Надежен ли автопилот в Тесла?

Есть в автопилоте Тесла слепое пятно?

 

Мрачная веха установлена в истории автопромышленности: в истории человечества погиб первый человек в автомобиле, в котором был включен режим автопилота. В настоящее время эту аварию расследует Департамент безопасности дорожного движения США (NHTSA), чтобы установить истинную причину гибели владельца автомобиля Тесла. Давайте разберемся, что же все-таки произошло и попытаемся предварительно установить, кто виноват в аварии: водитель или система автопилота Тесла.

 

Несмотря на то, что комиссия, которая ведет расследование этой аварии, еще только изучает обстоятельства происшествия, уже по некоторым данным можно сделать определенные выводы о том, кто же виноват в ДТП с участием автомобиля Тесла. Давайте будем исходить из известных нам обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия.

 

Что нам известно? Авария произошла с участием автомобиля Tesla Model S и грузовым транспортным средством с прицепом (трактор). Судя по описанию аварии, столкновение легкового автомобиля произошло не с самим трактором, а с его прицепом, который был с грузом.

 

 Инцидент, который произошел в штате Юта в мае

 

Конечно, в связи с этой аварией есть много вопросов: роль водителя Тесла в ДТП. Видел ли он, что существует опасность столкновения с трактором? Почему он не среагировал в случае опасности? Действительно ли в машине была включена система автоматического управления автомобилем? И таких вопросов может быть очень много. Но на них придется ответить комиссии NHTSA.

 

Но давайте мы сосредоточимся на одной ключевой части этой аварии: точки удара.

 

Tesla Model S, которая оснащенная системой автопилота, судя по всему, имеет большое слепое пятно над капотом автомобиля. Для нормального функционирования системы компания Тесла оснастила свой седан радарными датчиками, которые следят за препятствиями на дороге. На основе их данных электроника и управляет автономно машиной. Эти радары установлены в передней части автомобиля: в центре и чуть ниже в верхней части фальш-решетки (решетка имитирующая решетку радиатора). Также в дополнение к радарам в салоне машины в верхней части лобового стекла (за салонным зеркалом заднего вида) установлена видео камера.

Есть в автопилоте Тесла слепое пятно?  

Эта камера на лобовом стекле обеспечивает слежение за полосой движения (система контроля движения в полосе), посылает информацию электроники для регулирования безопасной скорости автомобиля. Передние датчики (радары) работают для обнаружения других транспортных средств впереди автомобиля и определяют, как далеко они находятся. Эти датчики соединены с ультразвуковыми сенсорами (датчиками), которые расположены вокруг всего автомобиля. Правда, несмотря на полное радиопокрытие датчиков вокруг машины (360 градусов), каждый сенсор имеет ограниченный радиус действия (примерно 4 метра). 

 

Но, несмотря на небольшой радиус сканирования пространства каждым датчиком, они благодаря своему расположению по кузову автомобиля действительно обеспечивают впечатляющее сканирование окружающего мира, информацию о котором передается в электронный компьютер автомобиля для последующей обработки. 

 

2017 Mercedes-Benz E300: Тест-драйв нового Е-класса

 

Камера же расположенная за зеркалом заднего вида, по всей видимости, не настроена идеальным образом для поиска препятствий на дороге в том объеме пространства, которое находится в ее поле зрения. Как мы видим, с этой задачей призваны справиться многочисленные радар-детекторы.

 

Но из-за небольшой высоты сканирования радар-детекторов и небольшого ракурса камеры, которая в принципе не создана, чтобы искать препятствия на дороге, получается, что система автопилота Тесла имеет слепые пятна впереди машины: над капотом, и область высотой от дорожного покрытия в 0,3 сантиметра. 

 

Это подтверждается руководством компании Тесла, которое поставляет с каждым автомобилем, оснащенным системой автопилотирования:

Вот что написано в руководстве Model S для включения автопилота:

 

Есть в автопилоте Тесла слепое пятно? «Важно! Обратите внимание что транспортное средство в режиме автономного управления (автопилот) не может обнаружить определенные препятствия на дороге, включая узкие объекты (например, велосипеды), объекты ниже зоны звуковых волн исходящих от радара и объекты свисающие с потолка». 

 

Все это дает нам более менее точное предположение о диапазоне покрытия системы слежения за дорогой. То есть, система настроена таким образом, чтобы 100% обнаруживать обычные автомобили с нормальной шириной кузова. Также автопилот может определять объекты  не намного выше расположения капота. То есть компания Тесла нас прямо предупреждает, что зависшие объекты в воздухе система слежения может не определить. 

