Разъяснения Пленума ВС РФ: за что и как можно наказывать водителей и когда нельзя

Нечитаемые номера, правила обгона, лишение прав, езда без ОСАГО, автомобиль без номеров, светодиоды и другие вопросы в обзоре судебной практики.

Верховный суд разработал проект постановления Пленума РФ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», который разъясняет в каких случаях можно привлекать к ответственности водителей, собственников транспортных средств, а в каких нельзя.

 

По статистике, каждое пятое административное дело в судах относится к 12 главе КоАП. Напомним, что эта глава касается всех участников дорожного движения. Логично, что разработанный Верховным судом документ имеет важное значение для всех автовладельцев, водителей и пешеходов. 

 

Новый документ по нарушениям, связанным с дорожным движением, назрел уже давно. Последний раз постановление Пленума ВС по Правилам дорожного движения было принято в 2006 году. В 2012 году в него вносились изменения. С тех пор все суды при рассмотрении административных правонарушений в области дорожного движения руководствуются старым постановлением. Но из-за существенных изменений в законодательстве появилась необходимость в новом документе. 

После утверждения нового постановления суды получат новый документ для правоприменения при рассмотрении административных дел, предусмотренных 12 главой КоАП. 

Новый документ довольно-таки обширен и затрагивает большое количество разъяснений по применению административного наказания в отношении водителей и собственников транспортных средств. 

 

Вот список самых важных вопросов, которые подробно рассмотрели в Верховном суде при работе с документом. 

 

В каких случаях можно не возить полис ОСАГО с собой? 

 

В каких случаях водителя оштрафуют за скрытый госномер?

 

Что такое подложный номер?

 

В каких случаях водителя оштрафуют за управление автомобилем, который либо не зарегистрирован, либо не перерегистрирован после продажи в срок? 

 

Если лишили прав за нарушение ПДД, совершенное за рулем автомобиля, можно ли ездить на других транспортных средствах?

 

Привлекут ли к ответственности водителя, который спровоцировал ДТП и уехал?

 

Нужно ли уступать обочечнику? 

 

В каких случаях нельзя штрафовать за обгон?

 

Разрешено ли ехать задним ходом на односторонней дороге? 

 

Превысил скорость: за что оштрафуют – за знак или скорость? 

 

Какова ответственность при одновременной стоянке на тротуаре и газоне?

 

В каких случаях нарушение ПДД признано повторным? 

 

Как доказать, что в момент нарушения ПДД за рулем был другой водитель?

 

В каких случаях не может быть два штрафа с нескольких камер? 

 

Кто такой водитель? 

 

Что такое транспортное средство?

 

Давайте теперь остановимся на каждом вопросе подробнее, рассмотрев разъяснения Верховного суда. Думаем, наш анализ будет полезен всем автолюбителям и другим участникам дорожного движения. Благодаря постановлению Пленума Верховного суда четко разъясняется правоприменение действующего административного законодательства, на основе чего многие водители и собственники транспортных средств могут оценить свои шансы в суде, а также заранее осознать истинную ответственность за нарушение ПДД. 

 

Скачать постановление Пленума Верховного суда:  Скачать файл: proekt-postanovlenija-verhovnogo-suda.doc [330 Kb] (cкачиваний: 864)
Посмотреть онлайн файл: proekt-postanovlenija-verhovnogo-suda.doc

 

Итак, поехали. 

 

Почему, если забыл дома бланк полиса ОСАГО, ждет штраф? 

В связи с участившимися случаями споров в суде, связанных с правоприменением части 2 статьи 12.3 (управление автомобилем без полиса ОСАГО), Верховный суд разъяснил, что водителя, имеющего электронный полис ОСАГО, нельзя привлекать к ответственности, когда у него нет при себе распечатки е-полиса. Если же полис оформлен на обычном бумажном бланке, то он обязан возить его с собой. Иначе водителя ждет ответственность. 

