Новостная рассылка


Рассылка анонсов статей производится каждый понедельник