Как сделать волокуши из веток своими руками (травуа для перевозки грузов в лесу)
Рассказываем как своими руками сделать в лесу сани для перевозки груза.
Первые упоминания об использовании волокуш (травуа) – тягловых саней с двухполюсной рамой – датируются временами, когда человек еще не изобрел колесо. Популярность использования такого средства транспортировки в течение тысячелетий обусловлена незамысловатой конструкцией и способностью упрощать перемещение тяжелых грузов на большие расстояния.
Общие данные о травуа / волоке / волокуши
Wikipedia
Наиболее часто травуа использовались на территории Америки, т. к. индейцы перемещали с их помощью припасы между своими лагерями.
Нередко они применяли самодельный транспорт для перевозки разных предметов, удерживая конструкцию рукой или зафиксировав на плече. Также разрабатывались особые модификации, позволяющие зацепить лошадей и рабочих собак.
Для тех, кто собирается отправиться далеко в лес, умение собирать примитивное травуа может стать потенциально спасительным навыком. С этим приспособлением вы сможете перетаскивать большое количество дров при выживании в лесу либо перевозить раненого друга и его снаряжение в безопасное место.
В других обстоятельствах, когда нужно переместить добычу, пойманную на охоте, к машине, травуа – просто незаменимый инструмент.
По сути, травуа представляет собой конструкцию из нескольких столбов, собранных в форме равнобедренного треугольника, который поддерживается дополнительными опорами или сеткой. Для самостоятельной сборки потребуется только топор и веревка. Алгоритм действий по изготовлению травуа выглядит достаточно просто.
В нашей стране были распространены волокуши (волока). Их использовали в северных и северо-восточных территориях Российской империи. Волока — это предок саней. Волока представляет собой длинные березовые жерди, сделанных из выкопанных из почвы (с корнями) стволов. В жерди в старые времена впрягалась лошадь для перевозки людей и тяжелых грузов.
Первый шаг – заготовка древесины
Для начала нужно подготовить два достаточно длинных шеста (3,5-4,5 метра) и два более коротких – 1-1,5 метра. Оптимальный диаметр опор составляет 10-15 см в самом широком месте.
При этом прочность конструкций зависит от качества используемых сортов древесины. Например, обрезка веток на лиственном дереве позволит получить прочную жердь, а мертвая сосновая ветка или прочий мягкий материал будет уязвим к повреждениям при повышенных нагрузках.
Приспособление должно быть надежным, но выбирать для сборки чрезмерно тяжелые шесты неразумно – травуа станет неудобным в эксплуатации, а его эффективность снизится.
Второй шаг – выполните обрезку шестов
Избавьтесь от ненужных отрезков шестов, чтобы получить конструкции идентичной длины. Также удалите мелкие ветки и повторите действия с меньшими шестами.
Третий шаг – расставьте длинные шесты
Завершив подгонку палок, закрепите длинные шесты в форме буквы Х. Палки должны пересекаться на 2/3 длины. Форму можно проверить, вставив в меньшую выемку тонкий шест. Это позволит убедиться, что вам будет удобно управлять травуа и тащить его за собой.
Четвертый шаг – добавьте короткие палки
На следующем этапе нужно соединить короткие шесты с каркасом травуа, равномерно расположив их и убедившись в достаточной длине. Эти элементы должны покрыть расстояние между ногами человека и приспособлением.
Пятый шаг – свяжите длинные шесты
Длинные элементы конструкции нужно связать в местах пересечения любой веревкой. Существуют подробные инструкции по обучению технике диагонального крепления.
Шестой шаг – свяжите короткие палки
Завершите привязку коротких шестов к основанию и отрежьте оставшиеся элементы. Для надежного крепления лучше использовать принцип квадратного соединения.
Седьмой шаг – избавьтесь от лишних ножек
Переверните травуа на обратную сторону и наклоните ножки таким образом, чтобы они скользили по земле. Отрубите топором или срежьте ножом ненужные элементы.
Восьмой шаг – загрузите и начинайте перевозку
Переверните травуа на нужную сторону, проверьте надежность крепления ремней и приступайте к транспортировке необходимых вещей.