30 опасных аэропортов мира, от которых захватывает дух не только у пилотов
Опасные взлетно-посадочные полосы, после которых авиапилотам ничего не страшно.
Попасть в самые отдаленные и прекрасные уголки нашей планеты – горные вершины или далекие острова – можно только на самолете или вертолете. Если вы боитесь перелетов и авиакатастроф, то многие чудеса мира окажутся для вас недоступными. Конечно, лететь желательно с комфортом и безопасно, и это касается не только пассажирского лайнера, но и аэропорта. Только как можно быть уверенным, насколько безопасна взлетно-посадочная полоса?
Мы в 1Gai.Ru разыскали очень опасные и непредсказуемые аэропорты. Но даже если они очень опасны, еще не значит, что нужно отказаться от захватывающего путешествия!
Крохотная посадочная полоса длиной лишь 400 метров в Лесото, Африка, была названа самой ужасающей полосой из всех, которые известны. Поскольку у самолетов нет достаточно времени на разбег, чтобы начать полет, когда они вылетают из Матекане, летчикам приходится сначала «спрыгнуть» с 600-метровой скалы, чтобы затем взлететь по-настоящему!
Под самой скальной громадой лежит аэропорт Норт-Фронт, другое название которого – Международный аэропорт Гибралтара. Его относят к наиболее опасным аэропортам планеты, поскольку взлетную полосу протянули через улицу!
Причем это даже не какая-то тихая улица, а оживленнейший проспект на полуострове. В последнее время, правда, власти задумались, каково приходится водителям и летчикам на этом «переезде», и начали строительство объездной дороги.
Альпинистам, которые вознамерились покорить гору Эверест, сначала придется пройти еще одно испытание – взлететь и приземлиться на поле аэропорта Тенцинга и Хиллари провинции Кхумбу в Непале. Ранее носил название аэропорт Лукла.
Наделенный статусом одного из самых опасных, аэропорт расположен на высоте около 2860 метров и имеет невероятно короткую (527 метров) посадочную полосу. Помимо прочего, там практически полностью отсутствуют средства управления авиаперелетов современного уровня. Все это оборачивается настоящим испытанием способностей любого пилота!
Прежде чем в 1998 году в стране открылся новый Международный аэропорт Гонконга – Чхеклапкок, основным был Кайтак. Он находился в Коулуне, в горах. Рядом располагалась жилая застройка, сама местность отличалась постоянно дующими ветрами. В результате сажать авиатранспорт и взлетать там было очень сложно, на грани экстрима.
Когда летчикам доводилось заходить на посадку, они вели самолеты над городом Коулун совсем низко, поэтому экстремальная посадка на ВПП 13 получила у них прозвище «Сердечный приступ Кай Така» (Kai Tak Heart Attack).
На крохотном островке Агатти архипелага Лакшадвип среди коралловых рифов есть аэропорт Агатти, который там один-единственный умудряется обслуживать 36 индийских островов с туристической направленностью.
И хотя виды вокруг захватывающие, а вокруг плавают несметные стада тунца, процесс взлета и приземления на островке не назовешь легким делом. Короткая полоса (1291 м) превращает любую рутинную взлетно-посадочную работу в настоящий экстрим.
Крошечный островок Саба, находящийся в Карибских Нидерландах, имеет площадь всего лишь каких-то 13 кв. км, но, несмотря на свои микроскопические размеры, в нем есть аэропорт Хуанчо-Ираускин.
Поскольку сам остров миниатюрный, таких же миниатюрных размеров на нем все остальное. Невероятно короткая полоса островного аэродрома измеряется 400 метрами, а вокруг ее теснят, окружив с двух сторон, холмы и океанские просторы. Напрашивается вывод: желающим посетить райский остров и получить прилив адреналина от полета сюда Саба предоставит незаменимый опыт.
Он функционирует на знаменитом райском острове Карибского бассейна Сен-Бартелеми, поэтому его называют аэропортом Сен-Бартелеми. Что ни говори, но до Рая добраться всегда неимоверно трудно, и это подтверждают авиаперелеты к чудесному карибскому острову.
