14 научно-фантастических фильмов, которые удивляют своей точностью
О лучших Sci-fi-фильмах в истории кинематографа.
В мире кинематографа существует два основных типа Sci-fi-фильмов. Такие как «Звездные войны», которые основаны на фэнтези и фольклоре и игнорируют точные научные детали. И те, что основаны на науке и научных теориях и стараются оперировать большим количеством точных данных настолько, насколько это возможно.
Ниже вы найдете 14 самых точных из когда-либо созданных научно-фантастических фильмов.
Действие многих из них происходит в будущем. Если кинематографисты хотят сделать точный научно-фантастический фильм о космосе – как «Интерстеллар» или «Луна 2112», они должны уметь предвидеть вероятность появления новых технологий.
Не думайте – «Интерстеллар» в этом списке не потому, что кто-то думает, что в ближайшее время мы сможем пройти через червоточину, добраться до пригодной для жизни планеты и спасти человечество. Все-таки это фантастическая часть Sci-fi. «Интерстеллар» числится в этом списке, потому что Гаргантюа считается наиболее реалистичным изображением черной дыры из когда-либо показанных в фильмах.
А то, насколько точны некоторые предсказания в этих фильмах, просто поражает! Сценаристы и режиссеры работали не покладая рук, проводя исследования космического пространства и строя точные модели космических кораблей. И все это не только для того, чтобы развлечь нас, но и поразить всех зрителей-астрофизиков.
1. Луна 2112 (2009)
Кадр из фильма "Луна 2112" / LIBERTY FILMS UK
В этом малобюджетном режиссерском дебюте Дункана Джонса Сэм Рокуэлл демонстрирует свою блестящую актерскую игру в театре одного актера. Он играет астронавта Сэма Белла, который провел на Луне три года, следя за станцией по добыче гелия-3.
Его единственный компаньон – говорящий робот ГЕРТИ, которого озвучивает Кевин Спейси. Кажется, все идет хорошо, пока Белл не находит на борту корабля то, что напоминает ему самого себя. Не волнуйтесь – никаких спойлеров! Единственное, что стоит отметить: в «Луне 2112» есть парочка интересных поворотов.
Главный научный вопрос относительно фильма: содержит ли настоящая Луна пригодный для добычи гелий-3? По мнению многих ученых, существует реальная вероятность, что спутник Земли – кладезь полезных материалов. Гелий-3 редко встречается на Земле.
Идея о том, что в будущем мы сможем получать чистую форму энергии на Луне, – возможность, которую годами изучают ученые. В то время как Земля защищена магнитным полем, Луна содержит большое количество стабильного изотопа гелия. Ученые полагают, что однажды гелий-3 сможет обеспечить человечество более безопасной ядерной энергией, поскольку он не радиоактивен.
2. Планета обезьян (1968)
Кадр из фильма "Планета обезьян" 1968 год / APJAC Productions / Twentieth Century Fox
Оригинальная научно-фантастическая классика 1968 года повествует об астронавте, который совершил аварийную посадку на далекой планете, управляемой обезьянами. А люди находятся в их подчинении. Если вы не смотрели «Планету обезьян» – у этого фильма одна из лучших концовок в истории кино. Известный астрофизик и киноман Нил Деграсс Тайсон – большой поклонник того, как фильм отражает реальный порядок ранжирования общества.
Вот что он сказал о фильме-номинанте на Оскар:
«Недавно я снова посмотрел этот фильм – а ведь он отражает важные детали нашего общества. Взгляните на иерархию обезьян, управлявших планетой! Шимпанзе были учеными, павианы – солдатами, орангутанги – дипломатами… Это приключенческий боевик, который отражает нашу жизнь и нашу цивилизацию».
3. Марсианин (2015)
Кадр из фильма "Марсианин" / 20th Century Fox
После сильного шторма астронавт Марк Уотни (Мэтт Дэймон) застрял на Марсе в полном одиночестве. Чтобы выжить, Уотни должен выяснить, как связаться с НАСА, и приспособиться выращивать пищу в почве, не такой богатой и плодородной, как на Земле.
