Может ли одна страна купить другую страну, и кто так уже делал?

Купить страну целиком и по частям: возможно ли это в наши дни?

В августе 2019 года президент Дональд Трамп вызвал ажиотаж одним из своих высказываний, непонятно с какой целью произнесенных, то ли в шутку, то ли всерьез попросив своих помощников изучить возможность покупки Гренландии у Дании .

Как сообщали тогда Fox News, Трамп объяснил, что «по сути, это крупная сделка с недвижимостью», и сказал, что такая продажа будет выгодна Дании, которая ежегодно предоставляет острову субсидии в размере сотен миллионов долларов. «Так что они несут большие потери от владения, а со стратегической точки зрения для Соединенных Штатов это было бы очень хорошо [приобретение]», — сказал Трамп.

Премьер-министр Дании Метте Фредериксен была очень удивлена такой «бизнес-сделкой века», но быстро отклонила ее, отметив, что Гренландия стала автономным регионом в составе Дании еще с 1970 года и имеет свой собственный отдельный парламент, премьер-министра и флаг, не является собственностью Дании, особенно для целей продажи. «Гренландия не продается», — пояснила она.

Некоторые утверждали, что интерес Трампа к покупке Гренландии не был таким уж странным. Тем более, США не привыкать заключать очень крупные сделки. С 1800-х до начала 1900-х годов США получили немалую часть своей территории не только завоевательной экспансией, но и подкупами, а также банальной покупкой.

США — главный скупщик территорий в мире

 фото: 1GAI.ru

Все мы знаем, что Штаты в 19-м веке купили у Российской империи часть ее территории — Аляску. Сделка состоялась 30 марта 1867 года. Земли, находившиеся на другом континенте, были впервые открыты европейцам русскими первопроходцами, участниками экспедиции Семена Дежнева, в 1648 году.

С первой половины 18-го века началось активное исследование территории, с продвижением вглубь материка. Михаил Гвоздев, Витус Беринг… В 1783 году Екатерина II утвердила Американскую Православную епархию. Но спустя 80 лет эту немалую часть земли держать у себя в закромах стало банально дорого, на что США выдвинули свое предложение.

Ранее Штаты провернули с французами так называемую луизианскую покупку, прирастив свои территории более чем в два раза. Теперь купленная территория разделена на штаты Айова, Арканзас, Луизиана, Миссури и Небраска, части штатов Вайоминг, Канзас, Колорадо, Миннесота, Монтана, Оклахома, Северная и Южная Дакота. Также в марте 1848 года были куплены южные штаты по договору Гваделупе-Идальго после американо-мексиканской войны, который историки по праву считают аннексионистским миром (американцы захватили половину Мексики), ну и далее по «мелочи».

В 1917 году США купили у той же Дании Виргинские острова, а в 1946 году администрация тогдашнего президента США Гарри Трумэна также тайно изучала возможность покупки Гренландии у Дании.

Тем не менее сделка, предложенная Трампом, пошла бы дальше любой из этих покупок, потому что он предложил купить остров, который во многих юридических отношениях теперь фактически является отдельной страной, да еще и внутри другой страны. Итак, возникает вопрос: может ли одна страна купить другую целую страну? Столь глобальную концепцию торговли интересно было бы представить.*

*При попытке ответа на поставленный вопрос мы не будем осознанно касаться политики, неприкрытой агрессии одной страны по отношению к другой, различных видов зависимости — экономической, военной и так далее. Лишь теория — возможно ли купить одну страну у другой?

А раньше такое бывало? Покупали ли целые страны?

фото: TOMML/GETTY IMAGES

Как мы выяснили, некоторые страны, а именно Франция для бывшей Английской колонии, продавали со всеми недрами, лесами и даже населением (представляем, как галлы были «рады» внезапно попасть под управление давних заклятых врагов — англосаксов) территории. Но были ли прецеденты с продажей целых стран?

Удивительно, но такие акты купли-продажи имели место быть и были достаточно распространены. В частности, происходили даже в 19 веке!

Как Бельгия создала новую африканскую страну и тут же ее купила

фото: pinterest.ru

Так, в 1880-х годах король Бельгии Леопольд II и синдикат инвесторов заключили сделки с сотнями африканских правителей и в итоге получили контроль над почти всем бассейном реки Конго. Группа латифундистов объединила земли и провозгласила ее новой независимой страной — Свободным государством Конго, сувереном которой стал Леопольд.

Новая страна (а точнее огромный трудовой лагерь, который всеми силами работал на благо Бельгии и самого короля) была признана другими европейскими колониальными державами на Берлинской конференции по Западной Африке 1884-1885 гг., что придало этой сделке тонкую оболочку легитимности.

Леопольд оказался жадным, ужасающе жестоким правителем-владельцем. Вот лишь один из примеров: многие конголезцы были вынуждены работать в рабских условиях на каучуковых плантациях, где надсмотрщики били местных жителей за любую провинность кнутами, а за отказ работать (отсутствие сил не было оправданием) граждан вновь образованного и приобретенного государства жестоко калечили и убивали.

