Нужны ли права для управления электросамокатом, зависит от мощности мотора и скорости транспортного средства

Нюансы управления электросамокатом в России

Нужны ли права для управления электросамокатом, зависит от мощности мотора и скорости транспортного средства Пешеходы все чаще встречаются с таким явлением современности, как электросамокат. Вы также наверняка видели этих резвых парней в шлемах и защите, гоняющих на скоростях по тротуарам и велодорожкам. Иногда диву даешься, насколько безрассудными бывают эти «байкеры». Порой они устраивают настоящий слалом, в котором роль ограничительных флажков исполняют люди.

 

И не дай Бог, влетит такой любитель скоростного экстрима в человека – травм пешеходу вряд ли получится избежать. Да что там травм – погибнуть можно! Особенно если случайной жертвой станет пожилой человек или ребенок.

 

 

Порой не щадят горе-самокатчики и себя. Доводилось лично видеть, как граждане разных возрастов лихо выруливали на проезжую часть, протискиваясь сквозь плотный автомобильный поток словно раскаленный нож в масло. Это не менее рискованное занятие (теперь уже для самих ездоков-самокатчиков), ведь небольшие по диаметру колеса крайне не любят любые изъяны асфальтового покрытия. Те ямы и неровности дороги, которые не являются проблемой для мотоциклов и уж тем более для автомобилей, могут стать последним препятствием для самокатеров. И это не преувеличение. При падении человек запросто может угодить под колеса, и здесь уж хлипкая защитка не поможет ему пережить встречи с суровой реальностью, а если учесть, что многие «водители» самокатов вовсе пренебрегают индивидуальной защитой, плачевный исход в некоторых случаях может быть неизбежным.

Нужны ли права для управления электросамокатом, зависит от мощности мотора и скорости транспортного средства Зачем мы с ходу рисуем картину такими черными красками? Неужели все так плохо? Возможно, кто-то посчитает, что эту статью составляет какой-то самокатоненавистник, буквально пещерный человек, боящийся прогресса и новых решений в технологиях.  Нет, мы не такие. Мы принимаем эту данность и хотим, чтобы она развивалась. Просто хотим предостеречь многие тысячи будущих владельцев такого рода девайсов от необдуманных поступков и неверных с юридической точки зрения решений, которые в итоге могут выйти боком в ходе эксплуатации средства передвижения повышенной опасности по незнанию.

 

Как говорится, лучше быть вооруженным знаниями и осторожным, чем «летать» без оглядки и нарваться на неприятности. Для начала рассмотрим технические нюансы двухколесного электрочуда.

 

Что такое электросамокат?

Нужны ли права для управления электросамокатом, зависит от мощности мотора и скорости транспортного средства Сегодня на рынке представлено огромное множество вариаций электросамокатов, или, как их еще называют, электроскутеров. Со стойкой на ногах и в варианте с сиденьем, для дорог и для внедорожья (модели этой группы отличаются большими дутыми колесами со «злым» протектором), разборные и складные, мощные и не очень, дорогие и дешевые.

 

А еще можно подобрать кастомные модели, которые будут отличаться уникальным дизайном и яркими цветами.

 

Но что именно представляет из себя электросамокат? Давайте рассмотрим один из самых навороченных вариантов на рынке – модель за 89 тыс. рублей! Хотя бюджетные варианты можно приобрести куда дешевле – начальная стоимость самого простенького «китайца» обойдется в 2.5-3 тыс. рублей. Интересно, за эти деньги он вообще из магазина до дома сможет доковылять своим ходом?