К счастью, Уотни – умелый ботаник. Он знает, как максимально использовать то, что у него есть: построить ферму, используя почву, удобренную человеческими отходами, и воду, полученную путем удаления водорода из ракетного топлива.
Многие ученые считали фильм Ридли Скотта 2015 года одной из самых реалистичных когда-либо созданных научно-фантастических картин. Многие зрители сочли ее настолько точной, что они действительно подумали, что сюжет основан на реальных событиях. Процесс выращивания сельскохозяйственных культур корректен, а большинство ученых считают, что изображения Марса в фильме предельно точны.
Возможно, самым сложным было точно передать характер сотрудников НАСА. Астронавт Клейтон Андерсон подчеркнул, что, по его мнению, создателям фильма это удалось:
«Для меня самым важным моментом было освежающее и вдохновляющее изображение НАСА в фильме. Я не говорю о физической картинке (заметьте: здание вертикальной сборки находится не в Космическом центре Джонсона), а о стремлении сотрудников НАСА объединиться, чтобы выиграть день, даже посреди, казалось бы, непреодолимых препятствий. Я часто был свидетелем похожих ситуаций на протяжении моей 30-летней работы в НАСА, когда команда обычных, но заботливых людей, которые закрывали глаза на собственные потребности, делала что-то экстраординарное».
Действие фильма происходит в недалеком будущем, когда климатические условия обострили нехватку еды. Человеческой расе неизбежно грозит исчезновение, если группа исследователей не сможет пройти через червоточину и найти планету, пригодную для жизни людей.
Режиссер Кристофер Нолан работал вместе с астрофизиком Кипом Торном, чтобы задействовать в картине точную науку. Но это не означает, что каждая деталь на 100% точна: многое из того, что показано в фильме, считается «спекулятивной, но в то же время вообразимой наукой».
А еще Нолан и Торн работали со студией визуальных эффектов Double Negative, чтобы создать реалистичное изображение черной дыры под названием Гаргантюа. Считается, что это самый точный взгляд на черную дыру, который когда-либо показывали в фильмах. Говорят, что изображение червоточины в фильме даже привело к настоящему научному открытию.
Позже Торн опубликовал отчет, в котором говорилось, что Гаргантюа можно было изобразить еще более реалистично и что это не привело к научному открытию. Однако нужно помнить, что это голливудский фильм. И никто не будет использовать его в качестве реального плана для путешествия через черную дыру.
5. Женщина на Луне (1929)
Кадр из фильма "Женщина на Луне" / Universum Film AG
В немецком немом фильме Фрица Ланга 1929 года ученый отправляется на Луну в поисках золота. «Женщина на Луне» часто упоминается как первый научно-фантастический фильм. И, кстати, именно в нем впервые показали обратный отсчет от 10 до 1 на пленке – тот самый, который будет использовать НАСА для всех своих запусков.
Пройдет 40 лет, прежде чем человек достигнет поверхности Луны, что делает фильм Ланга еще более впечатляющим. Киноведы и военные хвалили киноленту за ее поразительную точность. Все благодаря консультантам-ученым, которые понимали основы гравитации и полета на ракете.
Ланг также советовался с немецким инженером в области космонавтики Германом Обертом, чтобы построить ракету с поразительно правильной параболической скоростью, необходимой для высвобождения с орбиты Земли. А когда по сюжету ракета наконец приземляется на Луну, ее экипаж испытывает невесомость – точно так же, как и в реальной жизни.
Фильм часто называют первой научно-фантастической картиной, снятой в Соединенных Штатах, которая точно изображает космические путешествия. В центре сюжета – группа людей, желающих сделать США первой страной в мире, которая отправит человека на Луну. Продюсер Джордж Пэл хотел снять не просто фантастический фильм о космосе, а «документальный фильм ближайшего будущего».
Для этого в качестве консультантов он нанял научных экспертов. И несмотря на то, что далеко не каждая деталь в фильме отличается точностью, «Место назначения – Луна» считается достижением, особенно с учетом того, что человек не ступал на поверхность Луны еще почти 20 лет. В фильме говорится об основных принципах запуска ракеты и о концепции гравитации на языке непрофессионала, понятном аудитории.
