Безопасность вождения зимой: этому не учат в автошколе
Все, что думали и знали о вождении зимой, было неправильно
Как сказал поэт-сатирик Огден Нэш в своем стихотворении, зима – это сезон молодости, когда ты стараешься поймать снежинки языком. Конечно, снежные дни – это весело для детей, но для водителей зимняя погода опасна.
Проблема состоит в том, что нас, по сути, не учат в автошколах зимнему безопасному вождению. Мало того, многие автоинструкторы даже скрывают от кандидатов в водители отличия летнего вождения от зимнего, умалчивают, как избегать и справляться с заносами. Нет, конечно, обучение вождению в автошколе не должно превращаться в курсы контраварийного вождения, но все же ученикам в автошколах просто обязаны дать определенный минимум знаний о зимнем вождении. К сожалению, не все автоинструкторы готовы делиться своим опытом.
Сегодня у многих учителей в автошколе одни деньги на уме. Ведь, скорее всего, многие водители-новички провалят свои первые экзамены. В таком случае им понадобится взять либо дополнительные уроки вождения, либо искать связи в ГАИ. Угадайте, у кого они спросят о знакомстве в ГИБДД? Ну, конечно, у автоинструктора, у которого, как правило, есть знакомые в ГАИ. Так мы получаем не только развитие коррупции в системе выдачи прав, но и личную заинтересованность инструктора в плохой подготовке своих учеников.
В итоге каждый год на дорогах России появляется все больше водителей, не только плохо обученных вождению, так и еще практически не знающих, как вести себя за рулем в зимнее время. Особенно опасны для любого новичка первые две зимы. По статистике, именно в первые годы новички и становятся виновниками аварии. Особенно с наступлением зимы.
Но проблема зимнего вождения касается не только водителей-новичков. Знаете ли вы, что даже водители с опытом все равно делают ошибки за рулем при движении по скользкой зимней дороге? А все дело в том, что либо их когда-то неправильно научили водить автомобиль в зимних условиях, либо им никто никогда вообще не объяснял, как водить машину в сложных погодных условиях.
Например, знаете, какая самая частая причина ДТП в зимнее время? Это несоблюдение скоростного режима, в результате чего увеличивается время, необходимое для остановки машины (увеличивается тормозной путь). В этом случае нужно знать, как правильно тормозить.
Снег такой же скользкий, как и лед
Многие забывают (или не знают), что снег на дороге может быть так же опасен, как и лед. Степень сцепления колес при движении по заснеженной дороге может резко меняться в зависимости от температуры, говорит Дорохов Алексей, научный сотрудник исследовательской и инженерной лаборатории НИИ прикладной экологии Севера.
По его словам, теплый снег опаснее, поскольку на таком снеге шинам труднее получить хорошее сцепление.
«По мере повышения температуры заснеженная поверхность становится все более скользкой. Температура окружающего воздуха зимой имеет важное значение для сцепления автомобиля с дорожной заснеженной поверхностью. Например, когда температура воздуха составляет -1 градус по Цельсию, уплотненный снег в пять раз более скользкий, чем при -17 градусов».
Также слова ученого подтверждают исследования Армейской исследовательской и инженерной лаборатории холодных регионов в Ганновере, США. Исследователи говорят, что когда шины начинают скользить по снегу при более высоких температурах, они с большей вероятностью начинают растапливать снег, который превращается в воду. Вода же в этом случае начинает действовать как смазка, снижая сцепление колес с дорожной поверхностью.
Почему при вождении зимой важны плавные движения
По словам научного сотрудника Армейской исследовательской и инженерной лаборатории холодных регионов в Ганновере, США, О'Нила, на сухом асфальте шины имеют настолько сильное сцепление, что водители могут ускоряться достаточно сильно, нажимать резко на педаль тормоза и делать резкие маневры и крутые повороты.
Но все меняется на скользкой поверхности. Особенно с наступлением зимы, когда сцепление колес с дорогой становится существенно ниже. Поэтому одна из вещей, которые должны сделать все водители с наступлением холодного времени года, – это изменить свой стиль вождения. В первую очередь, говорит О'Нил, необходимо сделать все свои движения/действия более плавными и гладкими. В противном случае на скользкой дороге вы рискуете потерять последнее сцепление колес с дорогой, которого и так не хватает зимой.
На сухом асфальте при прохождении поворотов вы можете сначала резко затормозить. При движении по снегу такой стиль вождения не годится. Для осуществления поворота на зимней дороге вы должны сначала плавно замедлить автомобиль, а затем плавно повернуть, без резких маневров.
«Это все равно что ходить по льду. Вы делаете маленькие-маленькие, крошечные шаги. Вы не пытаетесь бежать по льду, поскольку при ускорении вы потеряете сцепление подошвы со льдом и просто подскользнетесь. Тот же смысл и с ездой в машине зимой», – поясняет О'Нил.
Полный привод не панацея
«Многие люди переоценивают возможности своих автомобилей, особенно автовладельцы полноприводных автомобилей. Они думают, что, купив полноприводную машину, приобрели иммунитет от действия законов физики. Но это не так, – говорит Цыганков Валерий, автоинструктор и основатель школы контраварийной подготовки водителей. – Очень часто самоуверенные водители полноприводных автомобилей нажимают на педаль газа, и все четыре колеса начинают тянуть машину вперед. Именно в этот момент у многих появляется чувство уверенности в машине, поскольку, безусловно, в снегу полноприводное авто начинает разгоняться быстрее и увереннее».
