12 фактов о легендарном фильме «Титаник», в котором создатели исказили реальные события
Что правда, а что вымысел в одном из самых кассовых фильмов всех времен? Мнение историков: порой желаемое выдавали за действительное.
В этом году исполняется 25 лет знаменитому фильму Джеймса Кэмерона (1998) о безнадежной любви аристократки Роуз (Кейт Уинслет) и парня из рабочего класса Джека (Леонардо ДиКаприо) во время первого плавания злополучного лайнера «Титаник».
Фильм получил 11 премий «Оскар», в том числе за лучший фильм, лучшую режиссуру, лучшую операторскую работу и лучшую песню. При бюджете 200 миллионов кассовые сборы «Титаника» составили 2 миллиарда 200 миллионов долларов: пальму первенства он держал в течение 12 лет, пока не уступил ее еще одному шедевру Кэмерона, «Аватару».
«Титаник» также стал первым фильмом, который выпустили на видеокассетах и CD-дисках еще до завершения кинопроката.
В 2023 году, к юбилею картины, студия Paramount Pictures перевыпустила киносагу в обновленном формате 3D в качестве 4K с повышенной частотой кадров, а также создала новый кинотрейлер.
Разумеется, фильм — лишь художественная версия событий той роковой апрельской ночи 1912 года. Мы в 1Gai.Ru предлагаем погрузиться в историю создания фильма и узнать мнение эксперта.
Достоверный ли фильм «Титаник»? Спойлер: и да, и нет!
Paramount Pictures
Историк из Швеции Клаес-Горан Веттерхольм, который всю жизнь изучал «Титаник», затонувший 15 апреля 1912 года и унесший жизни 1500 человек, говорит, что многие культовые сцены фильма расходятся с фактами той роковой ночи.
«Это лучший фильм о «Титанике», снятый о том, чего никогда не было, — говорит он. — Во всей истории картины, которую мы знаем, желаемое часто выдается за действительное».
Итак, рассмотрим факты и моменты, которые были приукрашены.
Клаес-Горан Веттерхольм утверждает, что корма не могла погрузиться в море, как это показано в фильме.
Помните страшный момент, когда огромный лайнер разламывается на две части и погружается в ледяную Атлантику? Эта сцена является несомненным достижением кинематографа и заслугой всех киноделов картины, но в особенности нужно отдать дань уважения лично режиссеру.
Однако историк утверждает, что корма корабля, на самом деле, не могла отломиться так, как это показали в фильме. По его словам, он даже поссорился из-за этого с Кэмероном.
«Я сказал ему, что корма никогда не отламывалась от судна и не тонула в океане, — вспоминает он. — Это невозможно, потому что такое развитие событий вызвало бы сильную волну, но он настаивал, что в реальности так и было и что волна тоже была».
«Я просто не смог сдержаться и сказал: "Это чушь собачья. Если бы корма упала, возникло бы мини-цунами, которое захлестнуло бы тяжелые, нагруженные спасательные шлюпки, плавающие рядом. Как итог 13 из 15 спасательных лодок накрыла бы большая волна и у людей в них не было бы шансов спастись"».
Однако в реальности в тот злополучный день на воде не было даже ряби, и некоторые люди, которым удалось выжить в этом кораблекрушении, говорили, что никогда не видели Северную Атлантику такой спокойной.
По словам Веттерхольма, Кэмерон тогда так и не изменил своего мнения. Но недавно он прочитал, что теперь режиссер как-то сказал в одном из интервью, что «Титаник» тонул, на самом деле, не так, как это было показано в кинокартине.
Запертые двери-решетки
Paramount Pictures
Клаес утверждает, что железные ворота не препятствовали выходу пассажиров третьего класса.
В фильме же показано, что, когда корабль идет ко дну, пассажиры третьего класса обречены на гибель из-за запертых дверей, которые не дают им выйти наверх.
Но Клаес настаивает на том, что в данном случае речь идет скорее о психических барьерах, которые не позволили пассажирам третьего класса спастись.
«В фильме показаны железные решетки от пола до потолка, но таких ворот в реальности не было, — говорит он. — Такие ворота на «Титанике» были лишь около полуметра, люди были выше их».
Такие ограждения не могли сдержать людей, если только они, услышав о запрете прохода и увидев табличку о том, что проход закрыт, не стояли и просто ждали, когда кто-то отопрет решетки. Вряд ли, когда все поняли, что корабль тонет, люди из третьего класса стояли и ничего не предпринимали. Тем более с учетом реальных размеров ворот перелезть через них было легко.
Также, по мнению историка, пассажиры первого и второго класса на самом деле могли легко подняться на шлюпочную палубу и без проблем сесть в спасательные шлюпки. Пассажиры же третьего класса просто не знали, как пройти к лодкам. И когда они нашли их, было уже поздно.