Кадр из фильма "Место назначения - Луна" / Eagle-Lion Films
Картина произвела настоящий фурор, поскольку идея высадки на Луну, казалось, стала ближе к реальности. Фильм также оказал большое влияние на космическую гонку, поскольку конкуренция за высадку на Луну стала сильнее. Главный повествовательный элемент фильма поставил под сомнение последствия того, что произойдет, если один из противников Америки в «холодной войне» первым достигнет лунной поверхности.
7. Аполлон-13 (1995)
Universal Pictures
Фильм Рона Ховарда 1995 года основан на реальной истории лунной миссии «Аполлон-13». Повествование сосредоточено на неудачном полете трех астронавтов в 1970 году, которые испытали опасные для жизни осложнения после взрыва кислородного баллона на борту космического корабля.
Все сцены в невесомости не только точны с научной точки зрения, но и вполне реальны: Ховард убедил НАСА разрешить съемку фильма на своем самолете с пониженной гравитацией под названием Vomit Comet. Однако Кеннет Маттингли (в фильме его играет Гэри Синиз), которого исключили из экипажа из-за болезни, признал, что в фильме все-таки есть несколько расхождений с тем, что было на самом деле.
Например, в фильме кажется, что команда и НАСА совместно придумывают всевозможные сценарии возвращения астронавтов домой. Маттингли отмечает, что на самом деле у НАСА уже было несколько возможных ошибочных сценариев и процедуры по их исправлению. Но в то же время астронавт признает, что голливудские фильмы всегда создают атмосферу драмы: история получилась более интересной, чем если бы противоречия на борту «Аполлона» показали бы хаотично.
В оскароносном фильме есть еще одна ошибка – это его слоган. После взрыва кислородного баллона в фильме астронавт Джим Ловелл (он же Том Хэнкс) сообщает в НАСА: «Хьюстон, у нас проблема», хотя на самом деле фраза звучала, как «Хьюстон, у нас тут проблема…». Но учитывая, что в фильме правильно показана физика космоса, мы можем простить небольшое искажение слов.
Загадочные космические корабли пришельцев приземляются в двенадцати разных местах по всему миру. Однако никто не знает, кто они и что им нужно. Лингвиста по имени Луиза Бэнкс (Эми Адамс) просят попытаться связаться с инопланетянами.
Связь оказывается чрезвычайно сложной, поскольку инопланетяне общаются, испуская круглое черное облако. Но после нескольких сеансов Бэнкс удается интерпретировать черные облака и правильно соотнести их изображения с английскими словами.
По словам астрофизика Энди Хауэлла, в целом законы физики в «Прибытии» точны. Однако он отмечает, что сравнивать фильм не с чем. Ведь мы, разумеется, никогда не контактировали с инопланетными существами.
«Люди думают, что нужно выбирать, что снимать: фильм-блокбастер или фильм, точный с точки зрения науки. Но мое мнение таково: вы можете правильно понять науку и все равно посмотреть развлекательный фильм. И зачастую такой подход помогает сделать картину более интересной.
Если вам нужно нарушить правила, чтобы рассказать историю лучше, – это нормально. Есть определенные исключения, которые сделают фильм чуть далеким от реальности, но основные детали должны быть правильными и последовательными».
9. Контакт (1997)
Кадр из фильма "Контакт" / Warner Bros. Pictures
Если режиссер собирается адаптировать работу Карла Сагана (эксперта по внеземным исследованиям) – лучше перестраховаться и сделать фильм максимально близким к науке. Главную роль в фильме Роберта Земекиса 1997 года играет Джоди Фостер – она изображает астронома, которая находит доказательства существования разумной инопланетной жизни. К счастью, режиссер проделал кропотливую работу и получил фильм, из которого могут почерпнуть знания даже ученые.
Нельзя сказать, что «Контакт» – идеальный с точки зрения науки, но он во многом отражает научные факты. Почти все повествование основано на законах физики или современных теориях. Как в фильме, так и в реальной жизни, существует программа под названием SETI (Поиск внеземного разума), деятельность которой отражена в названии – специалисты занимаются поиском разумной жизни за пределами планеты Земля.