 

В каких случаях водителя ждет административная ответственность за сокрытие номера автомобиля? 

Как отмечается в проекте постановления Верховного суда, даже сам факт наличия механического устройства на автомобиле, которое может скрывать номерные знаки, уже образует состав нарушения. 

 

Также водителя должны привлечь к ответственности в случае управления транспортным средством, на котором есть нечитаемые, нестандартные или установленные с нарушением Госстандарта номерные знаки. В этом случае водителя обязаны привлечь по части 1 статьи 12.2 КоАП. 

 

По части 2 статьи 12.2 водители привлекаются в следующих случаях: 

 

  • управление ТС без государственных регистрационных знаков (в том числе без одного из них), при наличии государственных регистрационных знаков, установленных в нарушение требований государственного стандарта на не предусмотренных конструкцией транспортного средства для этого местах (в том числе только одного из них)
  • с государственными регистрационными знаками, видоизмененными или оборудованными с применением устройств или материалов, препятствующих идентификации государственных регистрационных знаков либо позволяющих их видоизменить или скрыть (в том числе только одного из них), включая случаи, когда на момент остановки транспортного средства такие устройства или материалы не применялись для видоизменения или сокрытия государственных регистрационных знаков (в том числе только одного из них).

 

Что такое подложный государственный номерной знак транспортного средства?

В административном законодательстве есть понятие «подложный регистрационный номер транспортного средства», за который водитель может быть привлечен к ответственности как за его установку на автомобиль, так и за управление транспортным средством с подложным номером. Вот как разъяснил Пленум ВС РФ понятие подложного номера.

 

 

Ответственность за подложные номерные знаки (части 3 и 4 статьи 12.2 КоАП):

 

  • изготовленные лицами, не уполномоченными на изготовление государственных регистрационных знаков;
  • не соответствующие требованиям, установленным законодательством о техническом регулировании, в части нарушений при их изготовлении требований национального стандарта Российской Федерации относительно технических условий и конструкторской документации (в частности, государственные регистрационные знаки (в том числе один из них), не соответствующие основным размерам таких знаков, предназначенных для определенной группы транспортных средств; форма и характер начертания, толщина линий цифр и букв, применяемых на лицевой стороне которых, изменены);
  • изготовленные в соответствии с техническими требованиями государственные регистрационные знаки (в том числе один из них), в которые были внесены изменения, искажающие нанесенные на них символы, в частности один из них (например, выдавливание, механическое удаление символа (символов), подчистка, подкраска), и допускающие иное прочтение государственного регистрационного знака;
  • соответствующие техническим требованиям государственные регистрационные знаки (в том числе один из них), отличные от внесенных в регистрационные документы данного транспортного средства (например, выдававшиеся на данное транспортное средство ранее (до внесения изменений в регистрационные документы транспортного средства), либо выданные на другое транспортное средство, либо не выдававшиеся в установленном порядке)



В каких случаях собственник автомобиля не несет ответственность за автомобиль, не имеющий техосмотра или не зарегистрированный в установленном порядке? 

В последние годы у судов возникает много вопросов, связанных с ответственностью собственников транспортных средств, которые, несмотря на продажу автомобиля, по-прежнему являются владельцами транспортного средства. Речь идет о том, что многие покупатели подержанных автомобилей не спешат ставить автомобиль на учет на свое имя. В итоге у некоторых судов возникли вопросы, кто должен нести ответственность за управление автомобилем, не зарегистрированным в установленном законом порядке.

 

Пленум ВС разъяснил, что в этом случае ответственность по части 1 статьи 12.1 КоАП несет водитель, управляющий таким транспортным средством. Причем независимо от того, кому принадлежит обязанность в регистрации ТС. 

 

 

То же лицо, на котором лежала обязанность зарегистрировать транспортное средство в установленный законом срок, должно привлекаться к ответственности по части 1 статьи 19.22 КоАП РФ. 