 

Как мы уже знаем, авария произошла с трактором, которая везла прицеп. Исходя из вышеуказанных данных, можно сделать вывод, что система автопилота просто не увидела прицеп, так как он из-за особенностей своей конструкции находится в пространстве выше, чем обычные автомобили. А как мы уже выяснили все объекты сверху автопилот просто не видит. В итоге машина и въехала под прицеп. 

 

То есть многие обстоятельства указывают на, то, что автомобили Тесла с системой автопилота просто напросто не видят объекты выше себя. Тем более что электроника автопилота пока не может воспринимать объекты на дороге индефицируя их. Фактически для системы слежения за дорогой что автомобиль, что любой другой объект имеют одинаковое восприятие. 

 

Вот кстати первый комментарий после резонансного ДТП представителя компании Тесла:

 

«Мы знаем, что автомобиль нашей компании попал в аварию с включенной системой автопилота. Участники ДТП двигались перпендикулярно друг другу. Система автопилота не заметила прицеп трактора, который был окрашен в белый цвет. В этот день была солнечная погода. В результате ярко освещенное небо и белый цвет прицепа ослепил систему видео слежения автопилота. В итоге ни она, ни водитель не заметили опасность. 

Высокий же клиренс прицепа трактора в сочетании с его расположением на дороге во время аварии, а также в связи с очень редкими сложившимся обстоятельствами, привели к ДТП, в котором автомобиль Tesla Model S въехала прямо под прицеп столкнувшись с днищем прицепа, которое вошло в лобовое стекло. 

 

Фактически произошло невероятное - видео система контроля за дорогой и звуковая система радаров не увидели прицеп одновременно. 

Если бы опасность столкновения была с передней части или с задней под прямым углом, то система автопилота на 100% определила бы опасность даже на высокой скорости и передовая система безопасности по предотвращению столкновений помешала бы возникновению тяжелой аварии в которой погиб человек».

 

Судя по официальному комментарию компании Тесла причина аварии в каких-то невероятных обстоятельствах: высокий белый прицеп, яркое солнце и небо и т.п. Как видите, в этом комментарии нет ни слова о том, что какая-то система компьютерного зрения не способна увидеть некоторые объекты над капотом. Но в руководстве пользователя об этом есть реальное предупреждение. 

 

Почему же тогда инженеры Тесла не предусмотрели возможность обнаружения белых транспортных средств при ярком солнце? Тем более что в США очень распространены автомобили, трактора и прицепы к ним белым лакокрасочным покрытием. Тем более что речь идет о контроле за движением в дневное время суток, когда система автопилота должна работать безупречно.

И когда система не смогла обнаружить большой трактор с груженым прицепом в дневное время суток, это наводит на мысль, что автопилот Теслы очень и очень опасен. Согласитесь, система должна быть настроена таким образом, чтобы, по крайней мере, в дневное время точно определять опасность на дороге.

 

Вот кстати схема аварии:

 

По данным дорожной полиции Флориды авария произошла в дневное время 15:40 (3:40 после полудня). В это время солнце было несколько ниже западной части неба и находилось позади водителя Тесла. Да, трактор с прицепом был освещен ярким солнечным светом. Но спросите себя, вы когда-нибудь пропускали из виду на дороге белую грузовую машину в солнечную погоду? По нашему мнению это не реально. Даже водители-новички несмотря на яркое солнце, увидят большое транспортное средство даже если оно имеет белый цвет.

 

Как видно из схемы аварии трактор поворачивал налево. Водитель Тесла ехал по шоссе прямо. В итоге автопилот Тесла не среагировал и не снизил скорость машины (и не остановил) когда перед машиной проезжал прицеп, пересекая автодорогу. Если эта схема ДТП правильная, то можно утверждать что автомобиль Тесла столкнулся на полпути с прицепом

 

Значит, водитель должен был видеть заранее, что трактор пересекает проезжую часть. Ведь как видно по схеме, для того чтобы повернуть трактору было необходимо определенное время. Плюс половина прицепа уже проехала часть дороги. 

В этом случае водитель должен был резко нажать педаль тормоза. Но тормозного пути автомобиля нет. Значит, водитель не видел препятствия полностью, полагаясь на систему автопилота.

 

 Автопилот Теслы потерял разметку дороги

 

То, что система автопилота также не видела прицеп говорит о скорости в момент ДТП, которая не снизилась (также нет тормозного пути). То есть обстоятельства аварии позволяют сделать вывод, что система слежения за дорогой в автомобиле не сработала. 

В целом радиолокационная система Тесла была обязана определять большое препятствие на дороге и экстренно снизить скорость движения машины, что позволило бы избежать тяжелых последствий аварии.

 

Смотрите также: Новые технологии в автомобиле следят за водителем

 

Напомним, что система предотвращения столкновений в настоящий момент устанавливается на большинство современных автомобилей. Эта система с помощью ультразвуковых датчиков следит за дорогой, чтобы в случае опасности автоматически снизить скорость движения или применить экстренно торможения. 

