Советский В-12 (Ми-12): о печальной судьбе самого тяжелого вертолета в мире

Почему В-12 стал музейным экспонатом.

Советский В-12 (Ми-12): о печальной судьбе самого тяжелого вертолета в мире

 В-12 – самый тяжелый грузоподъемный вертолет (он же Ми-12), когда-либо созданный человечеством. И это чудо инженерной мысли – заслуга советских конструкторов. К сожалению, гигант, который произвел фурор на международном авиакосмическом салоне и даже получил «Приз И. И. Сикорского», так и не был использован по назначению, а стал музейным экспонатом.

В конце 1950-х – начале 1960-х годов вовсю шла холодная война: СССР и США активно наращивали военный потенциал и «состязались» в гонке вооружений. Логично, что необходимость создания сверхтяжелого вертолета была продиктована военными причинами – он был нужен для переброски межконтинентальных баллистических ракет на удаленные ракетные базы.

Почему вертолет? Гигант, способный перевозить тяжелый груз по воздуху, избавил бы от необходимости строить сеть железных дорог, по которым было бы крайне легко обнаружить советские базы для развертывания межконтинентальных баллистических ракет.

В 1959 году советские конструкторы ОКБ Миля предложили свой проект вертолета, который мог доставлять ядерные ракеты на удаленные базы. Это позволило бы скрыть их от первых средств фоторазведки США – в частности, от высотного самолета-разведчика Локхида У-2 (Lockheed U-2).

Советский В-12 (Ми-12): о печальной судьбе самого тяжелого вертолета в мире

sobchak.wordpress.com

В 1962 году советское руководство одобрило проект вертолета, и уже через 6 лет состоялся его первый успешный испытательный полет. В феврале 1968 года В-12 поднял груз весом в 31 тонну на высоту 2910 метров, а через год – 44,2 тонны на высоту 2255 метров, установив мировой рекорд по грузоподъемности для вертолетов.

Советский В-12 (Ми-12): о печальной судьбе самого тяжелого вертолета в мире

ru.wikipedia.org

Возможно, В-12 и не был первым вертолетом с двумя винтами (скорее всего, им был немецкий Focke-Achgelis Fa-223 времен Второй мировой войны), зато был первым вертолетом с боковым винтом. Он превосходил по размеру Boeing 737 и вмещал больше людей – 196 пассажиров. А чтобы достичь удвоенной грузоподъемности без сверхбольших трат, в нем использовались винтомоторные группы Ми-6 – испытанного вертолета, который находился в широкой эксплуатации.

Грузовой отсек имел длину 28,15 метров, высоту и ширину по 4,4 метра – в нем мог с легкостью уместиться городской автобус! Вертолет был настолько большим, что он подразумевал экипаж из шести человек (включая собственного электрика), который размещался в двухэтажной кабине.

Советский В-12 (Ми-12): о печальной судьбе самого тяжелого вертолета в мире

pinterest.ru/pin/270286415106488681

Международный дебют В-12 (Ми-12) состоялся на Парижском авиасалоне Ле-Бурже в 1971 году. Североатлантический Альянс, присвоивший ему кодовое имя «Homer» (всем советским вертолетам НАТО давала кодовые названия, которые начинались с буквы H), опасался, что вертолет будут использовать в качестве тактического авиалайнера, который мог бы нести бронетехнику для поддержки вертолетных атак. Но опасения были напрасны: было построено лишь два прототипа.

Что же случилось? Дело в том, что американские спутники-шпионы стали способны обследовать гораздо более широкие участки советской территории, а межконтинентальные баллистические ракеты постепенно становились легче – они стали такими легкими, что их можно было перевозить на грузовиках.

Несмотря на достигнутые результаты по грузоподъемности, у военных исчезла необходимость в подобном вертолете. Возможно, свою роль сыграло и появление технологии разделяющейся головной части с блоками индивидуального наведения.

Советский В-12 (Ми-12): о печальной судьбе самого тяжелого вертолета в мире

Wikipedia

Она позволяла одной баллистической ракете нести несколько боеголовок, что значительно увеличивало огневую мощь каждой ракеты. Это уменьшило потребность в новых стационарных ракетных базах и необходимости их снабжения с воздуха.

Таким образом, разработка В-12 была остановлена – он так и не стал частью советского авиапарка. Зато на него можно посмотреть: первый вертолет В-12 находится на хранении на территории Московского вертолетного завода, а второй – в музее ВВС в Монино.

Обложка: 1Gai.Ru / ULLSTEIN BILD GETTY IMAGES / sobchak.wordpress.com

Оцените новость:
25.09.20 (11:52)
1 367
Источник — © 1gai.ru
Автор — 1gai
За сколько вы планируете приобрести свой следующий автомобиль?

Новостная рассылка


Рассылка анонсов статей производится каждый понедельник