10 нескучных фактов о динозаврах, которые дадут понять, каким был наш мир миллионы лет назад

Спинозавр был речным чудовищем, сокращение численности динозавров началось до падения метеорита и другие факты о древних животных

Динозавры вымерли более 65 миллионов лет назад, но ученые не могут позволить им тайно покоиться в своих колоссальных могилах. Они выкапывают окаменелости и проводят исследования, меняя наше понимание биологии и культуры этих существ. Предаставляем вам десять недавно открытых фактов и теорий об огромных чудовищах, сотрясавших когда-то землю.

1. Существовали миллиарды тираннозавров

Shutterstock

Учитывая редкость ископаемых свидетельств, легко вообразить, что тираннозавр рекс был редким видом динозавров, но, по оценкам ученых , всего существовало около двух с половиной миллиардов T-Rex.

К сожалению, это количество распределилось на весь период их существования, поэтому никогда не было такого, чтобы миллиарды этих существ одновременно бродили по планете. В любой отдельно взятый момент времени на протяжении 2,5 миллиона лет их правления жило примерно 20 000 особей. Но все равно это уйма ти-рексов.

2. Спинозавр, скорее всего, был водным животным

Shutterstock

Долгие годы палеонтологи считали, что спинозавр охотился, стоя на берегу реки или озера и ожидая, пока рыба проплывет мимо. Но недавно обнаруженные окаменелости хвоста, крупных костей и прочих фрагментов спинозавра говорят о том, что этот вид был водоплавающим. С большой долей вероятности, он прыгал в воду за добычей и плавал, как чемпион.

«По сути, это было крупное речное чудовище, – говорит Низар Ибрагим , палеонтолог из детройтского Университета Милосердия. – Вы как хотите, а я отношусь к водяным монстрам с большим уважением».

3. Акулам было все равно, когда динозавры гибли

Shutterstock

Когда астероид врезался в Землю и уничтожил всех обитающих на суше реликтов, акулы не подали виду. Им не было дела до трагедии, происходящей на поверхности, – они продолжали плавать и убивать. Исследователи сообщают , что разнообразие акульего вида до и после вымирания сухопутных существ осталось в целом неизменным. Это свидетельствует о том, что даже катастрофа планетарного масштаба практически не повлияла на акул, этих самодовольных идеальных морских убийц.

4. «Жнец смерти» существовал в реальности

Shutterstock

Обычный ти-рекс – динозавр потрясающий, но недавно палеонтологи выделили очередную интересную подгруппу тираннозавров. Они круты настолько, что их назвали Thanatotheristes – по-гречески это труднопроизносимое слово значит «Жнец смерти».

«Мы выбирали название так, чтобы оно отражало то, кем являлся данный ти-рекс, единственный известный высший хищник в Канаде того периода. Здесь он был настоящим жнецом смерти», – объяснила BBC Дарла Зеленицки, увлеченный профессор-палеобиолог.

5. Обнаружен новый представитель древней фауны – «Тот, кто вызывает страх»

Herschel Hoffmeyer (Shutterstock)

Сдается, палеонтологи соревнуются в том, кто придумает свежеобнаруженным разновидностям динозавров самые жесткие имена. Ученые из Аргентины, работающие с останками древних животных, окрестили недавно открытый вид хищников семейства Abelisauridae «Llukalkan aliocranianus» , или «Тот, кто вызывает страх».

Исследования того, кто победил бы в битве между «Жнецом смерти» и «Тем, кто вызывает страх», еще не проводились, но кажется разумным сделать ставку на T-Rex. Он был намного больше: 12 метров в длину против 5 метров «Того, кто вызывает страх». (Если вы видели «Парк Юрского периода» или, по крайней мере, один из его сиквелов, то поймете, о чем речь.)

6. Еще есть «Дракон в трусиках»

ru.wikipedia.org

Не все динозавры имеют устрашающие имена. Возьмем, к примеру, Pantydraco – «пантидракона». Окаменелости этих необычных существ были обнаружены в Уэльсе в 2003 году. «Малютки» были всего три метра в длину.

«Фу, посмотрите на этот бесполезный вид динозавров, который мы обнаружили! Готовы поспорить, наверняка они были самыми дурацким, – не унимались палеонтологи. – Давайте дадим им дурацкое название, над которым все будут смеяться!».

На самом деле «панти» («трусики») – это сокращение от «Pant-y-ffynnon» , что на валлийском означает впадину, углубление источника или колодца. В данном случае слово относится к карьеру в Бонвилстоне в Южном Уэльсе, где реликт был найден. Тем не менее это действительно никчемный динозавр. Жаль, что пришлось рассказать вам о его существовании, и хорошо, что его больше нет.

7. Динозавры тоже болели раком

De Agostini Getty Images

Жизнь динозавров состояла не только из рычания, охоты и пожирания плоти. Команда палеонтологов и патологоанатомов, изучавшая окаменевшую кость динозавра возрастом около 75 миллионов лет в Канаде, обнаружила признаки остеосаркомы – злокачественного рака кости. Исследователи пришли к выводу, что болезнь развилась настолько, что, скорее всего, разошлась по всему телу животного.

Хотя рак, вероятно, был печальным фактом для отдельной жертвы-динозавра и его семьи, это полезная информация для нас, людей. «Если люди и динозавры болеют одними и теми же видами рака костей, – сказала палеонтолог из Университета Джорджа Вашингтона Кэтрин Форстер в интервью Smithsonian Magazine , – то человеческая остеосаркома уходит корнями глубоко в эволюционную историю. Вероятно, она существовала еще до того, как 300 миллионов лет назад произошло разделение линий млекопитающих и рептилий».

8. Динозавры жили на всех континентах

pinterest.ru

Окаменелости динозавров были найдены на всех континентах Земли, включая Антарктиду!

Правда, стоит  помнить, что континенты Земли во времена динозавров сильно отличались от сегодняшних времен. 335-175 миллионов лет назад все континенты были объеденены в один суперконтинент, получивший название Пангея.

Да и климат был гораздо теплее, поэтому, им жилось значительно комфортнее навсех континентах.

9. Чудо-курица

Andrey Kamyshev (Shutterstock)

Было время, когда динозавры и предки курицы/утки делили территорию, соперничали за выживание и, возможно, затевали межклановые войны.

Недавно ученые обнаружили прекрасно сохранившийся череп доисторической птицы, похожей на курицу. Останки сочли доказательством необычайно длинной родословной современных несушек и назвали их предка «чудо-курицей» .

Хотя доисторическая птичка была намного меньше и слабее большинства разновидностей динозавров, она пережила убившее их вымирание. Гибель громадных ящеров положила конец древнему соперничеству, птицы оказались умнее и живучее динозавров.

10. Возможно, динозавры погибли еще до падения астероида

Shutterstock

Когда 66 миллионов лет назад в Землю врезался астероид, убивший всех динозавров, он мог ускорить уже происходящий процесс. Ученые из Бристольского университета считают, что еще за 10 миллионов лет до окончательного вымирания динозавры находились в упадке, их количество сокращалось. Процесс объясняют похолоданием климата и нестабильностью экосистем, вызванной спорадическим исчезновением травоядных.

«Не надо фантазировать!» – ответили коллеги из Университета Бата. Их исследования показали, что динозавры не были в упадке до удара астероида и могли бы существовать и сегодня, если бы им больше повезло.

Неизвестно, кто прав, но одно ясно: на ежегодном симпозиуме Палеонтологической ассоциации 18 декабря будет весело.

Источник материала: There Were Billions of T-rexes, and 9 Other Things You Never Knew About Dinosaurs