Современный прогресс в автопромышленности привел к тому, что стало не редкостью, появились легковые автомобили мощностью по 1000 л.с. и более, тогда как еще совсем недавно подобная мощность на легковом транспорте казалась фантастикой. Но все мы с вами безусловно знаем о том, что легковые автотранспортные средства не являются тем самым эталоном мощности о котором пойдет речь в нашей сегодняшней статье.
На нашей земле давно существует другой транспорт с невероятно большой мощностью. Вот например, ни у кого же не вызывает сомнения, что современные поезда и самолеты мощнее большинства сегодняшних современных автотранспортных средств. Ведь правда же друзья? Но задумывался ли кто из вас над тем,- а кто (какой транспорт) из них круче и мощнее? Наверное, мало кому из нас это приходило в голову. Так давайте вместе с этим вопросом разберемся и узнаем, как на самом деле обстоят дела с таким видом транспорта
Прежде всего хочу позволить себе отметить следующее, что двигатели у поездов и двигатели на самолетах весьма отличаются друг от друга по своей конструкции, а также по смыслу самой работы, они имеют совершенно разные сферы применения. Мало того, даже мощность этих силовых агрегатов замеряется и исчисляется с помощью разных единиц такого измерения.
Так, известно, что мощность самолетных турбодвигателей измеряются силой тяги (F), а двигатели локомотивных поездов в лошадиных силах- л.с./кВт (Р). Эти две меры мощности связаны друг с другом достаточно простой формулой, то есть:
Чтобы вычислить мощность двигателя самолета необходимо знать скорость своего (т.е. нашего с вами) авиапутешествия. Попросту сказать, знать скорость самолета.
Так вот, чтобы выяснить, какой вид транспорта все-же мощнее, нужно для начала понять, какие транспортные средства мы сравниваем. Ведь в мире используется огромное количество разнообразных видов поездов и самолетов, которые комплектуются многочисленными модификациями разных силовых установок.
Для наглядности при сравнении мы решили использовать самый мощный серийный самолет, который комплектуется двигателем занесенным в Книгу рекордов Гиннеса, т.е. как самый мощный и большой авиадвигатель в мире, и самый мощный поезд-локомотив в мире
Самым мощным одиночным локомотивом в мире, когда-либо построеного за историю железнодорожного транспорта, является локомотив EMD DDA40X весом в 230 тонн и длиной 30 метров. Мощность этого ж/д монстра составляет 6600 тыс. л.с.
Самым большим и мощным серийным реактивным авиадвигателем на сегодня является двигатель GE90-115B. Этот турбированный реактивный мотор весит чуть больше 8 тонн (8282 тыс. кг) и имеет максимальную мощность 568,9 кН тяги. Диаметр его турбины составляет 3,25 метра, длина– 5,5 метра, а ширина– 3,4 метра
Двигатели GE90-115B применяются в самолетах Боинг-777. Правда из-за особенностей конструкции самолетов мы с вами знаем, что эти двигатели используются парами. Поэтому для справедливого сравнения мощности самолета с ж/д локомотивом мы будем сравнивать только один реактивный двигатель от Боинга-777, с двигателем поезда-локомотива EMD DDA40X
Теперь друзья давайте сделаем следующее, а именно, зная технические характеристики Боинга-777 с его двигателями GE90-115B, мы с вами вычислим мощность одного такого реактивного турбодвигателя. Максимальная крейсерская скорость самолета составляет чуть более 900 км/час. Если быть точнее, то 905 км/ч. Округлим для удобства подсчета это значение до 900 км/ч
Получается следующее, что скорость Боинга-777 с двигателями GE90-115B составляет 250 метров в секунду. Теперь вычислим мощность самих двигателей:
P = 568,9 * 1000 * 250 = 142 225 000 Вт, или 190 726, 867 л.с.
Разделим полученную мощность пополам, т.е. на 2 двигателя, получим- 95 363 л. с.
Как видите друзья, самый мощный самолетный двигатель производит и выдает в 15 раз больше лошадиных сил (л.с.), чем самый мощный серийный ж/д поезд-локомотив на планете.
Соответственно, при таком простом сравнении ответ на вопрос «Что мощнее – самолет или поезд?» будет однозначным и очевидным,- конечно же самолет
Однако здесь не все так просто. Дело в следующем, что это будет неправильное или точнее сказать несправедливое сравнение, как скажут и признают многие из нас (вас). И вот почему.