 

Итак, вот какими характеристиками обладает навороченный самокат с электрическим двигателем:

 

Нужны ли права для управления электросамокатом, зависит от мощности мотора и скорости транспортного средства Из всех вышеописанных прекрасных техданных вроде максимальной нагрузки в полтора центнера, литий-ионного аккумулятора с запасом хода в 80 км при благоприятных условиях, а также присутствия амортизаторов и дисковых тормозов для нас особо важна в данном случае скорость – 55 км/ч. Это ж практически мотоцикл! При этом, обратите внимание, седла у электродевайса нет, поэтому «из коробки» производитель лишает ездока возможности управлять средством передвижения всем телом, включая в действие колени и таз (ими обычные водители двухколесных ТС отлично дополняют рулежку наклоном верхней части корпуса). А значит, управляемость и маневренность на высоких скоростях у данной категории аппаратов будет менее вразумительной, а шанс избежать столкновения при внезапной опасной ситуации ниже.

 

Обычно в заднем колесе расположен электрический двигатель, узел в сборе называется «мотор-колесо». Впрочем, есть и переднеприводные модели, а также полноприводные вариации. Вся конструкция, разумеется, спрятана в водонепроницаемый герметичный короб, в некоторых случаях со степенью защиты от воды на уровне IP56, пылезащищенные, с полной защитой от водяных струй со всех сторон узла. Впрочем, это касается всей электрики устройства.

 

Аккумуляторные батареи спрятаны в пол-платформу для снижения центра масс. Ручка газа может как располагаться на своем привычном месте, так и отсутствовать вовсе. За необходимостью поддать тяги в последнем случае будет следить умная электроника.

 

Этот краткий ликбез повествует вам о том, что не все самокаты на электротяге имеют абсолютно схожие органы управления, а значит, они будут отличаться по нюансам управляемости и скорости движения. Учитывайте такую данность!

 

А мы идем дальше и начнем рассматривать подводные камни юридических аспектов управления самокатами с моторчиками.

 

В каких случаях водитель электросамоката пешеход, а в каких – водитель транспортного средства

Нужны ли права для управления электросамокатом, зависит от мощности мотора и скорости транспортного средства Все, к чему мы подводили ранее, – это то, что при управлении подобными средствами передвижения необходимо учитывать их технические особенности и нюансы, поскольку двухколесный транспорт данной категории дело не шуточное! Он одновременно может быть как детской игрушкой, так и полноценным средством передвижения со всеми вытекающими правовыми последствиями.

 

Например, вот один из вопросов использования подобной техники на дорогах, который введет многих пользователей в ступор: Нужны ли права на электросамокат?

 

На самом деле ответ двояк: и да, и нет. Все зависит от мощности моторчика и от максимальной скорости электросамоката.

 

Обратимся за разъяснениями к «Общим положениям» Правил дорожного движения в редакции Постановления Правительства РФ от 22.03.2014 N 221. Так, согласно главному документу для всех участников дорожного движения «Велосипедом» является

 

транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение, как правило, мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

 

Таким образом, любой владелец самоката, мощность которого не превышает 0.25 кВт или 250 Ватт,  согласно Правилам, является пешеходом, и права на этот вид транспорта ему не нужны.

 

Но продолжаем читать ПДД дальше (глава и редакция аналогичны):

 

«Мопед» – двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.

 

Важные аспекты для «самокатовладельцев» выделены красным. То есть если взять самокат, технические характеристики которого мы рассмотрели в примере ранее (напомним, мощность его электродвигателя составляет 2000 Ватт), то его можно, вернее нужно, признать мопедом по закону. А это означает, что для управления таким устройством (уже транспортным средством в РФ с точки зрения законодательства) вам потребуются права категории «M».

 

Внимательные читатели, скорее всего, приметили еще один нюанс: максимальную скорость этого заряженного ТС – 55 км/ч. В ПДД мопедом считается ТС, конструктивная скорость которого НЕ превышает 50 км/ч. А это прямой путь к мотоциклетным правам, ведь согласно законодательству мотоцикл – это двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость которого (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.

 

Напомним, что пешеходом в соответствии с ПДД является лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.03.2014 № 221, от 24.11.2018 № 1414).

 

С какими самокатами лица являются именно пешеходами, мы выяснили ранее.