Многие астрономы также полагают, что если бы люди могли общаться с инопланетными формами жизни и устанавливать с ними контакт, это было бы похоже на то, как персонаж Фостер использует радиосигналы. Все потому, что радиосигналы движутся со скоростью света, а другие планеты находятся слишком далеко от нас.
Язык повествования также отличается точностью. Настолько, что многие термины, используемые героями, совершенно непонятны обычному зрителю. Таким образом, хотя астрономы и могут осознанно кивать головой, когда ученые в фильме рассуждают о «пи, умноженном на водород», остальным зрителям придется поверить на слово, что персонажи используют реальные математические уравнения. Но не переживайте – это действительно так.
10. 2001 год: Космическая одиссея (1968)
Metro-Goldwyn-Mayer
Эпопея Стэнли Кубрика, удостоенная премии Оскар, часто упоминается как самый точный научно-фантастический фильм в истории кинематографа. В киноленте показана эволюция жизни людей, которые на заре истории обнаружили таинственный монолит.
Основное действие фильма разворачивается миллионы лет спустя, когда люди находят монолит на Луне – он тоже влияет на ход человеческой эволюции. Финальные события фильма происходят на космическом корабле с экипажем из пяти человек, которым помогает сверхразумный компьютер HAL 9000. Команда отправляется в экспедицию на Юпитер, где происходит битва между человеком и компьютером, что говорит еще об одном шаге в процессе эволюции.
Режиссер Стэнли Кубрик был известен как один из самых дотошных перфекционистов в мире кинематографа. Он хотел, чтобы наука и кадры фильма опережали то, чем занималось в то время НАСА. Важно отметить: люди не ступали на поверхность Луны до 1969 года! Это произошло лишь через год после выхода фильма.
Астрофизик Нил Деграсс Тайсон высоко оценил усилия, которые вложила команда в создание фильма:
«Я бы сказал, это очень комплексный проект: создатели фильма проделали хорошую работу и нацелили ее на настоящую науку – настолько, насколько это возможно.
В этом плане «Космическая одиссея» сильно отличалась от фильмов, вышедших на экраны. В нем показано и психоделическое путешествие, и встреча с инопланетной цивилизацией, и реалистичное изображение космических кораблей и невесомости. Как бы вы ни относились к фильму, нужно уважать все вложенные в него усилия».
Возможно, это первый фильм, который посвящен открытию инопланетного интеллекта, но не показывает, как именно он устроен. Это сделано с расчетом на то, что человеческое воображение работает гораздо лучше, чем Голливуд. В любом случае это визуальная вакханалия космических путешествий и освоения космоса, от достижения которой мы все еще далеки даже через 13 лет после тех 33-х, которые были изображены в сценах будущего.
11. Столкновение с бездной (1998)
Paramount Pictures
По сюжету, ученые обнаруживают в космосе гигантскую комету, которая движется по направлению к Земле и вот-вот с ней столкнется. Чтобы сохранить жизнь человечества, отбираются 800 тысяч американцев для проживания в устойчивых подземных убежищах. Если космическая экспедиция не выяснит, как уничтожить комету, все, кто не окажется под землей, погибнут.
Астрофизик Нил Деграсс Тайсон называет фильм-катастрофу 1998 года одной из десяти своих любимых научно-фантастических кинокартин. Что впечатляет астрофизика, так это пристальное внимание к научным деталям и трехмерным персонажам:
«На тот момент было немало фильмов о катастрофах, связанных с астероидами и кометами. Но создателям «Столкновения с бездной» потребовалось время, чтобы изучить большую часть физики и максимально прописать персонажей, чтобы угроза их жизням действительно беспокоила зрителей. А изображение президента США Морганом Фрименом – возможно, одно из лучших в мире кино».
12. Гаттака (1997)
Кадр из фильма "Гаттака" / Columbia Pictures
В футуристичной антиутопии людей создают в пробирке, чтобы гарантировать им ум и крепкое здоровье. В начале фильма врач рассказывает потенциальным родителям о генетическом строении их ребенка: «Вы выбрали карие глаза, темные волосы и светлую кожу.