 

Можно ли, лишившись прав за нарушение ПДД за рулем автомобиля, управлять мотоциклом или другим видом транспортного средства? 

Многие сегодня полагают, что, лишившись прав управления, например, легковым автомобилем, при наличии открытых других категорий прав закон разрешает управлять другими транспортными средствами. Но на самом деле это не так. Удивительно, что этот момент вошел в итоговое разъяснение постановления Пленума ВС, касаемого главы 12 КоАП. Значит, какие-то суды в России понимали понятие «лишение водительских прав» как-то по-своему и неправильно.

 

Для того чтобы не было неоднозначной трактовки положения по лишению прав, Верховный суд четко объяснил, что лишение прав означает, что водитель лишается одновременно права управления всеми транспортными средствами, независимо от того, транспортным средством какой категории (подкатегории) он управлял в момент совершения административного правонарушения.

 

Водитель, спровоцировав аварию, уехал – есть ли штраф?

Напомним, что за оставление места ДТП в законодательстве предусмотрена ответственность в соответствии с частью 2 статьи 12.27 КоАП РФ. 

 

Чаще всего по этой статье привлекают водителей, которые, попав в дорожно-транспортное происшествие, покинули место происшествия. 

 

 

Намного реже к ответственности привлекают водителей, которые спровоцировали аварию, не повредив свою машину, и уехали с места ДТП. Как разъяснил ВС РФ, к ответственности могут привлекаться водители, которые нарушили ПДД, что стало причиной ДТП, и скрылись с места аварии, независимо от того, вступило ли управляемое ими транспортное средство в механическое взаимодействие с другими транспортными средствами (транспортным средством), физическими лицами или материальными объектами, при условии, что эти водители были осведомлены о факте дорожно-транспортного происшествия, однако умышленно оставили место дорожно-транспортного происшествия.

 

Причем, как отмечает Верховный суд, водителям, скрывшимся с места ДТП, которое произошло по их вине, нужно помнить о запрете употребления алкоголя и наркотических/психотропных веществ. Иначе их действия согласно законодательству подлежат квалифицированию по части 3 статьи 12.27 КоАП РФ. 

 

Нужно ли, несмотря на помеху справа, уступать дорогу тем, кто движется по обочине? 

Еще один важный момент, связанный с довольно спорным делом, когда на дороге возникает конфликт или ДТП, при котором водители в нарушение ПДД движутся по обочине и в последующем выезжают на дорогу, мешая тем самым движению транспорта, был разъяснен постановлением Пленума Верховного суда. 

 

 

Вопреки одному из самых главных правил, основанному на принципе «Уступи дорогу при помехе справа», как разъяснил ВС РФ, те, кто движется по обочине, не приобретают преимущественного права проезда при выезде с обочины. 

 

Так, преимущественное право на первоочередное движение автомобиля – это право двигаться в намеченном направлении по отношению к другим участникам дорожного движения, которые не должны начинать, возобновлять или продолжать движение, а также осуществлять маневр, если это может вынудить участников движения, имеющих преимущественное право проезда, изменить направление движения или скорость. 

 

Также суд отдельно отметил, что те, кто нарушает ПДД, не имеют преимущественного права проезда (например, те, кто движется по обочине). 

 

В каких случаях нарушившего знак «Обгон запрещен» водителя не могут оштрафовать? 

В постановлении ВС РФ есть разъяснения по поводу действия дорожного знака «Обгон запрещен». Суд отмечает, что этот запрет не действует при обгоне тихоходного транспортного средства и гужевых повозок, велосипедов, мопедов и двухколесных мотоциклов без бокового прицепа, если обгон не запрещен другими Правилами дорожного движения. 

 

 

Например, водителя не имеют право привлекать за выезд на встречку для обгона тихоходного транспорта  в зоне действия знака, даже если автомобиль пересек сплошную линию разметки или двойную сплошную. Дело в том, что согласно действующему законодательству дорожные знаки имеют приоритет перед разметкой.