 

То есть мало того, что не каждый водитель электросамоката может быть признан по закону водителем двухколесного моторизированного транспорта, так еще и категории прав для управления ими могут значительно отличаться со всеми вытекающими последствиями вроде штрафа за вождение без открытой категории водительских прав:

 

Какая ответственность у водителя электросамоката за нарушение ПДД (есть ответственность как водителя, так и пешехода)

Нужны ли права для управления электросамокатом, зависит от мощности мотора и скорости транспортного средства Статья 12.7. Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством

 

1. Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), влечет наложение административного штрафа в размере от 5 до 15 тысяч рублей.

 

При этом нарушитель отстраняется от управления транспортным средством по статье 27.12 КоАП, его транспортное средство задерживается и помещается на штрафстоянку (статья 27.13 КоАП).

 

Ответственность в качестве пешеходов

Нужны ли права для управления электросамокатом, зависит от мощности мотора и скорости транспортного средства Если нарушитель-«самокатчик» приравнивается по закону к пешеходу, то в этом случае его ответственность за нарушения ПДД, относящиеся к транспортным средствам, не распространяются на него.

 

Соответственно, будут применяться две предусмотренные для нарушителей статьи КоАП двенадцатой главы – 12.29 и 12.30.

 

Статья 12.29. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения (части 2, 3)

 

2. Нарушение Правил дорожного движения лицом, управляющим велосипедом, либо возчиком или другим лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения (за исключением лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, а также водителя транспортного средства), влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей.

 

3. Нарушение Правил дорожного движения лицами, указанными в части 2 настоящей статьи, совершенное в состоянии опьянения, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

 

Соответственно, если нарушитель был не пьян, он, скорее всего, отделается 800 рублями штрафа при большинстве нарушений Правил в том случае, если ущерб оказался минимальным или его не было вовсе.

 

Вторая статья КоАП предполагает наличие ущерба различной степени тяжести:

 

КоАП РФ Статья 12.30. Нарушение «Правил» дорожного движения пешеходом или иным участником дорожного движения, повлекшее создание помех в движении транспортных средств либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего

 

1. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее создание помех в движении транспортных средств, влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

 

2. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

 

 

Пример ДТП с велосипедом как приравненным к пешеходу участником движения: «Могут ли лишить прав за ДТП на велосипеде?»

 

Где можно ездить на электросамокате / где нельзя

Нужны ли права для управления электросамокатом, зависит от мощности мотора и скорости транспортного средства Также не многие знают, что на электросамокате не всегда можно выезжать на тротуар или, наоборот, двигаться по проезжей части. Здесь все будет зависеть от той же мощности электрического силового агрегата той или иной модели.

 

Если мощность не превышает 250 Вт, а скорость – 25 км/ч, в таком случае на нем ездить можно только по тротуарам.

 

Если самокат по своим техническим характеристикам приравнен к мопеду и владелец обязан получить права, то на тротуар ему путь закрыт, как и на велодорожки и пешеходные зоны.

 

Можно ли ездить на электросамокате по проезжей части

Нужны ли права для управления электросамокатом, зависит от мощности мотора и скорости транспортного средстваСоответственно, с точки зрения законодательства (которое, впрочем, не прописывает напрямую тонкостей взаимодействия самокатчиков как отдельной категории водителей с другими участниками движения) водители электросамокатов имеют право выезжать на проезжую часть в качестве велосипедистов, если самокат маломощный (подчеркнем – имеют право, но не обязаны):

 

Раздел 24 ПДД, часть 24.2

По правому краю проезжей части;

По обочине.

 

Либо если самокат приравнивается к мопедам:

 

24.7. Водители мопедов должны двигаться по правому краю проезжей части в один ряд либо по полосе для велосипедистов. Допускается движение водителей мопедов по обочине, если это не создает помех пешеходам.

 

Поэтому здесь в соответствии с категоризацией законодательства можно дать утвердительный ответ: на самокате с мотором можно ездить по дороге, но только с правого края проезжей части. Правда, пока не прописаны нюансы в законодательстве непосредственно к этому типу ТС, обязывать выезжать на дорогу также никто никого не может – правовой казус!