фото: ru.wikipedia.org

В конце концов международный протест против зверств Леопольда, из-за которых население страны сократилось в кратчайшие сроки более чем наполовину, оказался настолько сильным, что король был вынужден отказаться от своей «личной страны». В этом ему, в том числе, помогли Владимир Ленин, Марк Твен и Артур Конан Дойл, нелицеприятно и колко отзывавшиеся о короле-дельце.

Король передал контроль на Конго правительству Бельгии в 1908 году в обмен на выплату в размере 50 миллионов бельгийских франков, а также единовременное пожертвование в 40 миллионов франков в свой фонд и получив еще 110 миллионов франков долговыми обязательствами от своей же страны.

По примерным подсчетам, это составило бы сегодня 63 миллиона долларов, плюс доход от страны… Король отлично нажился! Только прожил после сделки века недолго — год.

Подробнее: Бельгийский геноцид Конго

Как США купили Филиппины

фото: ebay.com

Несколько позже, но примерно в это же время за независимость начали бороться на Филиппинах. В 1896 году против испанцев, захвативших страну, началось восстание. Но победить одну из европейских держав с богатейшей историей колониализма филиппинцы не могли. Нужна была чья-то помощь, и этим благородным помощником стали США.

Американцы пообещали, что сразятся с испанцами (благо не впервой, вспоминаем Мексику) и даруют независимость стране (как сегодня любят говорить политики из Штатов — распространят демократию).

Война с Испанией благополучно началась, и за два месяца до ее окончания Филиппинская республика объявила о своей независимости. Вроде бы, пора кричать УРА! Но такой поспешный поступок крайне не понравился Штатам, и они не признали факта независимости.

А чтобы легитимизировать притязания на третье государство в глазах других стран-колониалисток, 10 декабря 1898 года взяли и купили Филиппины у Испании за 20 миллионов долларов. После чего быстренько расставили по островам свои базы. Достаточно было американцам застрелить одного филиппинца, как вспыхнула новая борьба островного государства в Юго-Восточной Азии за независимость.

На защиту чести и в назидание за вероломный выкуп родины встала половина населения, но что могли они сделать?

Правда, покупка страны обошлась США в огромную по тем временам сумму в 600 млн долларов, которые американцам пришлось потратить на подавление централизованных мятежей и полнокровной войны против оккупантов.

Независимость Филиппинам была окончательно предоставлена в 1946 году.

Подробнее: Филиппино-американская война

Современное международное право

Вот такие интересные исторические факты. Как видим, в покупке территорий и даже стран США — впереди планеты всей, и нет ничего удивительного, что такой эксцентричный президент-делец, как Трамп, хочет вновь что-то купить.

Но покупка целой страны была бы сегодня более сложным делом, впрочем, как и покупка крупного земельного участка, как это было с территорией Луизианы или Аляской.

«Раньше такие вещи были довольно распространенными, и традиционные нормы международного права сделали это довольно простой сделкой — по сути, участвующие страны должны были просто согласовать цену», — объясняет профессор юридической школы Дьюка Джозеф Блохер.

И действительно, свою страну в XIV веке продал суверенный владелец Дофинэ Гумберт I. Купля-продажа территорий поменьше, по всей видимости, была вообще обыденным делом, в исторических архивах, возможно, тому есть сотни подтверждений.

Но все же как с покупкой сейчас?

Объясняет Ребекка Ричардс, преподаватель международного права в Килском университете:

«Правовой ландшафт изменился за последнее столетие, так что старые правила просто не могут применяться аналогично прецедентам вековой давности. Наиболее важно то, что становление и развитие принципа самоопределения означает, что для того, чтобы законным путем приобрести любую населенную территорию, эта покупка должна основываться на согласии людей, проживающих на этой территории. Так что даже если бы Дания «владела» Гренландией, как выразился президент, с народом Гренландии все равно нужно было бы посоветоваться».

«Помимо международного и внутреннего юридического права, трудно представить себе, как продажа территории будет рассматриваться с точки зрения этики ведения международных отношений как приемлемое поведение в современной международной системе, особенно когда рассматриваемая территория является автономной зависимой территорией [имеется ввиду Гренландия], — продолжает Ребекка Ричардс.

— Это неудобно близко к колониальной практике, и очень трудно представить ситуацию, при которой это было бы приемлемо, особенно с учетом вовлеченных в это государств».

Но, с другой стороны, все это может быть спорным аргументом, и не только потому, что Дания отвергла идею продажи Гренландии.

«Покупать и продавать страны не имеет большого экономического смысла, — пишет Роберт Дейтц, бывший старший советник директора Центрального разведывательного управления США, а в настоящее время профессор государственной политики в Школе политики и государственного управления имени Шарля в университете Джорджа Мейсона. — Есть более эффективные способы получить то, что мы хотим».

Вместо того чтобы покупать территорию, отмечает Дейтц, проще и дешевле просто арендовать землю для военных баз или заключить сделку с правами на добычу полезных ископаемых. Формально даже суверенитета страна не потеряет. Но это уже совсем другая, современная история…

Обложка: 1GAI.ru

Оцените новость:
19.08.20 (19:04)
28 938
Источник — © 1gai.ru
Автор — Eric
Какой ваш доход в месяц?

Следите за нами в соцсетях

Новостная рассылка


Рассылка анонсов статей производится каждый понедельник