 

Если же водитель в зоне действия дорожного знака «Обгон запрещен» обогнал транспортное средство, которое не относится к тихоходному, то действия водителя должны квалифицироваться по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ. 

 

В каких случаях нельзя двигаться задним ходом по односторонней дороге, а в каких можно? 

Верховный суд отметил, что, исходя из пункта 8.12 Правил дорожного движения, двигаться задним ходом по дороге с односторонним движением не запрещено. Но это можно делать не всегда. Так как, отметили судьи, движение задним ходом по односторонней дороге, где есть дорожный знак «Въезд запрещен» (3.1) образует состав нарушения по части 3 статьи 12.16 КоАП РФ. Если такой маневр задним ходом был осуществлен водителем на перекрестке, эти действия должны квалифицироваться по части 2 статьи 12.14 КоАП РФ. 

 

Превысил скорость, нарушив знак ограничения скорости: за что оштрафуют?

Верховный суд рассмотрел и это частое нарушение ПДД, связанное с превышением скорости автомобиля в зоне действия дорожного знака, ограничивающего скорость. Некоторые суды и сотрудники ГИБДД в России при рассмотрении таких дел неправильно квалифицировали действия водителей, привлекая их к ответственности за несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками (12.16 КоАП). 

 

 

В постановлении Пленума Верховного суда разъяснено, что в этом случае органы ГИБДД и суды при рассмотрении дел должны привлекать водителей за нарушение скорости в зоне действия дорожных знаков, ограничивающих скорость, по статье 12.9 КоАП, так как эта норма закона является специальной по отношению к части 1 статьи 12.16 КоАП РФ. 

 

Причем, как отмечает Верховный суд, водителей нельзя привлекать за нарушение предписания дорожного знака, ограничивающего скорость, даже если водитель превысил скорость менее чем на 20 км/час (в данный момент это нештрафуемый порог скорости). 

 

Как штрафуют водителей при одновременной парковке автомобиля на тротуаре и газоне? 

Вот что указал Верховный суд по этому поводу:

 

Если водитель разместил транспортное средство одновременно на тротуаре и газоне или другом объекте благоустройства, его действия при фиксации правонарушения должны квалифицироваться как по части 3 статьи 12.19, так и по статье КоАП субъекта Российской Федерации, если такой административный кодекс имеется.

 

 

Например, в городе Москве есть свой собственный КоАП, в котором есть статья, предусматривающая ответственность за парковку транспортных средств на газоне. Соответственно, на примере Москвы должностные лица имеют право привлечь водителя за размещение машины на тротуаре и газоне по двум статьям КоАП. 

 

В каких случаях водителя привлекут к ответственности за повторное нарушение ПДД? 

Отдельно Верховный суд разъяснил, что является повторным правонарушением в области дорожного движения. Так, повторным нарушением является административное правонарушение, совершенное водителем, подвергнутым ранее административному наказанию за однородное административное правонарушение, а также в том случае, если квалифицирующийся признак повторности является объективной стороной состава нарушения, предусмотренной 12 главой КоАП. Также ВС РФ обращает внимание на то, что лицо считается подвергнутым административному наказанию со дня окончания исполнения административного наказания с учетом положения статьи 31.9 КоАП РФ.

 

 

Как доказать, что в момент нарушения ПДД за рулем сидел другой водитель?

Нередко в России к административной ответственности привлекают владельцев транспортных средств, которые в момент нарушения ПДД находились не за рулем автомобиля. Напомним, что в случае выявления нарушения ПДД автоматическим комплексом фото-, видеофиксации штраф получает собственник транспортного средства, которое было зафиксировано камерами. Нередко когда при этом в момент нарушения ПДД за рулем находился не собственник транспортного средства. В этом случае, как разъяснил ВС РФ, владелец автомобиля может быть освобожден от ответственности, если при рассмотрении жалобы автовладельца будут подтверждены данные о том, что в момент фото-, видеофиксации нарушения ПДД за рулем автомобиля находился другой водитель. 

