21 факт о московском метрополитене, который демонстрирует, как менялось метро столицы

О том, как похорошело метро с годами.

«Под землей быстрей налима поезда проходят мимо», — писал о строительстве метро Владимир Маяковский. Жизнь в большом городе невозможно представить без метрополитена. Эти подземные дороги экономят наше драгоценное время и нервы, которые мы тратим, стоя в бесконечных пробках. Сегодня предлагаем окунуться в историю главного метрополитена страны и пробежаться по основным пунктам его «биографии».

Мы в 1Gai.ru собрали 21 факт о столичном метро, который наглядно демонстрирует темпы его масштабных изменений.

Москва стала 24-м городом в мире, в котором появилось метро

cdn-s-static.arzamas.academy

Это произошло 15 мая 1935 года — именно тогда была открыта первая очередь метрополитена от «Сокольников» до «Парка культуры» с ответвлением «Охотный ряд» — «Смоленская». Общая протяженность очереди составляла 11,2 км. А стоимость проезда — 30 копеек.

Метрополитен был построен в рекордно сжатые сроки

Разведка почвы для метрополитена, 1930-е годыcdn-s-static.arzamas.academy

По прогнозам зарубежных экспертов, на строительство первой очереди должно было уйти не меньше десяти лет. На деле первые линии соорудили всего за 3,5 года.

В то время составы состояли всего из 4 вагонов

mos.ru / rusarchives.ru

В каждом вагоне типа А располагалось по 52 сидячих места — всего такой вагон вмещал около 260 человек. Уже через год на линии появились шестивагонные поезда.

Первым пассажиром стал герой труда с завода «Красный пролетарий» Петр Николаевич Латышев

m24.ru

Он всю жизнь хранил билет со своей первой поездки и ни за какие деньги не соглашался продавать его коллекционерам. Посмотреть на исторический билет можно в музее метро.

«Подарок» из Германии

mos.ru

После войны отечественных вагонов катастрофически не хватало, поэтому в 1945-46 гг. шла активная модернизация немецких экземпляров — вагонов С1 и С2, — которые получили из Берлинского метрополитена. Так появились вагоны типа В. Сиденья внутри были обиты бордовым плюшем, обшивка была деревянной, а двери открывались вручную пассажирами. Позже мягкую ткань сидений заменили на кожу, а деревянную обивку — на плотную узорчатую бумагу.

Самый современный вагон в мире

mos.ru

В 1947-м началось серийное производство вагонов типа Г: они были моторными, оснащены электрооборудованием и электрическим торможением. Практически по всем своим показателям, в том числе и по надежности, они считались одними из самых современных в мире.

Интересный факт: «Охотный ряд» не всегда был охотным

Буфет в северном вестибюле «Охотного ряда», 1935 годcdn-s-static.arzamas.academy

Это самая часто переименовываемая станция Москвы. В 1955 году ее переименовали в станцию «Имени Кагановича», в 1957-м ей вернули историческое название, в 1961-м переименовали в «Проспект Маркса», а в 1990-м вновь вернули первоначальное имя.

В 1958 году на станциях появились первые автоматические контрольные пункты

picworld.ru

У них был деревянный корпус, выдвижные створки, монетоприемник и световые индикаторы. К 1961 году ими оборудовали все станции метрополитена.

Через 9 лет под землей открыли музей

culture.ru

Народный музей Московского метрополитена открыли в 1967-м на станции «Спортивная» по инициативе бывших сотрудников метро и первой женщины-машиниста Зинаиды Троицкой. В качестве экспозиций в нем были представлены фотографии и документы, связанные со строительством первых линий. В 2016 году музей переехал, и теперь он расположен в вестибюле станции метро «Выставочная» Филевской линии.

В 70-х старые турникеты заменили моделью АКП-73

Турникеты АКП-73, переоборудованные под оплату картами / a.d-cd.net

Они долгие годы служили москвичам верой и правдой. А еще предполагали модернизацию, поэтому позднее их переделали для использования электронных карт.