Кстати говоря, пассажиры третьего класса могли без проблем разместиться в последних четырех шлюпках — 13, 14, 15 и 16 — но большинство так и не добралось до них. Кто-то решил со страха остаться в своих каютах, кто-то слишком долго искал шлюпочную палубу, а кто-то решил выпрыгнуть с корабля прямо в воду.
Клаес говорит, что страстная сцена между Джеком и Роуз — чистая фантазия и вымысел сценаристов и режиссера.
В самой сексуальной сцене фильма — в буквальном смысле — Роуз и Джек занимаются любовью в машине на грузовой палубе, но, судя по всему, в реальности этого не могло быть. Вот что говорит историк:
«В грузовой декларации написано, что на корабле перевозятся «автозапчасти», что означает, что на борту в грузовом отсеке находились не автомобили, а только их части, в том числе колесная база и рама, — объясняет он. — На самом деле им не на чем было заниматься любовью — а даже если бы они и занимались этим в настоящей машине, то перемазались бы в масле».
Пожилая пара
Paramount Pictures
Пара, которая лежит на кровати в каюте корабля в то время, пока «Титаник» тонет, реально существовала.
Один из самых душераздирающих моментов фильма — пожилая пара, которая уходит на дно в объятиях друг друга, вместо того чтобы попытаться спастись.
Трагическая история основана на реальном случае из жизни Исидора Страуса, 67-летнего владельца нью-йоркского магазина «Macy’s», и его жены Иды, 63 лет.
«Поскольку первыми спасали женщин и детей, Иду направили к спасательным шлюпкам по левому борту, но ее мужу с ней идти не разрешили, — рассказывает Клаес. — Но она не села в лодку и вернулась к своей второй половине, и кто-то услышал, как она сказала ему: «Мы так долго были вместе. Куда ты, туда и я». В последний раз их видели сидящими в шезлонгах. Его тело было найдено, но ее так и не нашли».
Пьяный пекарь
Пекарь Джокин пьет виски в фильме. Paramount Pictures
Пока вокруг царит хаос, пекарь висит на поручнях корабля и потягивает виски из фляжки. Эта сцена вполне реальна.
Этот хладнокровный пьяница «списан» с главного пекаря Чарльза Джокина, который, по словам Клаеса, был «замаринован в алкоголе» и «жил по принципу «лучше иметь алкоголь в организме, чем вне его».
Историк рассказывает:
«Чарльз должен был отвечать за спасательную шлюпку, но когда корма стала подниматься из воды, он забрался на перила правого борта и использовал их как лестницу. Когда его спросили на допросе, что он делал, когда корабль тонул, он ответил: «Я переложил пару вещей из одного кармана в другой и затянул ремень. Позже он попытался забраться в перевернутую спасательную шлюпку, но его оттолкнули, и он остался висеть на поручнях. Чарльз был уникальным человеком, который действительно выжил, находясь очень долгое время в воде. Эксперты говорят, что вряд ли ему помог выжить алкоголь, но это точно...»
Историк-эксперт утверждает, что деревянная дверь в реальной жизни не спасла бы ни Джека, ни Роуз.
В душераздирающих финальных сценах фильма Роуз лежит на плавающей доске, часто называемой дверью, а замерзший Джек находится в ледяной воде.
Но эксперт считает, что плавающая доска или даже дверь не спасла бы ни одного из героев.
«Начнем с того, что это не дверь, — говорит Клаес. — Это кусок обшивки стены из первого класса, который до сих пор можно увидеть в Морском музее в Галифаксе, Новая Шотландия. Кэмерон скопировал эту панель. Во время съемок выяснилось, что она оказалась слишком мала для актрисы Кейт Уинслет, которая сваливалась с нее. В итоге деревянный элемент пришлось сделать больше. Кроме того, даже если бы на ней разместились два человека, Роуз и Джек не выжили бы, потому что панель была тонкая, а температура воды была около нуля градусов. Максимум через 15 минут они бы погибли от переохлаждения».
Сцена на лестнице
Paramount Pictures
Клаес говорит, что лестница в фильме была не на том месте.
Один из самых трогательных моментов фильма — это сцена, когда Джек нервничает и ждет, когда же Роуз придет на ужин.
Спустившись по элегантной и роскошной лестнице в салон первого класса, она ошеломленно смотрит на его преображение, когда он целует ей руку. Но Клаес утверждает, что сцена ненатуральная, потому что лестница находится не в том месте.
«Фильм невероятно хорошо сделан с точки зрения интерьеров и дизайна, — признает он. — Но для тех, кто изучал «Титаник», это забавная, но неточная сцена, потому что на площадке, с которой они спускаются, нет ничего, кроме шлюпочной палубы, расположенной на улице.
