Что такое рейтинг IIHS безопасности автомобилей [часть 1]
Зачем вообще нужны краш-тесты. Имитация лобового удара.
Приобретатели автомобилей должны всегда учитывать уровень безопасности, надежности и естественно качество автомашин. В первую очередь необходимо обращать свое внимание на проводимые с машинами краш-тесты, при которых автомобиль испытывается на безопасность в случае попадания в аварию. Но должны ли мы с вами друзья обращать внимание на сами рейтинги такой безопасности машин, которые как правило составляются организациями проводящими эти краш-тесты? Мы попытались лично разобраться в этом вопросе.
В качестве примера мы решили изучить для себя Американский страховой институт дорожной безопасности "IIHS", который независимо от автопроизводителей проводит свои собственные краш-тесты. Как правило этот институт испытывает новые машины, для того чтобы выяснить на будущее, насколько та или иная модель автомобиля является безопасной. И это делается не только для того чтобы будущие покупатели значили все о машинах и насколько они безопасны, но и для того чтобы автопроизводители старались постоянно улучшать их надежность и безопасность, внося таким образом в их конструкции все новые и новые тех.разработки.
Краш-тесты "IIHS" разделены на пять различных категорий, а именно: -Удар спереди, сбоку, прочность сидений, испытание на прочность крыши и тест на работу системы автоматического торможения.
На протяжении многих лет страховой институт проводит многочисленные исследования чтобы знать для себя, как люди получают травмы в авариях, а также, как и при каких обстоятельствах (почему) водители и пассажиры гибнут в тяжелых ДТП. Так, по результатам долгих лет исследований институт еще в 2003 году ввел определенный краш-тест, который проверяет сам автомобиль на безопасность при аварии сбоку. Тогда же начались испытания автомобилей и на прочность крыши, и все это для того чтобы выяснить, насколько данный автомобиль надежен при опрокидывании.
Все краш-тесты измеряются и оцениваются оценочными баллами, которые и получают машины по результатам данных испытаний. Всего тестом предусмотрено четыре возможные оценки, а именно: -"хорошо", "приемлемо", "ниже среднего" и "плохо". По результатам всех пройденных краш-тестов составляется итоговый рейтинг безопасности, который каждый год обновляется. В связи с тем, что некоторые марки и модели автомобилей не имеют у себя системы автономного торможения, то из-за невозможности проведения теста на срабатывание автономного торможения институт составляет разные рейтинги безопасности.
Фактически рейтинг безопасности "IIHS" имеет две высших награды. Это- Pick Top Safety и Top Safety Pick Plus. Чтобы автомобиль получил награды Pick Top Safety или Top Safety Pick Plus, он должен пройти (выдержать) на положительные оценки следующие испытания: -краш-тест с умеренным перекрытием, боковой удар, прочность крыши + прочность сидений и подголовников, а также получить нормальные оценки безопасности за пройденный краш-тест с малым перекрытием. Стоит здесь отметить следующее, чтобы получить награду Top Safety Pick Plus помимо всех предусмотренных испытаний, за которые автомобиль должен получить положительные оценки, данная машина должна успешно пройти еще и обязательное испытание лобового удара с малым перекрытием (краш-тест имитирующий лобовой удар со смещением или удар в столб или в дерево).
Предлагаем нашим читателям узнать о том, как институт "IIHS" присваивает рейтинги.
Лобовое столкновение:
Для имитации лобового удара институтом "IIHS" проводится два вида лобовых краш-тестов, а именно: -испытание с умеренным перекрытием (на фото слева) и краш-тест с малым перекрытием (на фото справа).
Благодаря оборудованию предназначенного для имитации аварии, специалисты института в реальном времени видят имитацию такого ДТП. Это очень важные для специалистов данные. Именно лобовой удар является самой распространенной причиной, по которой каждый год гибнет в мире огромное количество водителей и пассажиров.
Во время проведения испытаний на водительском кресле и на пассажирских креслах сидят (находятся) манекены. При проведении краш-теста с умеренным перекрытием автомобиль движется на скорости 65 км/час и врезается непосредственно в барьер высотою 60 см. При этом 40% этого удара приходится на сторону водителя. Это наиболее ближе приближает те самые условия, при которых происходят реальные столкновения лоб-влоб двух автомобилей.
Краш-тест с малым перекрытием имитирует удар в дерево, в столб или в другой автомобиль с меньшей площадью контакта чем при испытании удара с умеренным перекрытием. Автомобиль также разгоняется до 65 км/час и врезается в барьер высотою 1,5 метра. При этом контакт с барьером происходит под углом и на сторону водителя приходится 25% ширины удара.
Именно этот краш-тест стал огромным и тяжелым испытанием для всех автопроизводителей, так как такой удар происходит не по прямой линии, а в двух плоскостях. Это испытание было введено институтом совсем недавно. Но именно из-за него многие популярные марки машин потеряли высший рейтинг безопасности.
Именно при этом ударе (сила которого направлена как по прямой, так и в бок) происходят наиболее тяжелые повреждения кузова и других элементов автомобиля. Так, при этом краш-тесте часто происходит повреждение переднего колеса и подвески, которые могут попасть в салон самой машины и повредить тем самым водителя или пассажира.
"IIHS" ввел это испытание в связи с долгим проводимым исследованием, которое показало, что около четверти всех травм или гибели пассажиров происходило именно при столкновении с малым перекрытием. При этом типе этот аварий удар распределяется в двух плоскостях. Тест был введен институтом в 2012 году.
Данные в результате двух краш-тестов собираются с помощью датчиков, которые расположены на манекенах. С помощью этих датчиков определяется давление и сила удара. Именно эти данные помогают инженерам института определить для себя, какие травмы могут быть у человека в результате лобового столкновения.
Кроме того, все манекены покрыты специальной краской, которая оставляет следы на тех поверхностях манекена с которым он соприкоснется в результате удара. Именно эта краска помогает специалистам более точно определить, об какое место в машине удариться манекен. Если машина соответствует всем стандартам безопасности, то после произошедшего удара специалисты института не должны увидеть краску на других поверхностях в машине кроме подушек безопасности.
Наконец, после всего и проведенного краш-теста инженеры "IIHS" исследуют уровень деформации кузова машины. Так, оценка краш-теста с умеренным перекрытием включает в себя девять областей, которые при деформации кузова могут повредить водителя и пассажира. При испытании с малым перекрытием исследуются 16 областей кузова и салона автомашины.
После чего все эти исследования суммируются и, в результате этих данных составляется итоговая оценка испытания. Что же дает эта оценка? К примеру, оценка "хорошо" при имитации лобового удара говорит о том, что в реальных условиях на дороге водитель имеет на 46 % больше шансов остаться живым при аварии и не умереть, по сравнению с другим допустим автомобилем, у которого в том же испытании получена оценка "плохо". Водитель же управляющий автомашиной, которая по результатам испытаний лобового удара получила оценку "приемлемо", имеет уже меньше шансов чтобы не погибнуть в ДТП, примерно на 33% меньше, чем водитель той машины, которая получила в том же краш-тесте оценку "плохо".