На самом деле прелесть полного привода – это действительно комфорт при движении с места по прямой, а также когда вам нужно заехать по крутому склону. Но когда дело доходит до торможения и прохождения поворотов, вся прелесть преимущества полного привода тает как снег на ладони. Все дело в том, что при торможении и при прохождении поворотов полный привод практически не дает какой-то пользы. Именно поэтому при первом же снеге в начале зимы первыми в канаве оказываются кроссоверы и внедорожники, так как их автовладельцы переоценили возможности полного привода.
Остерегайтесь всесезонных шин
Всесезонные шины – это компромисс, как плавучий дом, считает Геннадий Брославский, директор автомагазина по продаже автомобильных шин. «На самом деле всесезонные шины – это не хороший дом, и это не хорошая лодка», – заявил он.
Для зимнего вождения лучше, конечно, купить зимнюю резину, которая намного превосходит лучшие всесезонные шины, утверждает Дженнифер Стокбургер, который регулярно проводит тестирование шин для журнала Consumer Reports и является директором по эксплуатации в своем центре автоиспытаний.
На его взгляд, одно из преимуществ зимних шин перед всесезонными – это особый рисунок протектора с дополнительными острыми краями, так называемыми ламелями. Кроме того у зимних шин есть специальный резиновый состав, который сохраняет мягкость резины на морозе и, следовательно, цепкость, когда температура падает до больших отрицательных значений.
Одним из недостатков зимних шин является то, что из-за более мягкого состава резины их срок службы ниже по сравнению с всесезонными покрышками, чей состав гораздо жестче. Но зато на зимней резине существенно сокращается тормозной путь. Также на зимних покрышках вам будет более комфортно управлять автомобилем при прохождении поворотов. Зимняя резина более изящна, более податлива, имеет дополнительный протектор для хорошего сцепления. Но, увы, срок службы зимних шин ниже. Так что в мире нет бесплатного обеда.
Напомним, что в России согласно регламенту Таможенного союза все автомобили должны эксплуатироваться только с зимней резиной. То есть в декабре, январе и феврале езда на летних шинах запрещена. Однако прямой административной ответственности за езду на летних шинах законодатель пока не предусмотрел. Но это не означает, что все водители должны игнорировать запрет регламента Таможенного союза.
Чтобы не перепутать при покупке шин зимнюю резину с всесезонкой, обращайте внимание на маркировку, нанесенную на покрышки. На зимних шинах должен быть так называемый «альпийский» символ – значок с горой и снежинкой на боковине, указывающий, что шины соответствуют международным стандартам зимних характеристик.
Электронная безопасность - это не оберег
У большинства современных автомобилей теперь есть антиблокировочная система тормозов (ABS) и электронный контроль устойчивости. Антиблокировочная система тормозов предназначена для автоматической прокачки тормозов и помогает водителю сохранять контроль над машиной при попытке остановиться на скользкой поверхности. Проще говоря, система ABS предотвращает блокировку колес при торможении на скользкой поверхности.
Электронный контроль устойчивости использует датчики, для того чтобы определить траекторию движения автомобиля. Датчики определяют, движется ли передняя и задняя часть машины в одном направлении и соответствует ли это направление движения положению рулевого колеса. Если нет, система автоматически применяет торможение одного или нескольких колес, чтобы попытаться выровнять траекторию движения машины в правильном направлении.
Самой частой ошибкой многих водителей на зимней дороге является их самоуверенность, что современные электронные системы помощи вождения помогут в экстренной ситуации. Многие, по сути, постоянно стали полагаться на ABS и систему контроля устойчивости автомобиля.
Во-первых, вы должны знать, что никакая электроника никогда не способна изменить законы физики. Во-вторых, вы должны переосмыслить принцип действия всех этих электронных помощников. Вы должны понять, что раз электроника вмешивается в управление автомобилем, то, значит, вы совершили ошибку. Да, в некоторых случаях подобные электронные няни реально могут спасти, исправив незначительную ошибку водителя. Но всему есть предел. Так что вы никогда не должны полагаться на электронику. Лучше всего не допускайте ошибки во время управления автомобилем в зимнее время.
По словам Цыганкова Валерия, автоинструктора и основателя школы контраварийной подготовки водителей, систему ABS и систему курсовой устойчивости автомобиля нужно рассматривать как датчики помощи водителю.
Например, если водитель чувствует, что срабатывает антиблокировочная система тормозов или электронная система стабилизации, это явный признак, что вам нужно снизить скорость движения, поскольку автомобиль приближается к тому, что вот-вот колеса потеряют сцепление с дорогой. Кстати, эти электронные системы помощи лучше всего работают с зимними шинами, поскольку для эффективной работы электронных систем помощи нужна хорошая тяга, которая достигается на скользкой дороге только с хорошими зимними шинами.
Что делать, если что-то пойдет не так
«Когда вы начинаете терять контроль, вам действительно нужно смотреть туда, куда вы хотите поехать, а не смотреть на любое препятствие, с которым вы можете столкнуться», – советует Цыганков Валерий. Дело в том, что обычно ваши руки чисто инстинктивно будут направлять вас в том направлении, куда вы смотрите. Так что при аварийной ситуации от греха подальше не смотрите на автомобили, ограждения и столбы, куда вы можете въехать. Лучше смотрите туда, куда безопаснее всего попасть. В таком случае шансы выйти из экстремальной ситуации на дороге будут выше.