Получается, что все эти люди в элегантных вечерних платьях спускались по лестнице, заходя на нее с улицы, где был полярный холод. На самом деле каюта-апартаменты Роуз находились под этой палубой, поэтому она должна была подняться снизу, а не спускаться сверху. Но Джеймсу Кэмерону пришлось переделать конструкцию «Титаника», чтобы придать фильму больше драматизма».
Гибель конструктора и других людей
Paramount Pictures
Виктор Гарбер играет конструктора, судостроителя «Титаника» Томаса Эндрюса.
Многие персонажи в фильме реальны, в том числе вздорная Молли Браун (Кэти Бейтс), которая безуспешно умоляла офицера, управляющего ее спасательной шлюпкой, повернуть, чтобы спасти тонущих пассажиров.
Астор, Джон Джекоб, 47-летний миллионер, и его молодая беременная жена Мадлен, на которую Джеку указала Роуз, также реальны.
Их любовная связь вызвала скандал в американском обществе, и когда он погиб в катастрофе, она осталась почти без денег из-за подписанного ею брачного контракта, лишающего ее состояния в случае его смерти.
Томас Эндрюс, спроектировавший якобы «непотопляемый» корабль, показан в фильме спокойно курящим в гостиной в предчувствии приближающейся гибели. Это тоже правда, поскольку, по словам стюарда, Эндрюс находился в зале для курения первого класса, когда корабль тонул.
Стюард спросил конструктора: «Не собираетесь ли вы попробовать спастись, мистер Эндрюс?», но он ничего не ответил.
В ходе расследования было установлено, что ахиллесовой пятой «Титаника» были переборки (вертикальные стенки внутри корпуса судна, которые разделяли 16 водонепроницаемых отсеков), которые были недостаточно высокими, а причина — закон не позволял сделать их выше.
«Если бы их разрешалось сделать больше, «Титаник» не утонул бы, но после катастрофы все изменилось в судостроении. Крушение корабля — это переломный момент в истории безопасности на море, потому что после его гибели стало абсолютно ясно, что против природы человек бессилен.
Кстати, после этой катастрофы с тех пор ни одно судно не может выйти в море без соблюдения ряда мер безопасности. Например, без достаточного количества спасательных шлюпок».
Скандал вокруг офицера Мёрдока
Paramount Pictures
Мёрдока в фильме сыграл Ивэн Стюарт.
Alamy
Настоящий же офицер Мёрдок был героем, а не тем, кем его показали в картине.
В спорной сцене из фильма первый офицер Уильям Мёрдок (Ивэн Стюарт) стреляет в друга Джека Доусона Томми, а затем лишает жизни и себя.
Кстати, недавно Джеймс Кэмерон признался, что это киносцена, о которой он больше всего сожалеет.
Клаес рассказывает, что после премьеры фильма в Германии в 1998 году он сказал режиссеру, что тот сильно ошибся.
«Показано, что Уильяма Мёрдока подкупают, он стреляет в пассажира, а затем в себя, а этого никогда не было, — говорит он. — Нельзя использовать реальных людей и менять их историю, потому что семья Мёрдока была очень возмущена этим».
«Кинокомпания Fox и Paramount» отправила вице-президента в родной город Мёрдока — Далбитти в Шотландии, где он встретился с племянником Уильяма Скоттом Мёрдоком, и они пожертвовали 5 000 фунтов стерлингов в фонд памяти Мёрдока и подарили его родственнику тарелку из фильма. «Учитывая, что они уже заработали более миллиарда долларов на фильме, это было чрезвычайно "щедро", но нелепо!»
Тайна капитана Смита
Getty
У капитана Смита, возможно, во время кораблекрушения случился нервный срыв.
В фильме капитан Джон Смит стоит в рулевой рубке в ожидании верной гибели, но другие считают, что он прыгнул в воду и пытался помочь людям сесть в спасательные шлюпки, где и утонул.
Историк Клаес говорит, что истина, возможно, никогда не будет известна.
«Есть много противоречивых свидетельств очевидцев, но я думаю, что мы можем предположить, что он остался на мостике и погиб там», — говорит он.
«Впоследствии появилось много историй о капитане Смите — например, что он не погиб, — и тому подобное, потому что он просто исчез».
«Казалось, что он был очень пассивным во время катастрофы. Но он не был готов к этому, поэтому у меня есть ощущение, что у него мог случиться шок. Он не знал, что делать. Он понимал, что корабль затонет через полтора-два часа и что на корабле есть спасательные шлюпки только для половины экипажа и пассажиров. Ближайший корабль придет через четыре часа, а вода была настолько холодной, что люди прожили бы в ней всего 15-20 минут. Что же делать?..»