Машины угоняли, угоняют и, по всей видимости, будут угонять. Этот криминальный бизнес остается достаточно прибыльным во всех странах мира.
Опыт правоохранительных органов государств – от России и Китая до Канады и Германии – показывает, что бороться с автоугонщиками далеко не просто даже при помощи разветвленной сети камер наружного видеонаблюдения, специализированных видеокомплексов и других средств нахождения пропавших транспортных средств.
Существует мнение, что криминальный «бизнес» угонов сейчас постепенно начинает сходить на нет, мол, трудности, с которыми сталкиваются угонщики, не окупаются их заработком. Однако в экономически сложные времена достаточно небольшой искры в виде подорожания новых запчастей или серьезного роста цен на автомобили, чтоб угоны вновь стали «рентабельными».
К сожалению, угнать могут любой автомобиль.
В зоне риска находятся:
Люксовые автомобили типа Гелендвагена, Майбаха и других дорогих и престижных марок. Спутниковые системы GPS-трекинга и самые последние системы навигации не могут дать их владельцам 100% гарантии против угона.
Бюджетные подержанные машины: Лады, Хендай Солярисы и разнообразные BMW, Mercedes-Benz, Audi 15-20-летней давности и многие-многие другие авто.
Мотоциклы и скутеры разных классов и лет выпуска.
Велосипеды… и даже самокаты.
В общем, картина складывается следующая: тащится все, что, по мнению злоумышленников или просто недалеких людей, гонящихся за быстрыми деньгами, плохо «лежит».
Разумеется, «квалификация» у угонщиков тоже разная. Одни «работают» по старинке, вскрывая или при помощи специальной линейки отпирая замки дверей, занимаясь воровством старых машин. Другие идут в ногу со временем – закупают дорогую электронную аппаратуру и в буквальном смысле выуживают у ни о чем не подозревающей жертвы его автомобиль, после чего машина бесследно исчезает.
Мы уже много раз рассказывали, как защититься от угонщиков. Вот статьи о том, как не попасться в лапы автомобильных воров:
Если вы прочитали наши материалы по защите от автоворов, то наверняка поняли, что путей реализации угнанных автомобилей несколько, но сегодня мы поговорим об одном из самых распространенных – продаже машины на запчасти. Вернее, покажем вам, почему угонщики предпочитают или предпочитали до недавнего времени (по этому поводу информация в Интернете расходится) красть автомобили именно с целью разбора.
В качестве примера возьмем Toyota Camry XV50. После небольшой калькуляции вам станет понятно, почему автомобиль, разобранный на запчасти, стоит дороже целого авто.
Если приводить в пример законы "белого" рынка, то OEM запчасти в розницу всегда стоят на порядок дороже точно таких же запчастей, устанавливаемых на автомобиль на конвейере. В зависимости от марки и года выпуска машины, если б ее можно было собрать исключительно из новых запчастей, купленных в розницу, она обошлась бы в 3-4 раза дороже, чем собранный заводом экземпляр.
На рынке б/у автомобилей правят бал иные расценки, но все равно разобранные автомобили продаются с «наваром» в 150- 200 тыс. рублей, по сравнению со среднерыночной ценой целиковой машины.
Вот, к примеру, средняя стоимость дорестайлинговой Тойота пятого поколения (год 2011- 2012) в России – 850 тыс. рублей.
Самыми ходовыми частями автомобиля (неважно, криминальный он или просто попал на разборку по какой-то другой причине) остаются: кузовные элементы, элементы подвески, оптика и стекла, диски, резина, двигатель и КПП. Но даже их продажи достаточно, чтоб реализовать автомобиль почти за те же деньги, что он стоит целиком.
Тойота Камри XV50
Элемент
Стоимость (руб.)
Двери + дверные карты
От 7.5 до 20 тыс. + 3- 7 тыс. рублей умножаем на 4 = от 42 до 108 тыс. за четыре двери
От 7 до 15 тыс. + разнообразные молдинги, уплотнения, накладки, шумки, каждая запчасть на б/у рынке стоит от 1 до 2 тыс. рублей. Итого: от 11 до 20 тыс.
Переднее от 2 до 8 тыс. рублей. Заднее до 15 тыс. рублей. Кузов тоже идет в распил и на продажу, вплоть до редких на рынке силовых элементов. Итого преступники могут получить до 46 тыс. с жестянки.
Остается половина автомобиля. И уж поверьте, в «умелых» руках это еще как минимум 300- 400 тыс. рублей. Датчики, блоки управления, салон, сиденья, элементы кузова, подвеска, части привода... К концу разборки от автомобиля останется лишь остов.
ИТОГО: 960.000- 1.060.000 РУБЛЕЙ ВМЕСТО СРЕДНИХ ПО РЫНКУ 850 ТЫС.
При этом также не стоит забывать, что угнанные автомобили обычно продаются гораздо дешевле "чистых" машин – в половину стоимости или того меньше, поэтому ушедшие на разборку детали принесут прибыль в разы выше, чем реализация угнанного автомобиля целиком.
Плюс криминальный бизнес любит тишину. В гараже у джентльменов удачи меньше шансов встретиться с полицией, а значит, меньше вероятность попасть за решетку. Вот такие дела...