Праздники прошли, а праздничное настроение у кого-то осталось… На следующий день после католического Рождества генеральный директор Tesla, Илон Маск, преподнес неожиданный сюрприз. Он заявил, что тормозные колодки на автомобилях Tesla в буквальном смысле «никогда» не нуждаются в замене. Отчасти это происходит благодаря системе регенеративного торможения электромобиля, снижающей использование тормозных колодок в сравнении с обычной машиной с двигателем внутреннего сгорания. Это кажется слишком хорошим, чтобы быть правдой! Но может быть, истина действительно лежит где-то рядом? Давайте посмотрим. Тем более, далеко за примером ходить не нужно – небольшое исследование на тему уже было проведено на крупном автомобильном сайте Jalopnik.com
Мы лишь приведем основополагающие данные по итогам мозгового штурма.
Вот с этого твита Илона началась дискуссия об обслуживании электрокаров:
Подавляющее количество энергии движения автомобиля возвращается батарее в то время, когда электрические двигатели действуют как генераторы. Тормозные колодки на Tesla буквально не нуждаются в замене на протяжении всего срока службы автомобиля.
Здесь не так много нюансов для интерпретации сказанного. Тесла никогда не понадобятся новые тормозные колодки, вот о чем он говорит! Очевидно, даже неважно, как вы водите.
Смотрите также: Как определить, когда менять колодки?
Но система регенеративного (рекуперативного) торможения Tesla не сильно отличается от тех, которые присутствуют на других EVs (электромобилях), таких как Nissan Leaf, Chevy Bolt или Jaguar I-Pace. По опыту испытавших на себе эксплуатационные характеристики электромобилей выходит так, что на них возможно ездить без использования педали тормоза большую часть времени, особенно в городских условиях. Некоторые разработчики даже сделали маркетинговый ход, выделив в отдельную «фишку» особенность электрического мотора:
Почему для управления электромобилем достаточно одной педали
Ага, действительно, у нового Nissan Leaf тормоза позиционируются в качестве «резервной опции». Не верите, почитайте, а мы пока отправимся дальше, в изучение глобального мифа о том, что в электрических автомобилях не нужно менять тормозные колодки…
Именно это Маск имел в виду в своем твите. Однако этот нюанс может работать не в каждой ситуации и не для всех, особенно в тех случаях, когда водители часто ездят по трассе. Кроме того, вам понадобятся тормоза для экстренных ситуаций или просто неожиданных сюрпризов на дороге, которые в повседневной езде происходят регулярно.
Чтобы выяснить, где «правдивая» собака зарыта, исследователи всего неизведанного обратились к иным разработчикам электромобилей за советом.
Во-первых, вот что ответил на запрос представитель Jaguar:
I-Pace предлагает 2 режима выборочного регенеративного торможения: «High» и «Low».
В режиме «Low» сопротивление электрических двигателей ненавязчиво, что позволяет автомобилю двигаться накатом достаточно долгое время, подобно тому, как это делают машины с обычными ДВС. Когда владелец применяет тормоза в этом режиме при обычных условиях торможения (т. е. не «паническая» остановка) и когда батарея находится ниже примерно 80% от состояния полного заряда, первая часть хода педали фактически не включает тормозные колодки/роторы, автомобиль начинает торможение, полагаясь на использование сопротивления двигателей для обеспечения регенеративного торможения, передавая энергию торможения обратно в батарею для увеличения заряда. Конечно, в панической ситуации тормозные колодки мгновенно закусят роторы, чтобы замедлить автомобиль (вызывая тем самым износ).
В режиме работы «High» (управление одной педалью) на I-PACE подавляющее большинство (но не все) потребностей в торможении можно перебросить на сопротивление электродвигателей. В большинстве случаев водитель будет использовать только педаль акселератора. Эта функция особенно полезна в городском движении.
Конечно, бывают исключения. Батарея должна быть заряжена ниже 80% для того, чтобы автомобиль мог получить полное преимущество от сопротивления электрических двигателей. Идея здесь заключается в том, что мы не можем перезарядить батарею и «упаковать» дополнительные электроны, если она уже полностью заряжена, поэтому сопротивление, обеспечиваемое двигателями, постепенно уменьшается по мере увеличения заряда, требуя использования стандартной тормозной системы.
В случае экстренной или чрезвычайных ситуаций водитель будет полагаться на комбинацию сопротивления электродвигателя и тормозных колодок. Это, естественно, приведет к некоторому износу, поэтому в какой-то момент в будущем нужно будет заменить колодки. Мы рекомендуем, чтобы проверкой тормозов занимались квалифицированные специалисты (предпочтительно в одном из наших розничных ретейлеров) во время каждого обслуживания, или если владелец замечает шум или снижение тормозной способности, загорается индикатор на приборной панели и т. д.
А вот ответ Chevrolet:
Ввиду того, что фактический пробег различается, рекомендация для владельцев – обратить внимание на встроенные в колодки индикаторы износа.
Nissan, с которым также велась переписка, на момент публикации пояснений не дал. Впрочем, вот отрывок из мануала:
Вкратце в нем говорится, что нужно прислушиваться к «пищалкам» тормозных колодок. А это означает, что замена должна, как и на автомобиле с ДВС, производиться по требованию. Возможно, реже, но должна.
Илон Маск нам наврал?
Что насчет Теслы? «Я написал на их электронную почту, обсудив с представителем Tesla детали публикации, по их желанию, хотя до сих пор никакого официального заявления ими отправлено не было. В любом случае, по моему опыту, компания Tesla склонна позволять твитам Илона говорить самим за себя», – отметил американский журналист.
Если обратиться к главному документу по эксплуатации автомобиля – руководству владельца Tesla, то выяснится следующее. Мануал Tesla Model 3:
Tesla Model S:
Tesla Model X:
Все три говорят, что на тормозах автомобилей есть индикаторы износа и что несвоевременная замена изношенных тормозных колодок «может привести к опасности при торможении». Все это, безусловно, предполагает, что вам когда-нибудь понадобится заменить тормозные колодки, даже на электрокаре.
Вывод из всего этого довольно прост (большинство людей это знают и так, но по причине продуманного маркетинга нелепо в этом заблуждаются): износ тормозных колодок сильно зависит от того, как вы будете эксплуатировать автомобиль, что верно для всех машин, а не только для электромобилей.
Поэтому не стоит верить на слово маркетологам и главам корпораций. Лучше загляните в мануал, там все сказано. На этом подводим следующий итог: тормозные колодки в Tesla, как и во всех других электрокарах, менять нужно! Миф развеян в пух и прах!
P. S. Интересно, Маск точно вывел на межпланетную орбиту своего «космонавта» Стармана? Может, тоже немного приврал..?