Все, что нужно знать о краш-тестах гоночных автомобилей: видео
Инженеры испытательного центра в Англии разрабатывают новые технологии безопасности
В наших публикациях мы нередко рассказываем о краш-тестах автомобилей общего пользования, регулярно приводим рейтинги и антирейтинги их надежности, называем бренды лидеров и аутсайдеров в этой области.
Но, говоря о популярных и доступных марках, которые мы постоянно видим на наших дорогах, мы упускаем из виду или попросту не знаем, как к вопросам безопасности относятся при подготовке болидов Формулы-1. Известно, что именно автоспорт с его экстремальными нагрузками во многом двигает вперед автомобильную науку и технологии. Это относится ко всем аспектам конструирования автомобиля: от инженерных новаций в отношении ходовой части и работы двигателя до новых, максимально облегченных материалов с улучшенными прочностными характеристиками.
Посмотрите подборку роликов о буднях испытательного центра в английском Кренфилде. Инженеры лаборатории создают и испытывают новые средства безопасности для гоночных команд «Формульного» чемпионата, в частности для «Вильямс».
Выясняется, что гоночный болид подвергается более детальному и разнообразному испытанию на ударные нагрузки, чем обычный автомобиль. Например, в него усаживают краш-манекен, болид переворачивают днищем вверх, поднимают на высоту 10 метров и сбрасывают.
Или так:
С целью повышения уровня безопасности в чемпионате Формулы-1 краш-тесты стали обязательными с середины 1980-х. На ее веб-сайте говорится, что сегодня тестирование состоит из тестов на движущийся удар, статических нагрузочных тестов и тестов на опрокидывание. Дословно:
Испытания на динамическое воздействие проводятся на передней, боковой и задней частях шасси, а также на рулевой колонке. Монокок водителя должен быть постоянно неповрежденным. Масса испытываемого шасси, включая аварийный манекен, составляет 780 кг.
Испытание на лобовое столкновение проводится на скорости 15 м/с (54 км/ч), боковое – на скорости 10 м/с (36 км/ч), а заднее – на скорости 11 м/с (39,6 км/ч).
Скорости могут показаться низкими, но они выбраны таковыми, чтобы обеспечить наиболее точное измерение способности автомобиля безопасно поглощать нежелательный импульс аварии. Точно определены пределы максимального торможения, поглощения энергии и деформации. Например, во время фронтального испытания замер замедления на груди манекена не может превышать 60 г (приблизительно 60-кратный вес тела) в течение трех миллисекунд после удара.
Но, как видно из роликов, особенно интересны и необычны техника и характер проведения краш-тестов.
Показанный в самом начале ролик сброса болида с высоты в опрокинутом состоянии, разумеется, не самоцель. Инженеры ищут эффективные способы борьбы за живучесть. Например, в этом ролике показано, как испытывается передний поглотитель удара. У него удлиненная, на конус, форма, в качестве материала используется композит. При фронтальном ударе видно, как поглотитель, деформируясь, разлетается на мелкие фрагменты и останавливает ударное воздействие.
На другом ролике новое средство установлено в носовой части болида, чтобы проверить, насколько оно действенно при реальном переднем столкновении гоночного болида с препятствием.
Обратите внимание на пожилого человека, рассказывающего о важности и ответственности исследований в области технологий безопасности. Это не кто иной, как сэр Джон Сюарт, более известный как Джеки Стюарт. Он знает не понаслышке, насколько опасны автогонки вообще, а формульные в особенности.
В молодые годы этот шотландец становился трехкратным чемпионом Формулы-1, позже вел телерепортажи во время ее трансляций, некоторое время вместе со своим сыном даже руководил командой «Вильямс». Он известен как борец за безопасность автогонок. В результате его усилий на трассах чемпионата появились барьеры безопасности, а на каждой гонке стало обязательным присутствие бригад «скорой помощи».