Я взял на себя смелость искоренить любые потенциально опасные состояния: преждевременное облысение, близорукость, склонность к алкоголизму, насилию и ожирению». В то же время младенцев, родившихся естественным путем, называют «недееспособными»: когда они взрослеют, им достается самая черная работа.
Мало того, что методика Гаттаки – перспективная технология будущего, она практически применяется уже сегодня. Ученые смогли успешно модифицировать последовательность генов животных, чтобы сделать их сильнее. У нас уже есть яйцеклетки, оплодотворенные вне матки. Мы даже можем проанализировать гены будущего ребенка на предмет генетических заболеваний, секвенировав всю их геномную карту.
А как насчет создания дизайнерского малыша? Сегодня родители могут заплатить институту репродуктивного здоровья, чтобы спланировать пол ребенка. Большинство врачей делают это только в случае профилактики заболеваний, но немало родителей, которые хотели бы иметь только мальчика или девочку. И хотя немедицинские методы выбора пола может быть нарушением закона во многих странах, они вовсю практикуются в Соединенных Штатах, даже несмотря на существующие противоречия.
Джеффри Стейнберг, директор Института фертильности, предоставляет родителям возможность выбрать пол своего ребенка. В 2009 году он также предположил, что родители скоро смогут выбирать цвет кожи, волос и глаз будущих малышей! Несмотря на возмущение тех, кто яростно выступает против дизайнерских младенцев, технология вполне реальна и эффективна. И сегодня это больше вопрос этики.
13. Вечное сияние чистого разума (2004)
Focus Features
В произведении Чарли Кауфмана два главных героя страдают от разбитого сердца. Каждый из них самостоятельно обращается в компанию, в которой могут стереть все воспоминания об их отношениях.
Возможно, в фильме и есть недостатки – например, нелинейное повествование, когда сюжет смешивается с воспоминаниями персонажей. Тем не менее ученые всерьез задаются вопросом, возможно ли выборочно удалять травмирующие события из памяти человека, не повредив мозг?
Кто-то хочет избавиться от посттравматического стрессового расстройства, кто-то – забыть об измене партнера. Мы уже знаем, что подсознательно люди умеют избирательно блокировать память, поскольку мозг пытается защитить человека от повторного переживания травмирующего события.
Этот естественный процесс заставил некоторых неврологов предположить, что этот избирательный «стиратель памяти» можно вызвать с помощью лекарств или разговорной терапии.
Ученые даже провели интересное исследование с использованием животных в лаборатории: результаты показали, что человек, переживший травму, может стереть именно это воспоминание. Допустим, однажды ночью человек стал свидетелем жестокого преступления, когда вышел на прогулку.
Конечно, он хочет стереть это из своей памяти. Исследование привело некоторых ученых к мысли, что это возможно, если человек снова посетит место преступления, а затем ему введут какой-то биохимический блокатор.
Конечно, современная наука еще далека от этого. Однако, по мнению некоторых, в том числе Совета по биоэтике при президенте США, такую возможность не стоит отвергать.
14. Терминатор (1984)
Кадр из фильма "Терминатор" / Orion Pictures
В оригинальном фильме Джеймса Кэмерона 1984 года киборг прибывает из будущего, чтобы убить женщину, чей нерожденный сын в итоге возглавит человечество в войне против машин. Поскольку путешествий во времени на самом деле не существует (и давайте смотреть правде в глаза: их, вероятно, никогда не будет, несмотря на тысячи фильмов и книг по этой теме), ученые смотрят на эту концепцию с точки зрения логики.
«Я давно говорю, что путешествия во времени показаны в «Терминаторе» лучше, чем в любом другом фильме, который я когда-либо видел. От происхождения Джона Коннера и обучения выживанию до изображения Сары Коннер, которая находит свое отражение в Кайле Ризе, – все это абсолютно непротиворечивая петля. Никаких парадоксов убитого дедушки – только информационные парадоксы».