 

Такими доказательствами, например, могут быть какие-либо договоры, подтверждающие, что автомобиль передавался во временное владение, сдавался в аренду, лизинг и т. п.  

 

Также может являться доказательством наличие полиса ОСАГО, в который помимо собственника вписан другой водитель. 

 

В каких случаях водителя нельзя штрафовать с двух камер на дороге, расположенных недалеко друг от друга? 

В последние годы в России существенно выросло количество автоматических камер фото-, видеофиксации нарушений ПДД. Нередко на дорогах на одном коротком участке дороги могут висеть несколько камер. Например, встречаются дороги, где несколько камер могут висеть одна за другой. В итоге многие водители получают из таких мест по несколько штрафов. Иногда это противоречит закону. 

 

 

Так, Верховный суд разъяснил, что штраф с другой камеры должен быть отменен, если после фиксации нарушения первой камерой у водителя не было законной возможности прекратить нарушение ПДД. Например, проезжая под первую камеру с превышением скорости, у водителя не было возможности резко снизить скорость перед второй, рядом расположенной камерой, поскольку это бы создало аварийную ситуацию на дороге. Или, например, выехавшему на полосу для маршрутных транспортных средств и попавшему на камеру водителю нельзя присылать еще один штраф с другой камеры, расположенной рядом, если, согласно ПДД, у него не было возможности перестроиться в другую полосу (например, водитель не мог перестроиться в связи со сплошной линией разметки на общественной полосе). 

 

Кто такой водитель? Кто попадает под это понятие?

Очень часто в российских судах возникают споры, связанные с тем, кто считается водителем, а кто нет. Например, как разъяснил Верховный суд, водителем считается не только тот, кто получил установленное законом право управления транспортным средством соответствующей категории, но и иное лицо, не имеющее права управления любыми или отдельными категориями/подкатегориями транспортных средств, либо лишенный такого права. 

 

Также суд напомнил, что водителем также признается лицо, обучающее вождению во время учебной езды. 

 

 

Кроме того, водителем признается лицо, которое едет в буксируемом транспортном средстве, за исключением случаев, когда конструкция жесткой сцепки обеспечивает при прямолинейном движении следование буксируемого транспортного средства по траектории буксирующего (пункт 20.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 (далее – ПДД РФ).

 

В том числе водителями являются погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо, а также водитель гужевой повозки (саней).

 

Что такое транспортное средство? 

Как отмечает Верховный суд, глава 12 КоАП РФ под транспортным средством подразумевает следующий транспорт:

 

подлежащие государственной регистрации автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час,

подлежащие государственной регистрации автомототранспортные средства с максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час,

подлежащие государственной регистрации прицепы к указанным автомототранспортным средствам,

трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, 

транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право (например, мопед).

 

Стоит также обратить внимание на примечание статьи 12.21, в котором также закреплено понятие «транспортное средство», которое расширительному толкованию не подлежит. 

 

Однако Верховный суд обращает внимание, что 12 глава КоАП предусматривает отдельными статьями ответственность лиц, управляющих иными транспортными средствами передвижения (велосипедом, гужевой повозкой). 

Вот еще цитата из постановления Верховного суда: 

 

При рассмотрении дел об административных правонарушениях в области дорожного движения необходимо учитывать, что управление транспортным средством представляет собой целенаправленное воздействие на него лица, в результате которого транспортное средство перемещается в пространстве 

(вне зависимости от запуска двигателя). Действия лица, приравненного к пешеходу (пункт 1.2 ПДД РФ), например ведущего мопед, мотоцикл, не могут расцениваться в качестве управления транспортным средством.

Оцените новость:
13.06.19 (11:51)
12 122
Источник — © 1gai.ru
Автор — 1gai
Автомобили из каких стран вы считаете надежными?

Следите за нами в соцсетях

Новостная рассылка


Рассылка анонсов статей производится каждый понедельник