Подниматься в небо и садиться приходится, используя сильно укороченную (646 м) взлетную полосу, которая заканчивается на песочке пляжа, почти ныряя в теплые бирюзовые глубины. Аэропорт может принимать только местные легкомоторные самолеты, однако им приходится взлетать и приземляться в режиме экстремального пилотирования, пролетая в непосредственной близости от отдыхающих на идеально белом песке людей.
Фешенебельный курорт имеет свой собственный аэропорт, правда, о приземлении лайнеров речь там идти не может. Небольшой аэропорт отличается тем, что его посадочная полоса имеет 525 м в длину – такая короткая, что это позволяет считать ее одной из самых опасных для летчиков.
Для осознания этих катастрофически малых размеров нужно знать, что у типичной ВПП длина обычно 2-4 км. Помимо прочего, самолетам приходится садиться и подниматься среди гор, ветра и снега, что не облегчает пилотам их работу. Вот почему для полетов в Куршевель требуется специальная сертификация пилота, а обслуживаться могут лишь немногие конкретные типы самолетов.
9. Аэропорт Принцессы Юлианы, карибский остров Сен-Мартен
Настоящим испытанием пилотов и пассажиров заодно можно назвать аэропорт на острове Сен-Мартен. Полосы (2300 м) впритык хватает, чтобы разгонять и сажать лайнеры, но дело усугубляется тем, что торцом (местом начала приземления самолета) она упирается прямиком в многолюдный пляж, где загорают тысячи туристов.
Заходя на посадку, самолет снижается до двадцати метров и пролетает над отдыхающими, чуть ли не задевая их своим шасси. Такие маневры делают посадку очень неудобной и экстремально сложной.
В живописном городке Гисборн работает аэропорт, способный предложить авиапассажирам действительно особые и незабываемые впечатления.
Взлететь или приземлиться, как в другом месте, в Гисборне не всегда удается, поскольку его ВПП пересекает настоящая железная дорога. Учитывая, что как полоса, так и дорога полноценно работают, без ограничений и остановок, приходится тщательно планировать полеты, чтобы не допустить катастрофы.
Окруженный лазурными водами Атлантики, аэропорт в Рио-де-Жанейро (второй по величине в Рио) готов предложить сидящим в авиакреслах людям прекрасные виды в полете, однако остается страшноватым, занимая свое место в списке опасных для полетов. Причина кроется в том, что взлетные полосы у него короткие, а это значительно повышает вероятность приземлиться в изумительных бразильских бухтах вместо земной тверди.
Крошечный городок Нарсарсуак с населением 160 человек, тем не менее, имеет рабочий аэропорт, а кроме него, там есть лишь отель. Сообщение с Нарсарсуаком возможно только воздушным путем, что легло в обязанности этого северного воздушного порта во фьордах.
Бывшая военная авиабаза, Нарсарсуак связывает города в Гренландии и за ее пределами. Хотя перед пассажирами предстает потрясающее зрелище с воздуха, все же аэропорт является серьезным претендентом на звание предоставляющего в высшей мере сложную посадку. Размер полосы – 1830 м, и эта дорожка покрыта льдом и обдуваема леденящим кровь ветром, но зато вы видите и великолепные фьорды, и сногсшибательные пейзажи.
Посадка в региональном аэропорту Теллурайд может реально испугать, а удачная посадка вызовет непередаваемую радость. Ведь аэропорт работает на самой большой высоте в США над уровнем моря – 2767 м. Это обеспечивает отличный вид, но и вызывает опасения из-за скал, которые будто бы висят в воздухе.
Сложности при взлетах и посадках добавляют свирепые нестабильные ветра, дующие в этой местности. Страшно и опасно, но пассажиры приземляются прямо в захватывающие дух пейзажи гор Сан-Хуан.
Столица Гондураса Тегусигальпа имеет аэропорт Тонконтин, работающий как гражданская и военная инфраструктура и занимающий место в группе из десяти опаснейших аэропортов мира.