 

Дополнительно напомним читателям, что велосипедистам и водителям мопедов делать запрещается:

 

управлять велосипедом, мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;

перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;

перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;

перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;

поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении (кроме случаев, когда из правой полосы разрешен поворот налево, и за исключением дорог, находящихся в велосипедных зонах);

двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов);

пересекать дорогу по пешеходным переходам.

 

Отметим еще раз, что ПДД не указывают на обязанность даже владельцев мощных электроскутеров двигаться по проезжей части. Поэтому мы бы не рекомендовали ввиду объективных технических причин (вроде маленьких колес и менее вменяемой управляемости) выезжать на автомобильные дороги. Это опасное занятие, которым вы можете подвергнуть опасности не только себя, но и других участников движения.

 

Нужно ли покупать полис ОСАГО на электросамокат

Вкратце – нет. Подробнее:

 

Правила государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД РФ:

 

1. Настоящие Правила устанавливают порядок регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, а также максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, а также транспортных средств, зарегистрированных в других государствах и временно ввезенных на территорию Российской Федерации на срок более 6 месяцев.

 

Поскольку регистрация на мопеды с двигателем до 50 см3 в соответствии с законом не требуется, ОСАГО на эти и приравненные к ним транспортные средства также не требуется.

 

Что делать, если водитель автомобиля попал в ДТП с водителем самоката?

Электросамокаты, как мы уже выяснили, могут в ряде случаев приравниваться к мопедам. При этом они будут являться участниками дорожного движения, что регламентируется разделом 24 ПДД.

 

Без полиса ОСАГО простых выплат автомобилистам ждать не придется. Впрочем, почву для этого после ДТП все же нужно подготовить. Как действовать?

 

1. Вызвать ГИБДД.

 

2. Картина происшествия должна быть ясна. Не трогаем ТС. Фиксируем положение на камеру мобильного телефона. Это особенно желательно сделать, если самокатчик намерен быстренько ретироваться. Не помешают и свидетели, а также запись с видеорегистратора.

 

3. Оформляем ДТП с сотрудниками инспекции. При этом важно оформиться, соблюдая все детали, особенно если пострадал владелец самоката. В последнем случае обязательно и в первую очередь вызываем Скорую помощь.

 

Помните, что согласно ПДД (пункт Правил 1.3.) «Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами». То есть независимо от того, достигло данное лицо совершеннолетия или нет, зарегистрировано транспортное средство или нет, оно подлежит привлечению к ответственности – к административной, имущественной, вплоть до уголовной.

 

Как взыскать с водителя электросамоката, не являющегося транспортным средством, ущерб за поврежденный автомобиль?

Нужны ли права для управления электросамокатом, зависит от мощности мотора и скорости транспортного средства Когда вина в ДТП возлагается на водителя самоката, велосипеда, возмещение ущерба происходит по нормам гражданского законодательства, так как наличие страхового полиса у данной категории участников дорожного движения не предусмотрено.

 

 

С наличием полиса КАСКО у автомобилиста все понятно, но если у вас нет этого полиса, то придется идти в суд и взыскивать причиненный ущерб либо с родителей – если лицо, управляющее скутером не достигло 14 лет (ст. 1073 ГК РФ), либо с виновника ДТП – если лицо, совершившее ДТП, от 14 до 18 лет (ст. 1074 ГК РФ) или если лицо совершеннолетнее.

 

Компенсация ущерба осуществляется добровольно либо в судебном порядке. Если установлена вина обеих сторон, то судом определяется размер ответственности на основе степени вины каждого участника.

Оцените новость:
22.07.19 (09:58)
8 444
Источник — © 1gai.ru
Автор — Eric
Переболели ли вы коронавирусом (или кто-то из ваших родных/знакомых)?

Новостная рассылка


Рассылка анонсов статей производится каждый понедельник