 

Но эта система несовершенна из-за особенностей расположения радар-детекторов. Как правило, на легковых автомобилях они устанавливаются на бампера или решетку радиатора. В итоге датчики расположены слишком низко и способны определять не слишком высокие объекты на дороге. Этого в целом достаточно чтобы определить легковые автомобили, внедорожники и даже грузовые машины. Но транспортные средства с высоким клиренсом могут не определяться радар детекторами. В итоге система может реально подвести в случае опасности.

 

Также есть комментарий от компании Mobileye, которая производит и проектирует системы компьютерного видения с помощью камер и радар-детекторов:

 

«Мы ознакомились с обстоятельствами ДТП с участием автомобиля, в котором работала система автопилота. К сожалению, современные технологии предотвращения столкновений и экстренного торможения в случае опасности на дороге (АЕВ) в основном созданы для избежания наезда с передней части или с задней части транспортного средства где объект по отношению к автомобилю находится на прямой линии.

 

Инцидент с автомобилем Тесла связан с боковым пересечением другого транспортного средства. В настоящий момент современные системы АЕВ не предназначены для определения автомобилей, которые пересекают проезжую часть, для того чтобы автоматически остановить машину или снизить скорость. Единственное что в настоящий момент существует в автопромышленности эта система звукового и визуального предупреждения контроля проезда перекрестков и других пересечений дороги, которая только предупреждает водителя, но не вмешивается в систему управления транспортным средством.

 

Но в ближайшем будущем подобная технология начнет применяться на новых автомобилях. Она получила название Lateral Turn Across Path (LTAP). Скорее всего, это произойдет в 2018 году. 

Начиная с 2020 года эта система бокового слежения будет устанавливаться на большинство новых автомобилей».

 

В целом конечно проблема не сколько в радар-детекторах, а в камере под лобовым стеклом, которая реально из-за угла обзора имеет ограниченную видимость пространства. 

Скорее всего, после этого инцидента компании Тесла придется дорабатывать систему автопилота и перенастраивать программное обеспечение. 

 

Подводя итог, мы бы хотели отметить, что если существующая система автопилота Тесла по сути не имеет возможности 100% обнаруживать объекты, которые могут столкнуться с автомобилем, эта система контроля за дорогой крайне опасна и конечно не должна применяться на современных транспортных средствах. 

 

2016 Mercedes-Maybach S600: Тест драйв

 

Наверное, Тесла в скором времени отключит во всех автомашинах свою систему автопилота, которую судя по всему нужно дорабатывать. И пока компания не будет уверена в том, что все объекты на дороге будут заранее определяться на все 100% в любое время дня и ночи, нельзя применять эту технологию на автомобилях доступные для продажи. 

 

Авария с автофургоном на дороге. Ошибка автопилота

 

Конечно, настроить и перегримировать программное обеспечение можно очень быстро. Но в этом случае, возможно, потребуется замена видео камеры под лобовым стеклом. А это, значит, придётся запускать заводской отзыв, для того чтобы владельцы Тесла бесплатно обратились в дилерские центры для устранения проблем с системой автопилота. А как вы знаете это время и большие траты. Так что ничего хорошего у компании Тесла в ближайшем будущем, скорее всего, не будет. 

 

Есть в автопилоте Тесла слепое пятно? Безусловно, в этой аварии мы также не можем игнорировать человеческий фактор. Вполне вероятно, что водитель в машине не обращал внимание на дорогу. И даже существуют пока не подтверждённые сведения о том, что водитель во время аварии смотрел в машине кино на DVD диски.

Но все это пока только домыслы. Да мы не списываем со счетов что водитель виноват сам, но, тем не менее, обстоятельства ДТП указывают на то, что система автопилотирования Тесла привела к тяжелой аварии.

 

Тем не менее, хотели бы отметить, что многие владельцы Тесла в мире используют систему автопилота Тесла, как основную систему управления для автономного вождения. Но на самом деле автопилот Тесла не предназначен для вождения без участия водителя. Это ошибка. Многие водители Тесла не понимают, что эта система создана помогать водителю в случае опасных ситуаций на дороге. Например, когда вы перестраиваетесь и не замечаете, что в соседней полосе едет другое транспортное средство. Или когда вы отвлеклись и очень близко подъехали к другой машине. В этом случае система автопилота и помогает водителю избежать ДТП. Но она не предназначена полностью доверять управление электронике.

4.07.16 (09:15)
5 483
Источник — © 1gai.ru
Автор — 1gai
Автомобили из каких стран вы считаете надежными?

Следите за нами в соцсетях

Новостная рассылка


Рассылка анонсов статей производится каждый понедельник