Зависимость: как способ употребления наркотиков влияет на привыкание
Зависимость — это не только про количество наркотиков. Зависимость — еще и про то, как именно их принимать.
Многие люди употребляют наркотики , но не все становятся зависимыми. Почему так происходит? Отчасти причина кроется в том, как именно они принимают наркотические вещества. Кто-то курит, кто-то вводит внутривенно, кто-то просто глотает. И во многом это определяет, какое количество наркотика попадет в мозг, как быстро это произойдет и как часто будет повышаться и понижаться его уровень. Это фармакокинетические переменные, и они отражают, как организм поглощает и распределяет препарат.
Например, если вы курите травку, уровень каннабиса в мозге будет повышаться и снижаться намного быстрее, чем если бы вы съели такое же количество каннабиса, «спрятанного» в шоколадном печенье. Такое быстрое повышение / понижение уровня наркотика в мозге с большей вероятностью приведет к зависимости. Вот почему в одной форме вещество может вызывать зависимость (например, никотин в сигаретах), а в другой — лечить зависимость (например, никотиновый пластырь).
Роб Реддик — профессор фармакологии, который много лет изучает роль фармакокинетики при наркотической зависимости. По его словам, анализ этих переменных поможет ученым определить происходящие с мозгом изменения, которые и приводят к зависимости, а после — разработать способы их обращения вспять.
То, насколько быстро и как часто наркотик попадает в мозг, предопределяет зависимость
Зависимость возникает, когда наркотик вызывает изменения в мозге, которые заставляют человека компульсивно искать и принимать наркотики. Многие исследователи уделяют пристальное внимание тому, какое количество лекарства требуется, чтобы вызвать эти изменения.
Однако на самом деле при прогнозировании риска возникновения зависимости более важно то, как быстро и как часто наркотики попадают внутрь. Для исследования этой проблемы ученые использовали крыс: они обнаружили, что скорость, с которой вещество достигает мозга, и частота, с которой повышаются и понижаются его уровни в мозге во время интоксикации, имеют большое влияние на развитие зависимости.
Одна серия исследований показала, что крысы, которым делали более частые инъекции (в данном случае кокаина), быстрее становились зависимыми. В процессе эксперимента животные добровольно нажимали на маленький рычаг, чтобы ежедневно получать внутривенные кокаиновые инъекции. Одним крысам дозы вводили быстро — за 5 секунд. Такая скорость доставляла кокаин в мозг так же быстро, как никотин во время курения. Другим крысам кокаин вводили в течение 90 секунд, что доставляло его в мозг почти с такой же скоростью, как и во время «занюхивания».
По сравнению с крысами, которые принимали более «медленные» инъекции, у животных с «быстрыми» развивалось чрезмерное желание получить кокаин. Но это не все: после долгого воздержания они с большей вероятностью вновь нажимали на «кокаиновый» рычаг, когда у них появлялась такая возможность, что имитирует рецидив после воздержания. Важно отметить, что различия между двумя группами крыс наблюдались даже тогда, когда они в сумме получали одинаковое количество инъекций.
Почему сигареты вызывают привыкание, а никотиновый пластырь — нет?
Еще одни исследования на крысах показывают, что частота повышения и понижения уровня наркотика в мозге может лучше предсказать зависимость, чем количество принимаемого наркотика.
Чтобы провести расследование, ученые проверили, как периодическое употребление наркотиков сопоставляется с их постоянным употреблением. Одной группе крыс делали внутривенные инъекции кокаина с перерывами каждый день — это вызывало резкие всплески и падения уровня препарата в мозге. Другая группа постоянно принимала кокаин, что обеспечивало высокий и стабильный уровень вещества в мозге.
Группа непрерывного приема потребляла в день в 4-5 раз больше наркотика, чем группа с перерывами. Однако позже группа с перерывами показала, что по сравнению с группой с непрерывным приемом они были готовы нажимать на «кокаиновый» рычаг гораздо чаще, чтобы получить хоть немного вещества. Другими словами, группа с прерывистой терапией была готова «заплатить» гораздо больше, чтобы получить желанную дозу.
В этом контексте можно рассмотреть курильщика и человека, который носит никотиновый пластырь. Курение — вдыхание сигаретного дыма —вызывает периодические всплески уровня никотина в мозге, в то время как пластырь поддерживает содержание никотина на постоянном уровне. В результате курение сигарет может вызвать привыкание, а никотиновые пластыри — нет.
Наркотики задействуют те же схемы мозга, что и другие «награды» — например, еда, вода и секс. Когда мы сталкиваемся с вознаграждением, группы нейронов выделяют нейромедиатор дофамин в прилежащее ядро, которое является частью центра удовольствия мозга. Дофамин действует как призыв к вниманию и действию. Он будто говорит нам: «Сейчас произошло что-то важное. Стойте рядом и сконцентрируйте все свое внимание, чтобы понять, как это повторить».
Всплеск дофамина делает событие, которое его вызвало, более привлекательным. Когда наркотик — например, кокаин — быстро попадает в мозг (когда его курят или вводят, а не вдыхают), он вызывает более быстрое повышение уровня дофамина в прилежащем ядре. Это делает сам наркотик еще более желанным и в теории становится одной из причин того, почему зависимость более вероятна, когда уровень наркотиков в мозге быстро повышается.
Единственный верный способ уберечься от зависимости — не принимать наркотики. Но люди экспериментировали с ними на протяжении сотен поколений, и они будут продолжать это делать, потому что наркотические вещества активируют систему вознаграждения мозга.
У мозга есть защитные механизмы, которые регулируют прием веществ, чтобы минимизировать затраты и получить максимальную пользу. Например, алкоголь заставляет нас почувствовать себя смелыми и позволяет легче контактировать с другими людьми. Иногда это даже полезно. Но в то же время он активирует рецепторы горького вкуса и вызывает головокружение. Если вы действительно захотите, вы сможете преодолеть обе эти защиты, но в то же время они берегут вас от злоупотребления.
Два недавних события в истории человечества бросают вызов этим защитным механизмам: доступность более чистых наркотиков и использование прямых путей их введения, таких как инъекции. Эти разработки позволяют быстрее вводить наркотики, а значит, быстрее доставлять их в мозг — и то, и другое увеличивает риск развития зависимости.
Зная это, ученые могли бы манипулировать фармакокинетическими переменными, чтобы менять скорость повышения и понижения уровня наркотиков в мозге и трансформировать их действие. С одной стороны, манипуляция этими переменными может привести к усилению привыкания к некоторым наркотикам, а с другой — к тому, что некоторые наркотики превратятся из аддиктивных в терапевтические.
Современные врачи уже используют некоторые из этих принципов для лечения зависимости. Например, метадон — тяжелое наркотическое вещество — применяют для лечения героиновой зависимости. Оба препарата активируют систему вознаграждения в мозге, однако пероральный метадон производит медленно повышающиеся уровни наркотика, что позволяет ему действовать как лекарство .
В настоящее время исследователи изучают возможность перорального приема амфетамина для лечения кокаиновой зависимости. При таком способе приема уровень наркотиков повышается медленно и стабильно. Смысл в том, что, производя низкий уровень активности в системе вознаграждения мозга, пероральный амфетамин может снизить потребление кокаина.
Куда бы ни привели эти идеи, существующие данные уже говорят о том, что, если исследователи наркозависимости будут и дальше игнорировать фармакокинетику, они будут делать это на свой страх и риск.