Система оповещения пассажиров не всегда была одинаковой

Карта московского метро, 1986 год / moscowchronology.ru

Только в 1984 году при движении к центру столицы станции стали объявлять мужским голосом, а при движении от центра к окраинам — женским. Похожий принцип внедрили и на Кольцевой линии: мужской голос — при движении по часовой стрелке, женский — при движении против часовой. Такую систему ввели для удобства передвижения пассажиров с проблемами зрения.

В 1991 году метро оснастили громкоговорителями

moscowchronology.ru

Все станции снабдили экстренной громкой связью и оборудовали звуковым сигналом, оповещающим о скором прибытии поезда. И именно тогда на всех станциях с увеличенным пассажиропотоком стали звучать объявления на эскалаторах и в переходах.

Интересный факт: в 1997 году стоимость проезда в метро составляла 2000 рублей

tokenoman.ru

Всему виной — экономический кризис и инфляция. 1 января 1998 года произошла деноминация, и стоимость проезда составила 2 рубля.

Жетоны ушли в прошлое

moscowchronology.ru

16 февраля 1999 года на всех станциях метро ввели электронные проездные билеты.

В 2004 году метрополитен вышел на новый уровень (в прямом смысле этого слова)

fb.ru

Речь — о запуске монорельсовой линии. Тогда на ней работало всего два состава с интервалом движения в 30 минут. Через год число составов увеличилось, а интервал движения между поездами сократился до 20 минут.

А чуть позже на арене появился «Русич»

wikipedia

В 2003-2013 гг. началось массовое производство вагонов, которые подходили для эффективной работы на наземных линиях. За технологическую основу были взяты узлы вагонов «Яуза», а вот сочлененная конструкция кузова была применена впервые. Благодаря особой конструкции состав мог на скорости справляться с крутыми поворотами. Переработали и дизайн: сиденья сделали из антивандальной полужесткой конструкции с мягкими вставками, в окна вставили ударопрочные тонированные стеклопакеты, а двери сделали прислонно-сдвижными.

В 2006 году в вагонах появились видеокамеры

M24.ru / Михаил Сипко

А в здании метрополитена начал работу Ситуационный центр УВД, задача которого — следить за общественным порядком и предотвращать совершение противоправных действий.

В 2015-м метрополитен заключил договор с РЖД — так началась работа над МЦК

vz.ru

Московское центральное кольцо, частично интегрированное с метрополитеном, торжественно открылось для пассажиров в сентябре 2016 года в присутствии Владимира Путина и Сергея Собянина. Первый месяц проезд по МЦК был бесплатным.

В 2017 году устаревшие контрольные пункты заменили новыми турникетами — со стеклянными дверцами

popmeh.ru

Теперь некогда пугающие турникеты стали плавными, бесшумными и более безопасными, а еще в них появились валидаторы для бесконтактной оплаты.

Интересный факт: в московском метрополитене есть «станции-призраки»

Открытие станции «Первомайская», 4 ноября 1954 года / rusarchives.ru

Они расположены на территории депо «Первомайская» и «Калужская». В 1954­-1961 гг. и 1964-1974 гг. соответственно станции использовались как временные, а сейчас они недоступны для пассажиров.

Московское метро сегодня — первое в Европе по длине эксплуатируемых линий

rg.ru / sdelanounas.ru/ nashtransport.ru/ userapi.com

Если поставить все 14 линий в один ряд, получится расстояние в 414 километров. И это без учета МЦК и монорельса. Чтобы лучше представить: это как протяженность железной дороги между Москвой и Смоленском.

Обложка: 1Gai.Ru / mos.ru / sdelanounas.ru

Оцените новость:
1 192
Источник — © 1gai.ru
Автор — 1gai

Новостная рассылка


Рассылка анонсов статей производится каждый понедельник