Смотря кино, мы меньше всего думаем, каким образом получается та или иная картинка. Тонущий «Титаник», динозавры из «Парка Юрского периода» или мир будущего из «Бегущего по лезвию 2049»…
Что же говорить о звуках, издаваемых огромной Годзиллой или беспощадным велоцираптором. Каким образом специалист по шумовым эффектам получает столь впечатляющий и пугающий первобытный рев? Или как озвучивается падающий снег или сильный ливень?
Сегодня мы немного приоткроем дверь в творческую «кухню», где изготавливают звуки для знаменитых голливудских фильмов.
Вы испытаете легкий шок, увидев, как это получается.
Чтобы жуткий монстр ревел по-настоящему, применяют детский шарик. Все знают, какие противные звуки он издает, когда его надувают и теребят. Но с помощью сверхчувствительного микрофона и специальных эффектов невинная забава превращается в подлинный звуковой шедевр.
От которого мурашки по коже, когда смотришь на экран.
Чтобы придать большего драматизма и динамизма сцене побега из Шоушенка, сценаристы придумали сильную бурю: раскаты грома, стена дождя. В студии обходятся без плохой погоды, просто записывая шипение и шкворчание аппетитного бекона и сосисок на сковородке.
Как удобно: совместили приятное с полезным – и поработали, и поели.
Жуткий хруст костей, перемалываемых страшными челюстями юрских хищников, проникновение в плоть острых как бритва зубов – не что иное, как поедание сельдерея или морковки.
Тоже очень аппетитно.
В студии, где пишут киношные звуки, очень тихо и чисто. И, конечно, здесь нет конюшни или пастбища с табуном лошадей, на одной из которых так эффектно скачет непобедимый Гладиатор.
Ход и переступ подкованной лошади можно имитировать двумя пустыми чашами от кокосового ореха. Иногда для этого же используют музыкальный ударный инструмент, называемый коробочка.
В эпических блокбастерах вроде «300 спартанцев» множество батальных эпизодов. Тучи стрел, застилающих небо, свистящие наконечники, упругие тетивы луков. Знаете, что это на самом деле?
Бамбуковая палочка – у нее полое нутро; ей с силой машут перед микрофоном, и свист рассекаемого воздуха становится звуковым фоном древних сражений.
Без стрельбы в кино никуда. Звук выстрела на экране был, пожалуй, одним из первых, когда кинематограф становился звуковым. И в разное время для озвучки револьверного хлопка использовались свои приемы. Например, специальные хлопушки из двух скрепленных досок.
Сегодня для этих целей применяется пистолет. Но не настоящий, а штапельный.
Скрипучие, хрусткие и упругие – эти звуки получают, переминая крахмал. Муку высыпают в емкость и перемешивают, записывая процесс на микрофон.
К слову, Голливуд – это юг Калифорнии. Снега здесь практически не бывает. Если только в «фабрике грез».
Как и встарь, лучшим имитатором раскатов грома остаются большие листы меди. По ним били специальным молотом или выламывали, отчего те резонировали. Так было и в театре Древней Греции, в ранних оперных постановках. Лучшего способа «громыхнуть» пока не придумано.
Только сейчас используют листы алюминия.
Как и пальба, сцены драк – неотъемлемая часть большинства картин. Когда «хорошего» нещадно бьют, а в конце тот мстит «плохому». Удар кулака лучше всего «звучит» в исполнении куска сырого мяса. Сочно, колоритно и очень убедительно. Иногда в качестве варианта-замены используют большие и толстые книги. При ударе о стол у них выходит правильная отзвучка.
Романтический образ: вечер, героиня и герой объясняются на качелях. Или в хорорах. Петли немного поскрипывают, издавая характерный металлический звук. В зале публика холодеет от ужаса…
Не пугайтесь, это всего лишь запись несмазанных дверных петель.
Для передачи эмоциональной глубины сцены без звука сердца никак. Создатели шумовых эффектов обходятся без стетоскопов или их сложных цифровых аналогов. Простой мусорный бак.
Может быть, не так романтично, зато как гулко и сильно звучат удары по нему снаружи.
С этим все просто. Герои целуются в кадре, а звукооператоры целуют… самих себя. Точнее, свои руки.
Для большей убедительности можно смочить кожу рук водой, и звук поцелуя получится на 1 миллион долларов!
Еще один хрестоматийный киношный элемент. Живой или раненый, убитый или неземной – все тела, ударяясь о землю, издают характерный гулкий звук.
Вы никогда не задумывались, что он очень похож на тот, который издают толстые книги, падающие с высоты на деревянный пол?
Где бы ни был разведен огонь – в доме или на улице, – он всегда горит одинаково хрустко. Это потрескивают головешки, угольки. Их звуки согревают и умиротворяют.
Знайте, чтобы получить их, перед микрофоном ассистенты выщелкивают «пупырку», или воздушно-пузырьковую пленку, применяемую для безопасной транспортировки хрупких грузов.
Помните эпизод в 1-м «Парке Юрского периода», когда создатель безумного аттракциона показывает своим гостям на острове динозавров, как появляется на свет детеныш доисторического животного?
Для треска скорлупы используют вафли.
А – в других фильмах – для того чтобы услышать, как из гигантских яиц «вылупляются» огромные монстры, создатели звуковых эффектов давят куски мякоти дынь или арбузов, надев на руки резиновые перчатки в жидком мыле.