Сложность здесь кроется в очень гористой местности, а полоса Тонконтина короткая – 1936 м, чего недостаточно для свободы полета. Поэтому пилотам приходится при посадке совершать маневр в виде поворота. В дополнение ко всему это происходит на опасно низких высотах, и летчикам приходится принимать определенные меры, чтобы не влететь в гору, как уже неоднократно случалось!
Летчикам, прибывающим в аэропорт Каталина возле Авалона на острове Санта-Каталина, следует соблюдать осторожность, не забывая про крутые обрывы с обоих концов посадочной полосы, поскольку эта полоса длиной 914 м вырублена в скале на уровне 488 метров выше уровня моря.
В связи с тем, что аэропорт находится так высоко, пилотам часто приходится быть готовыми к сильной турбулентности, которую они испытывают на этой полосе с мягкими участками и выбоинами.
Небольшой аэропорт, находящийся на острове Барра, имеет международный статус, что не мешает ему занимать свое место в десятке непредсказуемых и опасных для самолетов.
Дело в том, что три его полосы совсем короткие, но это не все. Они, кроме того, уникальны – это просто-напросто песок на пляже, огражденный деревянным заборчиком! Первый же прилив скрывает полосы в море, и аэропорт прекращает работу. Разумеется, аэропорт Барра предназначается исключительно для самолетов укороченного взлета и посадки.
Кроме Международного аэропорта Донмыанг, в Бангкоке есть и другие воздушные порты, но он по-прежнему часто используется, теперь для коммерческих внутренних перевозок.
В чем сложность его использования? Донмыанг имеет две достаточные полосы – 3500 и 3700 м. Казалось бы, трудностей не предвидится. Загвоздка в другом – он располагается между двумя обширными полями для гольфа, а это потребует от пилота довольно большой точности при приземлении.
18. Ледяная взлетно-посадочная полоса в Антарктиде
Существует не одна, а много посадочных полос, оборудованных для обеспечения исследований Антарктической программы США. Три из них находятся на трех крупнейших круглогодичных станциях – в неформальной столице Антарктиды Мак-Мердо, постоянно обитаемой в глуби континента Амундсен-Скотт, и на станции Палмер. Но поскольку в Антарктике, кроме снега и ледяных торосов, ничего нет, самолеты приземляются прямо на ледяную поверхность. Поэтому такие аэродромы называются ледяными взлетно-посадочными полосами.
Аэропорт архипелага Шпицберген, носящий то же название – Свальбард («Шпицберген» на норвежском) – это самый северный на планете воздушный порт, осуществляющий регулярные рейсы.
Уникальность этой воздушной гавани в том, что посадочные полосы пришлось выстраивать непосредственно на вечном льду! Однако из-за глобального потепления температура все время повышается, поэтому ожидается, что вскоре трасса серьезно разрушится и этот аэропорт Крайнего Севера придется закрывать.
Этот уникальный объект гидротехнического и транспортного строительства расположен на искусственно сооруженном острове в Осакском заливе. Место, выбранное для аэропорта Кансай, удалено от проживания людей, чтобы они не слышали рева самолетов.
Посреди залива насыпали остров 4 км длиной и 2,5 км шириной. Одно это уже представляет опасность для пилотов, приземляющихся и взлетающих с Кансая. Есть еще вероятность, что аэропорт в конечном итоге опустится в океан, поскольку из-за глобального потепления уровень моря повышается.
Международный аэропорт, носящий имя Криштиану Роналду, раньше был непростым испытанием для летчиков из-за коротких ВПП и сложного рельефа поверхности земли. Поскольку отмечался рост популярности Мадейры как туристического направления, полосу было решено расширить (в 1986 году) с 1600 до 1800 метров. В последующем взлетку расширили до 2777 метров.
Трудности для человека за штурвалом состоят в следующем: ему сначала приходится направить борт прямиком на скалу, но в последний момент он совершает мастерский маневр, направив машину на взлетную полосу. Есть еще особая погода на острове, превращающая любую посадку и взлет в спортивное шоу для экстремала.
