«Рука в мундире»: что означает и что она символизирует на портретах
Почему на портретах известных людей рука спрятана под одеждой или мундиром
Если вы ищете однозначный ответ на то, почему товарищ Сталин, император Наполеон I Бонапарт, греки в Античную эпоху и многие другие видные исторические личности прятали руку под верхней одеждой, позируя для скульпторов, художников или в более позднее время — фотографов, то его вы точно не найдете.
Есть множество крупных теорий на этот счет; еще больше предположений рангом пониже. Мы же приведем несколько наиболее ходовых мнений, которые предполагаются экспертами как наиболее реалистичные.
1. Античные греки стали «разработчиками» позы
commons.wikimedia.org
Считается, что эта необычная поза, вернее жест, пошла (как и многие другие культурные явления) от древних греков, а точнее от ораторов, которым ввиду требований этикета требовалось прятать обе руки в складках одеяний, называвшихся гиматий (одеяние было похоже на тунику).
По канонам того времени, человек, выступавший на публике, не имел этического права держать руки как попадя, что считалось неэтичным и даже грубым.
Также уточняют, что история появления позы восходит к классическому греческому философу Эсхину.
В «Книге благородного поведения» Франсуа Нивелона от 1738 года отмечено, что поза «рука в жилете» символизирует «мужественную смелость, умеренную скромностью».
Так, смелые и уверенные в себе господа начали позировать именно в такой позе для портретистов своей эпохи.
Смысл, как мы видим, оказался в более позднем времени совершенно иной, да и обе руки прятать уже не требовалось, и отсюда пошла новая мода на давно забытый жест.
Пожалуй, одним из самых известных портретов в такой позе была работа Жака-Луи Давида (личного художника Наполеона Бонапарта) «Наполеон в своем кабинете» переломного для полководца 1812 года.
Пожалуй, именно тогда и с подачи этого великого человека началось повальное увлечение скрытыми руками, в основном правой, изредка левой на портретах.
Все больше и больше портретов важных, известных и именитых персон блистали спрятанными руками. А с появлением фотографии тренд перешел и даже усилился впоследствии.
4. Начало эпохи фотографии
ru.wikipedia.org
Фридрих Ницше в возрасте 17 лет
Здесь уже можно говорить о повальной моде на руки за пазухой. После Наполеона I тенденция на позу только начала возрастать, а с приходом фотографии распространилась на весь мир, от Европы до США.
По всей видимости, чтобы фотографироваться в такой позе, нужен был не только статус, но и особый склад характера. Обычно так клали руку военные, лидеры мнений, дум и другие уверенные в себе и своих силах люди.
Также существует предположение, что подобная позиция для фотографирования была попросту удобна, ведь фотография в то время делалась долго, порой 10-15 минут, и каждый малозаметный жест смазывал снимок движущегося объекта, что приводило к порче фотографии. А значит, позиция должна была быть устойчивой, чтобы, так сказать, наверняка!
5. Конец XIX века ознаменовал конец эпохи «рук в жилете», но не для всех
F. Kislov / Tate
Как только фотография становилась все менее затратной по времени, цене и силам, мода стала сходить на нет. Совпадение ли это или действительно это было как-то связано, мы сказать не можем, но точно можем подметить, что как минимум один очень известный в мире человек прибегал к такой уловке — это Иосиф Джугашвили, Сталин.
Возможно, он, будучи начитанным человеком, таким образом желал подчеркнуть некое равенство с великими умами прошлого? Кто знает.
Другие утверждают, что так он поддерживал сохнущую руку. Странно только, что больная рука у него была левой, а под китель или мундир он клал правую руку.
Как бы то ни было, в сознании наших граждан жест ассоциируется в большей степени со Сталиным и Наполеоном. Так исторически сложилось. Но как мы поняли сегодня, все уходит к ораторам Древней Греции, и в разные годы тенденция то затухала, то вспыхивала с новой силой. Возможно, через года она вновь будет возрождена?