Как меняется мозг человека после 10, 20, 30 и более 40 лет и почему.
Устройство мозга довольно сложное. По сей день ученые проводят активные исследования и совершают новые открытия в этой области. Можно точно спрогнозировать физическое развитие человека, его рост, вес, показатели здоровья, а вот с головным мозгом вопросов пока гораздо больше, чем ответов. Самый главный из них – действительно ли детский мозг активнее, и можно ли заставить мозг пожилого человека работать так же, как подростковый?
1Gai.Ru попытался разобраться, о чем говорят результаты научных исследований о возрастных изменениях в головном мозге человека.
Особенности исследования
Международная группа ученых отобрала множество испытуемых в возрасте от 16 недель до 100 лет, чтобы тщательно отследить все процессы, протекающие в мозге, а также понять, как же он меняется за годы жизни. И уже есть определенные выводы:
- Толщина коры головного мозга достигает пика на втором году жизни. Именно в этот период у ребенка развивается сознание, речь, восприятие и когнитивные способности.
- Серое вещество достигает своего максимального объема к семи годам.
- Белое вещество (нейроны) увеличивается к 30 годам, после чего выявляется тенденция снижения объема вещества.
- Желудочки, заполненные жидкостью полостей головного мозга, увеличиваются на более поздних этапах. Это можно объяснить наличием множества нейродегенеративных заболеваний.
Проводимые исследования направлены на отслеживание общих тенденций старения головного мозга, которые применимы к большинству людей. По их результатам нельзя судить о конкретных случаях.
Первые результаты
1Gai.Ru / nature.com
Да, головной мозг активно видоизменяется в процессе жизнедеятельности. Объем каждого вещества к определенному моменту достигает своего пика, после чего начинает постепенно утрачиваться. И уже можно сказать, как это отражается на жизни человека.
Например, белое вещество связано с эффективным принятием решений. Кора головного мозга – это когнитивные навыки и особенности восприятия, которые в возрасте страдают в первую очередь.
И хотя мозг в значительной степени уже сформирован после рождения человека, разные его части по-разному взаимодействуют друг с другом в течение всей жизни. Предсказать точные изменения пока не удается, но в ходе исследований были сделаны определенные выводы.
Младенчество
Детский мозг можно сравнить с губкой, которая активно впитывает в себя информацию об окружающей среде. В первые годы жизни ребенка можно легко обучить любому языку, но с возрастом это становится сложнее из-за уже приобретенных установок и знаний.
Сходство с впитывающей губкой можно объяснить наличием огромного количества синапсов или нейронных связей, которые активно формируются в течение первых лет жизни.
Кроме того, происходит большое количество важных клеточных и генетических процессов.
В то время как большинство нейронов уже сформированы сразу после рождения, глия (совокупность вспомогательных клеток нервной ткани), в свою очередь, начинает стремительно развиваться в первые годы жизни. Глиальные связи способствуют формированию синапсов, обеспечивают мозг питательными веществами и уничтожают различные патогены.
На протяжении всей жизни глия и нейроны накапливают мутации, но те, которые случаются в раннем возрасте, позволяют судить о риске развития различных заболеваний и патологий.
Раннее детство: 2–10 лет
В это время мозг работает в режиме обучения. Он активно образует и закрепляет новые связи, параллельно сокращая ненужные. Активно развиваются связи торможения, которые помогают мозгу в расстановке приоритетов. Они буквально являются тормозами для обработки информации.
Утрачивается примерно половина синапсов, сформированных в первые два года жизни для того, чтобы закрепить новые жизненно важные навыки. Этот процесс еще называют синаптическим прунингом (сокращением). Во время этого процесса также запускается миелинизация – обрастание и изоляция нейронных связей жировым белком.
Дети активно учатся новой информации, обработке новых эмоций и навыкам взаимодействия с социумом, происходит развитие коммуникации. В этот момент мозг особо чувствителен к взаимодействию с опекунами и другими людьми из окружения ребенка. Поэтому полученные в детстве стрессы и травмы могут сильно повлиять на деятельность головного мозга на всю жизнь.
Подростковый возраст: 10–19 лет
В этом возрасте происходят активные изменения в сетях мозга, которые участвуют в обучении обработке эмоций, мотивации и получению жизненного опыта. Ведь именно в этом возрасте подростки начинают ориентироваться не только на семью, но и на другие примеры, находящиеся за пределами дома.
В подростковом возрасте ребенок учится самозащите, изучает особенности общества и готовится к самостоятельности. Повышенная чувствительность к окружающей среде также способствует активному сокращению синапсов и миелинизации. Особенно в области мотивации и эмоций. Поэтому подростки так тянутся к новым впечатлениям.
Молодость: 20–39 лет
К этому моменту принято считать мозг полностью созревшим, ведь все процессы уже достигли своего пика. Но изменения все же происходят, и развитие мозга на этом не останавливается.
Система просто начинает работать по-другому. Например, синапсы не растут, как в раннем детстве. Они начинают перераспределяться, но еще не ослабевают. Мозг теперь направлен на стратегию и долгосрочное планирование.
Средний возраст: от 40 лет
Да, взрослые в этом возрасте легко могут забыть чье-то имя, потерять ключи и т. д. Но это совсем не говорит о том, что мозг начинает деградировать.
В ходе исследований подтвердилось, что у взрослого имеются «молчаливые синапсы» – связи, которые неактивны до тех пор, пока человек не начнет формировать новые воспоминания. Долгое время эти синапсы ассоциировались с ранним развитием, но теперь удалось подтвердить то, что они присутствуют и в мозге взрослого человека.
Это натолкнуло ученых на выводы о том, что головной мозг претерпевает динамические изменения на протяжении всей жизни, что меняет устоявшиеся взгляды на старение мозга.
Зрелость: 40–65 лет
В 40 лет и старше жизненные приоритеты смещаются в сторону карьеры, семьи, заботы, воспитания детей. Но из-за того, что индивидуальный опыт в этом возрасте у каждого свой, установить какие-то точные выводы довольно сложно.
Такие события, как активная общественная жизнь, ее образ, наличие стресса или токсинов могут резко повлиять на процессы, протекающие внутри мозга. Например, у человека 50-ти лет, который проявляет активную общительность, занимается спортом и постоянно чему-то обучается, мозг будет более «молодой», чем у человека того же возраста, но ведущего более изолированный и оседлый образ жизни.
Исследования подтверждают факт того, что использование головоломок, разгадывание кроссвордов, видеоигры и решение задач для тренировки памяти помогают улучшить когнитивные функции. Но механизмы, лежащие в основе этих процессов, до сих пор неизвестны.
Пожилой возраст: от 65 лет
Под конец жизни мозг уменьшается в размерах и может начать дегенерировать. Тем не менее пожилые люди отличаются своей мудростью, основанной на жизненном опыте. Некоторые ученые предполагают, что в основе различных компонентов мудрости могут лежать нейронные связи, отвечающие за обработку эмоций и принятие решений. Но точных выводов пока нет.
Обложка: 1Gai.Ru / shutterstock.com / shutterstock.com
Источник статьи: How does the brain age across the lifespan? New studies offer clues