21 факт о московском метрополитене, который демонстрирует, как менялось метро столицы
О том, как похорошело метро с годами.
«Под землей быстрей налима поезда проходят мимо», — писал о строительстве метро Владимир Маяковский. Жизнь в большом городе невозможно представить без метрополитена. Эти подземные дороги экономят наше драгоценное время и нервы, которые мы тратим, стоя в бесконечных пробках. Сегодня предлагаем окунуться в историю главного метрополитена страны и пробежаться по основным пунктам его «биографии».
Мы в 1Gai.ru собрали 21 факт о столичном метро, который наглядно демонстрирует темпы его масштабных изменений.
Москва стала 24-м городом в мире, в котором появилось метро
cdn-s-static.arzamas.academy
Это произошло 15 мая 1935 года — именно тогда была открыта первая очередь метрополитена от «Сокольников» до «Парка культуры» с ответвлением «Охотный ряд» — «Смоленская». Общая протяженность очереди составляла 11,2 км. А стоимость проезда — 30 копеек.
По прогнозам зарубежных экспертов, на строительство первой очереди должно было уйти не меньше десяти лет. На деле первые линии соорудили всего за 3,5 года.
В каждом вагоне типа А располагалось по 52 сидячих места — всего такой вагон вмещал около 260 человек. Уже через год на линии появились шестивагонные поезда.
Первым пассажиром стал герой труда с завода «Красный пролетарий» Петр Николаевич Латышев
Он всю жизнь хранил билет со своей первой поездки и ни за какие деньги не соглашался продавать его коллекционерам. Посмотреть на исторический билет можно в музее метро.
После войны отечественных вагонов катастрофически не хватало, поэтому в 1945-46 гг. шла активная модернизация немецких экземпляров — вагонов С1 и С2, — которые получили из Берлинского метрополитена. Так появились вагоны типа В. Сиденья внутри были обиты бордовым плюшем, обшивка была деревянной, а двери открывались вручную пассажирами. Позже мягкую ткань сидений заменили на кожу, а деревянную обивку — на плотную узорчатую бумагу.
В 1947-м началось серийное производство вагонов типа Г: они были моторными, оснащены электрооборудованием и электрическим торможением. Практически по всем своим показателям, в том числе и по надежности, они считались одними из самых современных в мире.
Интересный факт: «Охотный ряд» не всегда был охотным
Это самая часто переименовываемая станция Москвы. В 1955 году ее переименовали в станцию «Имени Кагановича», в 1957-м ей вернули историческое название, в 1961-м переименовали в «Проспект Маркса», а в 1990-м вновь вернули первоначальное имя.
В 1958 году на станциях появились первые автоматические контрольные пункты
Народный музей Московского метрополитена открыли в 1967-м на станции «Спортивная» по инициативе бывших сотрудников метро и первой женщины-машиниста Зинаиды Троицкой. В качестве экспозиций в нем были представлены фотографии и документы, связанные со строительством первых линий. В 2016 году музей переехал, и теперь он расположен в вестибюле станции метро «Выставочная» Филевской линии.
В 70-х старые турникеты заменили моделью АКП-73
Турникеты АКП-73, переоборудованные под оплату картами / a.d-cd.net
Они долгие годы служили москвичам верой и правдой. А еще предполагали модернизацию, поэтому позднее их переделали для использования электронных карт.
Система оповещения пассажиров не всегда была одинаковой
Только в 1984 году при движении к центру столицы станции стали объявлять мужским голосом, а при движении от центра к окраинам — женским. Похожий принцип внедрили и на Кольцевой линии: мужской голос — при движении по часовой стрелке, женский — при движении против часовой. Такую систему ввели для удобства передвижения пассажиров с проблемами зрения.
Все станции снабдили экстренной громкой связью и оборудовали звуковым сигналом, оповещающим о скором прибытии поезда. И именно тогда на всех станциях с увеличенным пассажиропотоком стали звучать объявления на эскалаторах и в переходах.
Интересный факт: в 1997 году стоимость проезда в метро составляла 2000 рублей
Речь — о запуске монорельсовой линии. Тогда на ней работало всего два состава с интервалом движения в 30 минут. Через год число составов увеличилось, а интервал движения между поездами сократился до 20 минут.
В 2003-2013 гг. началось массовое производство вагонов, которые подходили для эффективной работы на наземных линиях. За технологическую основу были взяты узлы вагонов «Яуза», а вот сочлененная конструкция кузова была применена впервые. Благодаря особой конструкции состав мог на скорости справляться с крутыми поворотами. Переработали и дизайн: сиденья сделали из антивандальной полужесткой конструкции с мягкими вставками, в окна вставили ударопрочные тонированные стеклопакеты, а двери сделали прислонно-сдвижными.
А в здании метрополитена начал работу Ситуационный центр УВД, задача которого — следить за общественным порядком и предотвращать совершение противоправных действий.
В 2015-м метрополитен заключил договор с РЖД — так началась работа над МЦК
Московское центральное кольцо, частично интегрированное с метрополитеном, торжественно открылось для пассажиров в сентябре 2016 года в присутствии Владимира Путина и Сергея Собянина. Первый месяц проезд по МЦК был бесплатным.
В 2017 году устаревшие контрольные пункты заменили новыми турникетами — со стеклянными дверцами
Теперь некогда пугающие турникеты стали плавными, бесшумными и более безопасными, а еще в них появились валидаторы для бесконтактной оплаты.
Интересный факт: в московском метрополитене есть «станции-призраки»
Открытие станции «Первомайская», 4 ноября 1954 года / rusarchives.ru
Они расположены на территории депо «Первомайская» и «Калужская». В 1954-1961 гг. и 1964-1974 гг. соответственно станции использовались как временные, а сейчас они недоступны для пассажиров.
Московское метро сегодня — первое в Европе по длине эксплуатируемых линий
Если поставить все 14 линий в один ряд, получится расстояние в 414 километров. И это без учета МЦК и монорельса. Чтобы лучше представить: это как протяженность железной дороги между Москвой и Смоленском.