В новостных лентах, посвященных вооруженным конфликтам на территории Ближнего Востока и Африки с участием разнообразных вооруженных группировок, в том числе и запрещенных на территории Российской Федерации, часто можно увидеть среди основных транспортных средств передвижения внедорожники Toyota Land Cruiser и пикапы с невероятной надежностью – Toyota Hilux.
Складывается ощущение, что это не просто транспорт, каким-то образом полученный боевиками в ходе боевых действий, например отобранный у мирного населения, а вполне планомерная закупка машин в соответствующих целях. Все автомобили обычно покрашены в определенный цвет – белый, защитный хаки, имеют схожую комплектацию, вплоть до типа шин, и оборудованы зачастую не кустарно установленными в кузов креплениями для пулеметов и тяжелого вооружения.
фото: YASUYOSHI CHIBA/AFP via Getty Images
Таких «тачанок» марки «Тойота» ездит по Ближнему Востоку и Африке явно сотни и сотни, и их количество стремится к тысячам и более. Как говорится, кто уж их все сосчитает? Точных цифр эксплуатируемых в военных конфликтах машин установить специалистам непросто.
Все это наводит на мысль, что продажа этих внедорожников поставлена на поток и каким-то образом японский автопроизводитель реализует свою продукцию всевозможным и разношерстным боевикам.
Вероятный ответ этому экономическому феномену может дать организация Global Witness – международная неправительственная организация, ставящая своей целью борьбу с нарушениями прав человека странами, экспортирующими природные ресурсы.
В Global Witness считают, что у них есть ответ, по крайней мере, когда речь заходит о Land Cruiser и пикапах Hiluxe, засветившихся в Судане, где в ходе местных конфликтов порой использовалось столько Тойот, что в западных СМИ их называли «Войной Лэнд Крузеров».
По данным Global Witness, в первой половине 2019 года суданские военизированные формирования получили более тысячи автомобилей Toyota. Речь идет об автомобилях Land Cruiser 70 и Hilux, которые были куплены у дилера в Дубае. Из Саудовской Аравии были переправлены через Красное море в Судан, в конечную точку в Африке.
Путь был отслежен, если верить британской организации, через электронные выписки и документы, накладные и расчеты за приобретенные из эмирата Дубай в Объединенных Арабских Эмиратах.
Отследить автомобили по фотографиям из социальных сетей
фото: www.globalwitness.org
Правда, в Global Witness отмечают, что в основном использованные изображения документов были взяты из соцсетей, так что верить на слово информации все же не стоит. По крайней мере, брать ее 100% за чистую монету.
Начав с изучения электронной документации, Global Witness по своим каналам подтвердила, что упомянутые дилеры действительно проводили сделки: совпали цены, количество, модели и другие детали, упомянутые в документах.
фото: www.globalwitness.org
Некоторые из этих данных оказались противоречивыми, что, по всей видимости, только помогло в итоге отследить цепочку Тойот от Аравийского полуострова до Африканского континента. Например, некоторые автомобили были моделями 2019 модельного года, но по какой-то причине проходили в качестве машин предыдущего модельного года (о чем свидетельствовали наклейки на стеклах с водительской стороны). Эти отличительные знаки будут иметь решающее значение для идентификации пикапов, когда они двинутся на запад в направлении Судана.
Оттуда Global Witness отследила передвижение транспортных средств, используя сообщения в социальных сетях, поскольку на фотографиях из соц. сетей, сделанных после июня 2019 года, были запечатлены именно эти пикапы с аналогичными наклейками.
Декларация судового груза как доказательство переправки автомашин
фото: www.globalwitness.org
Также специалистам было важно знать, как автомобили были доставлены из Дубая в Судан. Для этого Global Witness сузила возможные маршруты до одного транспортно-экспедиционного объекта в Джидде, Саудовская Аравия. Фотографии, сделанные в Red Sea Service Centre, показали номера автомобилей Toyota, которые совпали с теми, что эксперты обнаружили в оригинальной таблице, а декларация судового груза дополнительно подтверждает передачу автомобилей Toyota из Джидды в порт Савакин на суданской стороне Красного моря в начале 2019 года.
Снимки со спутников в Судане
Далее цепочку подозрительных автомобилей продолжили отслеживать при помощи фотографий из тех же социальных сетей, подключив к ним спутниковые фотографии. На фото, по данным организации, были отчетливо видны автовозы, полные новых Тойота, двигавшиеся от портового Савакина в столицу Судана Хартум. Из столицы, как считают в Global Witness, автомобили уже разошлись по местам своей конечной дислокации.
фото: Twitter
И это была представлена лишь одна из цепочек поставки Тойот в горячие точки по всему миру.
Почему именно Тойота?
Ответ очевиден: надежность и неприхотливость!
Специально ли Тойота поставляет свои автомобили боевикам?
Конечно же, нет! Но и запретить напрямую их продажу подозрительным третьим лицам японская компания не может. Тем более что продажи, скорее всего, осуществляются через подставные фирмы с применением схем прикрытия покупателей.
Зачем нужны подобные исследования?
Чтобы в итоге прекратить реализацию автомобилей Тойота в качестве тягловой военной силы.
Насколько это эффективно?
Поскольку мировая общественность уже не раз обращала на это внимание, а ситуация неизменна, видимо, эффективность таких расследований пока не на очень высоком уровне.