Зажатое между Индией и Китаем Королевство Бутан имеет высокогорный аэропорт поблизости от города Паро. Он настолько непредсказуемый и опасный, что необходимую квалификацию и сертификаты для взлета и посадки со взлетной полосы получили в общей сложности меньше двадцати пилотов со всего мира!
Работа сложная, ведь он расположен на высоте 2244 км, а вокруг возвышаются пятитысячные вершины Тибета с его ледниками. ВПП аэропорта Паро – 2265 м, а здание украшено поистине королевскими произведениями искусства. Тем не менее пилотам приходится почти пикировать под углом 45 градусов перед приземлением, причем без радара аэропорта, который мог бы направлять пилота.
Антарктическая станция Мак-Мердо имеет аэропорт, доступный только людям, связанным с исследовательскими центрами или в них работающих. Широкой публике нельзя сойти с трапа самолета на Мак-Мердо, да и делать обычным туристам там нечего. Летать в заснеженной местности сложно из-за непредсказуемых сильных ветров, которые могут возникать из-за сурового климата Антарктиды.
Тропический Тиоман представляет собой вулканический остров в Малайзии с прекрасными пляжами. Однако полет в чудесное место может стать довольно необычным, а для новичка – весьма пугающим!
Летчики вынуждены выполнять странный маневр, чтобы надежно приземлиться. Сначала они летят прямо в лоб близлежащей горе, после чего делают быстрый разворот на 90 градусов. В этот момент перед глазами туристов наверняка быстро прокручивается вся их жизнь!
В Сан-Паулу чуть ли не в центре города расположен аэропорт Конгоньяс, который занимает второе место в Бразилии по загруженности. Сложности этого аэропорта заключаются в очень скользких поверхностях полос, причиной чего стал плохой дренаж.
Проблемы с безопасностью привели к немалому числу аварий. Однако сейчас ВПП перестраивается с учетом этого фактора. Сам аэропорт Конгоньяс – постоянный источник рева двигателей самолетов в непосредственной близости от жилых кварталов Сан-Паулу.
Новозеландский Международный аэропорт Веллингтон раньше назывался Ронготаи. Относится к наиболее крупным коммерческим хабам столицы Новой Зеландии. Несмотря на центральное положение и важное значение, ВПП недостаточно длинная – всего 1814 м, а ее начало и окончание граничат с водоемами!
Самый загруженный, но имеющий самую маленькую площадь Международный аэропорт Сан-Диего разместился вблизи центрального делового района города. Поэтому когда лайнер идет на посадку, может возникать довольно некомфортное ощущение, что воздушное судно сейчас приземлится прямо на высотки Сан-Диего. К тому же там иногда бывают сильные ветры, которые могут затруднить путешествие.
Опасным аэропорт может быть из-за влияния погоды и других факторов окружающей среды, но у Международного аэропорта Дамаска есть еще одна причина его опасного статуса. Он может стать целью террористических атак, учитывая политические потрясения в Сирии и постоянно идущие гражданские войны.
Из-за израильской бомбардировки в 2022 году значительно пострадала основная ВПП, после чего этот аэропорт Дамаска был закрыт на ремонт. Пострадал от этой атаки и второй терминал, но там недавно провели капитальный ремонт.
Аэропорт в Скалистых горах (2384 м над уровнем моря), расположенный в покрытом снегом регионе, известном своими горнолыжными курортами мирового класса и величественной красотой, имеет определенные трудности для обслуживания самолетов. Полет может быть опасным из-за больших высот и быстрой смены ветра. Авариям могут способствовать заснеженность и яркие солнечные блики, ослепляющие пилотов.
Главный аэропорт Огайо Кливленд имени Хопкинса имеет развитую инфраструктуру и три посадочные полосы. У него нет особых проблем с рельефом местности, и он не страдает от опасных погодных условий. Но все же эту воздушную гавань можно отнести к опасным из-за того, что она имеет свою историю проблем для авиапутешественника.
В нее входят крупный штраф за 2015 год за игнорирование протоколов безопасности во время снежной погоды, другие штрафы за опасные условия на взлетной полосе. В портфеле происшествий аэропорта можно обнаружить даже захват самолета террористом и перестрелку со службой охраны.