Что нужно знать, прежде чем использовать автомобильные шины на мотоцикле
Американский дарксайдер – о преимуществах установки на мотоцикл автомобильного протектора
В мире байкеров есть группа, которую иногда называют даже чуть ли не «сектой» за их упорное следование нестандартному подходу к «обувке» своего мотоцикла. Они именуют себя «дарксайдерами» (Darkside) и отличаются от других тем, что используют автомобильные шины на заднем колесе своего мотодевайса.
Дарксайд – устойчивый тренд, особенно в Соединенных Штатах. О нем известно среди отечественных байкеров, и, надо сказать, отношение к нему далеко неоднозначное, чтобы не сказать – диаметрально противоположное. О чем, кстати, можно с легкостью найти материалы в Сети, например: www.drive2.ru или посмотреть вижео-эксперименты наших соотечественников:
Добавим, что в байкерском сообществе, в том числе и в России относятся к дарксайдерам как к «плоскоземельцам», то есть людям, убежденным, что Земля плоская. Недавно мы писали на эту тему и убедились, насколько туго приходится тем, кто исповедует нетрадиционные научные взгляды.
Однако не стоит преувеличивать и сравнивать. К тому же мы не собираемся вставать на чью-то сторону, а предложим лишь короткие выдержки из видео, на котором дарксайдер-ютубер с ником FortNine объясняет и доказывает преимущества езды на автомобильной покрышке. А кроме того, показывает, как менять моторезину на автомобильную самыми простыми инструментами.
Очевидная разница между мото- и автопокрышкой заключается в том, что они отличаются профилем. Автомобильная покрышка шире и площе, а мотоциклетная имеет U-образную форму. Это, естественно, происходит оттого, что байк, особенно при езде по треку, наклоняется при прохождении на бόльший угол, потому покрышка должна держать равномерный и стабильный контакт с дорожным покрытием.
В чем преимущество автопокрышки при установке на байк? Прежде всего дарксайдеры предпочитают ставить их на длиннобазные туристические модели типа Honda Gold Wing или Triumph Rocket III.
Во-первых, грузоподъемность. Автомобильные шины рассчитаны на гораздо больший вес. Мотошина, которую FortNine демонстрирует в качестве примера, имеет грузоподъемность 325 кг, а автомобильная – вдвое больше: 650 кг. Возможно, это не так существенно, если вы владелец юркого городского минибайка типа Honda Grom. Но если вы оседлали большой и солидный BMW K1600GTL, да еще с пассажиром и грузом, вы начинаете думать о таких вещах.
Другой и неоспоримый плюс – это устойчивость. За счет плоского широкого профиля байк идет по шоссе или автобану ровно и надежно настолько, что его трудно вывести из такого «равновесия»: требуется более чем обычное усилие. Что, вероятно, и подкупает заокеанских дарксайдеров, которые любят покататься по бесконечным дорогам Америки.
Третье: долговечность автомобильных покрышек, их износоустойчивость с учетом температурных, механических и прочих воздействий. Наконец, они значительно дешевле мотоциклетных, что с учетом срока их службы делает установку автошин весьма выгодным предприятием.
Не обходится и без минусов. Прежде всего – проход поворотов. За счет плоского профиля в начале поворота, когда угол наклона небольшой, колесо приподнимает край шины, и пятно контакта смещается к противоположному краю.
Возникает опрокидывающий момент, связанный с тем, что центр тяжести байка находится дальше от центра поворота, чем центр пятна контакта, и который стремится вернуть мотоцикл в вертикальное положение. Однако после преодоления критически малого угла наклона проход поворота идет штатно. Главное – приспособиться: мотоцикл неохотно входит в поворот, но дальше пишет его дугу ровно, как полагается.
Еще один «нюанс» – это вопрос управляемости. Байк, обутый по-автомобильному, немного теряет в точности вождения. Для тех, кто привык к миллиметровым притиркам при проезде мимо автомобилей, стоящих в пробках, замена мотоциклетной покрышки на автомобильную может оказаться значительной, почти критической.
И все же, судя по видеоотчету от дарксайдера FortNine, плюсов больше.
Несколько попутных замечаний, которые удалось суммировать, изучив впечатления отечественных тест-байкеров, посчитавших дарксайд делом, себя оправдывающим.
Давление в шинах. Эксперты советуют ставить автомобильное, а не мотоциклетное давление. Иначе байк плохо поворачивает – на нем, к примеру, неудобно переезжать через разметку.
Езда на треке. С точки зрения геометрии шины поведение байка остается без изменений. Немного больше усилия приходится прикладывать при перехватках, при выводе машины из наклона и переводе ее в прямолинейное движение.
Тем, кто любит подруливать задним тормозом на длиннобазных байках, необходимо иметь в виду, что на наклоненном байке при прохождении поворота более резкое торможение провоцирует увод заднего баллона, он сильнее складывается. То есть с помощью такого приема можно рулить более агрессивно.
Скольжение по воде (аквапланинг). Пятно контакта у автомобильного колеса сформировано так, что у него гораздо шансов развить аквапланирование. С другой стороны, автопокрышки имеют более развитые водоотводящие канавки, и могут быть проблемы при проезде по сверхглубокой воде.
А при легком дождичке ехать на автомобильной покрышке кажется даже более предпочтительно, чем на традиционной мотоциклетной, именно за счет пятна контакта и рельефа протектора.
А как вам кажется, дорогие читатели, есть ли в дарксайде здравое и «светлое» зерно, и что вы думаете по этому поводу, основываясь на своем опыте?