Во-первых, условия работы обоих двигателей, это два совершенно разных мира. И несмотря на то, что железнодорожный локомотив фактически весит столько же сколько весят некоторые Боинги-777 с пассажирами и с грузом на борту, все же сравнивать два двигателя друг с другом и между собой будет не совсем справедливо. На самом деле, сравнивать авиа и ж/д технику между собой лучше всего не по мощности, а по их возможностям
Вот тут конечно мировые рекордсмены будут совсем иные. К примеру, советский и ныне еще эксплуатируемый Украиной транспортный реактивный самолет Ан-225 с названием «Мрия» является самым большим и самым грузоподъемным самолетом в мире. Самолет Ан-225 оснащен 6 двигателями и держит мировой рекорд подъема полезной нагрузки среди остальных самолетов, который составляет 190 тонн.
Что же касаемо железнодорожной техники, то пальма первенства здесь также принадлежит нашей стране, где еще в 1989 году был зафиксирован мировой рекорд по перевозке несколькими тепловозами грузового прицепного состава длиной в 6,5 километров. Тогда грузовой состав, состоящий из 439 вагонов, с помощью нескольких ж/д тепловозов за раз перевез 434 000 тыс. тонны угля из Экибастуза на Урал.
В конечном итоге надо сказать следующее, что сравнивая эти два мировых рекорда по перевозке груза самолетом и поездом, мы с вами видим, что самый тяжелый груз перевозимый когда-либо по железной дороге, был в 230 раз тяжелее того самого груза, который мог перевозить за раз самый грузоподъемный реактивный самолет.
Так как понять, кто мощнее или кто из них сильнее? Как видите друзья, здесь все зависит от того для чего вы сравниваете два совершенно разных и отличительных друг от друга транспортных средства.
Железнодорожный локомотив, как известно, предназначен для производства огромного крутящего момента, чтобы сдвинуть с места тяжелые вагоны с грузом. Например, тажа стартовая сила тепловоза (локомотива) составляет 507 кН, что, как мы видим, сопоставимо с тягой реактивного самолета в 514 кН, которую авиадвигатель производит при движении самолета на уровне моря
Но в отличие от самолета локомотив использует у себя большую часть мощности именно для того, чтобы начать движение железнодорожного состава и ни как иначе. Далее поезду уже не нужно столько энергии, чтобы двигать и тащить за собой тяжелые вагоны. Также понятно, что грузовой железнодорожный состав (локомотив) никогда не сможет достичь высоких скоростей.
Самолетный же двигатель в отличие от двигателя локомотива требует постоянной большой мощности не только для подъема авиалайнера, но и для того чтобы достигать высокой скорости во время самого полета.
Именно поэтому, редко когда мы сможем с вами увидеть грузовые поезда движущиеся со скоростью более 130 км/ч. В большинстве случаев грузовой железнодорожный состав движется по ж/д путям с более меньшей скоростью.
Пассажирские поезда по сравнению с грузовыми составами намного легче и могут двигаться со скоростью уже около 350 км/ч. Правда это могут позволить себе только высокоскоростные специальные поезда, для которых построена специальная ж/д линия
Напомним нашим уважаемым читателям, что текущий рекорд скорости поезда (на начало 2018 года) составляет 574,8 км/час (округлим до 575 км/ч) и принадлежит он французскому поезду TGV POS 4402
Рекорд же скорости самолета в настоящий момент составляет и равен 3530 тыс. км/час. Рекорд принадлежит американскому стратегическому сверхзвуковому самолету Lockheed SR-71 Blackbird. Таким образом получается, что самый быстрый самолет в мире в 6 раз быстрее, чем самый быстрый поезд.
Поводя итог, мы хотели бы отметить следующее, выяснить детально и точно, какой вид транспорта мощнее и сильнее, просто-напросто невозможно. Все зависит от критериев сравнения и с чем сравниваются необходимые транспортные средства.
Как мы с вами видим, самолет и поезд имеют свои конкретные преимущества друг перед другом. То есть, эти два вида транспорта нельзя сравнивать в своем принципе, поскольку их двигатели созданы совершенно для разных задач и действий.
К примеру, авиационные двигатели предназначены преимущественно для скорости, тогда как двигатели железнодорожных локомотивов созданы для перевозки длинных тяжелых составов на большие расстояния.
Но если же сравнивать их между собой по-простому (то есть только чистую производимую энергию), то конечно же, самолеты будут мощнее поездов.