Данный старый российский аэродромный автомобиль, вероятно, был самым большим седаном в мире
Самый большой седан в мире: МАЗ-541.
В середине 1950-х годов самолеты превратились в крупные авиалайнеры, и всем аэропортам в мире пришлось подыскивать более мощные транспортные средства для их буксировки. В нашей стране также озаботились этой проблемой. Сначала на российских аэродромах стали применять грузовые военные тягачи МАЗ-535, которые служили для транспортировки ракет, военной техники и т. д. Ранее, до военных тягачей, службы аэропортов в России использовали обычные грузовые гражданские грузовики.
Большие же габариты грузовика МАЗ-535 с четырьмя осями ухудшали маневренность автомобиля при буксировке габаритных самолетов, из-за чего процесс транспортировки авиалайнеров был долгим и проблемным. В итоге было принято решение разработать новый, менее габаритный буксировочный автомобиль для аэродрома, оснастив его двигателем от танка. Так на свет появился МАЗ-541, который, вероятно, до сих пор является самым большим седаном в мире. Разработка этой машины началась в 1956 году.
Изначально Министерство авиации СССР заказало на Минском автомобильном заводе 13 автомобилей. Но фактически было выпущено всего 3 опытных экземпляра МАЗ-541, которые работали на аэродроме до 1970-х годов. В последующем в связи с увеличением габаритов и веса новых самолетов требования к буксировочному аэродромному транспорту ужесточились, и МАЗ-541 перестал удовлетворять своими техническими характеристиками. В итоге проект был свернут.
Да, конечно, это был не обычный седан в привычном нам понимании. Но тем не менее по форме его кузова сразу прослеживается узнаваемый во всем мире дизайн седана. Но для чего аэродромному тягачу такая форма кузова, которая, как правило, используется только в легковых автомобилях? Ведь все равно же аэродромный тягач – это 100% грузовик? Все дело в необходимости подобной формы кузова. Такая форма кузова позволяла прикрепить буксировочные штанги гораздо ближе к самому самолету, что давало тягачу больше маневренности.
В том числе форма кузова грузовика, напоминающего легковой седан, была необходима водителю для обзорности при движении задним ходом. Для того чтобы процесс подъезда к самолету был максимально комфортен и безопасен, МАЗ-541 оснастили двумя водительскими креслами (стояли в салоне по диагонали: одно было повернуто вперед, другое назад) и парными органами управления.
То есть при движении задним ходом водитель тягача просто пересаживался на другое сиденье, повернутое назад, и подъезжал к самолету настолько близко, насколько это было возможно. Очень может быть, что к транспортировке самолета аэропорты, где работали эти удивительные грузовые седаны, привлекали двух водителей. В таком случае процесс транспортировки авиалайнеров был максимально быстрым.
В каких аэропортах использовался МАЗ-541?
По некоторым данным, один автомобиль-тягач использовался в Московском аэропорту Шереметьево. Но также есть информация, что одна машина работала и в аэропорту Санкт-Петербурга.
Судя по всему, эти аэропорты выбраны были не случайно. Таким образом наши власти, скорее всего, хотели сделать рекламу удивительных грузовых седанов на весь мир. Сами понимаете, международные аэропорты позволяли быстро разнести по миру весь о том, что Россия создала удивительный автомобиль-тягач, который помимо своих уникальных характеристик имел необычный красивый дизайн.
И действительно, дизайн МАЗа-541 был необычен. Несмотря на то что по техническим характеристикам это все-таки был грузовик, машина тем не менее получила стильную решетку радиатора, хромированные детали отделки кузова и многие другие элементы роскоши. Удивительно, но многие легковые дорогие автомобили советской эпохи не получали столько внимания дизайнеров, как МАЗ-541.
МАЗ-541 оснащался V-образным 12-цилиндровым дизельным двигателем с жидкостным охлаждением мощностью 500 л. с., который работал в паре с 5-ступенчатой механической коробкой передач (3 передачи вперед и 2 назад). Этот мотор использовался в российских танках КВ-2 в начале Великой Отечественной войны. Позднее этот мотор модернизировали, доведя его мощность до 600 л. с. Также этот силовой агрегат стали использовать на российских танках Т-34. Благодаря этому мотору МАЗ-541 мог буксировать до 85 000 килограммов прицепного груза. Хотя, например, согласно информации с сайта Autoforum.cz, МАЗ-541 мог перевозить груз весом до 100 000 килограммов.
Единственным минусом этого мощного мотора была его ужасная экономичность. В итоге расход топлива МАЗа-541 составлял 120-130 литров на 100 километров, что примерно 40-45 литров за час работы. Вероятнее всего, это был один из самых прожорливых грузовиков в мире в те годы.
Помимо этого самолетный тягач Минского автозавода оснащался системой полного привода с возможностью отключения передней оси. Грузовой седан оснащался разноразмерными колесами. Так, передняя ось оснащалась колесами от грузовой машины ЯАЗ-214. На заднюю ось разработчики поместили колеса от карьерного грузовика МАЗ-525. Благодаря таким колесам МАЗ-541 получил эффективное сцепление с дорожной поверхностью аэродрома.
Кузов МАЗа-541 имел длину почти 7,8 метра (7797 мм), 3,4 метра в ширину (3400 мм) и 2,8 метра в высоту (2802 мм). Аэродромный тягач весил более 30 тонн.
Кстати, этот тягач в кузове седан часто рекламировался рядом с еще одним удивительным транспортным средством. Речь идет о российском Конкорде – сверхзвуковом самолете Ту-144.
К сожалению, как мы уже сказали, из-за того, что самолеты постоянно росли в размерах, увеличивая свой вес, МАЗ-541 перестал отвечать требованиям к тягачу на аэродромах. В итоге производство этого автомобиля свернули.
Несмотря на то что МАЗ-541 вышел в ограниченном тираже и перестал выпускаться в нашей стране, он надолго вписал себя в историю развития российской автопромышленности. Ведь это была наша отечественная разработка с нуля, не имеющая аналогов в мире. Поэтому зря говорят, что во времена СССР в нашей стране вся автотехника представляла собой копии зарубежных автомобилей. Это не так.
На самом деле в нашей стране было разработано множество уникальных автомобильных технологий и потрясающих транспортных средств, многие из которых действительно не имели аналогов во всем мире. Правда, многие проекты так и не реализовались. В большинстве случаев виновата плановая экономика нашей страны в те годы, когда экономили на всем, на чем только можно. И как всегда, на стоящие проекты просто не хватило финансирования.
МАЗ-541 является примером уникального советского автодизайна. Ведь, с одной стороны, этот тягач некрасив и скучен. А с другой стороны, это мощный уникальный грузовик, который вы не встретите нигде в мире. К сожалению, ни один из экземпляров не сохранился до наших дней. Поэтому смотреть на этот автомобиль мы можем только на экранах своих компьютеров и телефонов.
Также многие мировые эксперты называют этот автомобиль самым странным в мире.