9 популярных заблуждений о планетах Солнечной системы, которые не имеют ничего общего с реальностью

Мы узнали, в какие мифы о Солнечной системе верят многие люди (даже образованные).

Тайны космоса привлекают многих людей. Ученые исследуют Вселенную и совершают сенсационные открытия. Но вокруг космоса в наше время столько информации, что порой можно запутаться, где правда, а где ложь, в результате чего возникло множество мифов. Так давайте постараемся разобраться, во что не стоит верить.

Специально для этого 1Gai.Ru собрал несколько распространенных заблуждений и мифов о планетах нашей Солнечной системы, о которых мы все слышали, но, вопреки своей популярности, они оказались неправдой.

Заблуждение № 1: Плутон — планета

Nasa / Это раскрашенное изображение Плутона было получено в 2015 году с помощью аппарата New Horizons Long Range Reconnaissance Imager.

Лаборатория прикладной физики Университета Джона Хопкинса

На самом деле это не планета. Плутон уже давно не является планетой Солнечной системы. Международный астрономический союз считает, что для того, чтобы планета Солнечной системы считалась таковой, она должна соответствовать трем критериям:

• вращаться вокруг Солнца;
  • обладать сферической формой;
  • иметь сильную гравитацию на своей орбите.

Из-за отсутствия последнего критерия Плутон перестали считать полноценной планетой. Многие проголосовали за то, чтобы отнести его к карликовым планетам.

Между тем лишь 5% астрономов согласились с этим решением, остальные же 95% утверждают, что сферическая форма и вращение вокруг нашей звезды делают Плутон полноправным планетарным членом солнечной семьи.

Заблуждение № 2: Меркурий — самая горячая планета

На поверхности Меркурия лежит кратер Хокусай / Getty / nasa.gov

Меркурий – ближайшая к Солнцу и самая маленькая планета во всей Солнечной системе. Овальная орбита то приближает, то отдаляет его от нашего светила. А еще он очень медленно вращается вокруг своей оси. Так, сутки на Меркурии равны 176 земным дням.

Меркурий обходит вокруг Солнца за 87,97 дня, а вокруг своей оси делает полный оборот за 58,65 дня

Nasa

Среднесуточная температура на Меркурии доходит до 430 градусов днем, но ночью она опускается до -190 градусов, поэтому очень уж горячей планетой его не назовешь. Такие большие колебания связаны с отсутствием атмосферы.

Земная атмосфера защищает планету от солнечной радиации и исключает резкие перепады температуры. Меркурий не может этим похвастать.

Заблуждение № 3: Венера — «сестра» Земли

Изображение слева: фото Венеры, полученное в рамках проекта Pioneer Venus в 1978 году. / NASA

Земля и Венера внешне очень похожи. Они имеют скалы, долины, горы и вулканы, из-за чего многие называют эти планеты близняшками.

Но на Венере есть одна особенность, которая делает ее одной из самых горячих планет Солнечной системы. Это токсичные атмосферные соединения, которые удерживают большое количество тепла. Именно из-за них на поверхности Венеры царит испепеляющий зной.

Средняя температура поверхности Венеры — 462 °C, что делает её самой горячей планетой в Солнечной системе, несмотря на то, что Меркурий находится ближе к Солнцу.

Вместо атмосферного кислорода и азота на Венере углекислый газ. Если бы так было на Земле, началось бы глобальное потепление.

На Земле есть безобидные облака из водяного конденсата. На Венере же это настоящие облака смерти, состоящие из серной кислоты. Высокая токсичность и жара на Венере исключают возможность зарождения там жизни, по крайней мере в земном виде.

Но это не значит, что ученые не ищут. В то время как поверхность Венеры слишком горячая для жизни, какой мы ее знаем, атмосфера планеты на самом деле истончается и остывает по мере увеличения высоты. В 50 км над поверхностью Венеры температура колеблется от 30°С до 70°С, а давление снижается примерно до того же уровня, что и на поверхности Земли.

Это заставляет некоторых ученых рассматривать возможность существования экстремофильных бактерий, живущих в ядовитых облаках Венеры (таких же ученые нашли в гидротермальных источниках или ультракислых вулканах на Земле).

Ученые даже обнаружили загадочные черные полосы на вершинах облаков, которые могут быть вызваны отложениями, похожими на железо. Или, возможно, это признаки еще не обнаруженной микробной формы жизни с химическим составом организма, способным противостоять токсичной атмосфере Венеры. Но пока это только спекулятивная теория.

Заблуждение № 4: Земля — это шар

Nasa

Земля не является идеально круглой планетой – она больше напоминает неправильный эллипс. Это обусловлено тем, что на планете происходят размывающие почву наводнения, извержения вулканов, образующие новые участки суши, и землетрясения, видоизменяющие материки. Кроме того, на форму Земли влияют и изменения климата.

Nasa

Глобальные перемещения изменяют силу земной гравитации. К примеру, Гренландский ледник, который постепенно теряет массу по мере таяния, способствует поднятию уровня моря, что влечет за собой и некоторое изменение формы Земли.

Заблуждение № 5: люди высаживались на Марсе

Nasa

При детальном рассмотрении Марс гораздо больше похож на Землю, чем Венера. На сегодняшний день еще ни одна планета не изучена настолько хорошо. Причина – в том, что в случае непригодности Земли для жизни можно будет отправиться на Марс. Это же и породило множество заблуждений и мифов о том, ступала ли нога человека на Красную планету.

Nasa

Большая часть информации о Марсе была получена с Земли при помощи зондов и космических роботов, которых люди отправляли на поверхность планеты и на ее орбиту.

Пока же на Марсе могут жить только роботы. Это связано с рядом причин:

• во-первых, Марс находится слишком далеко от Земли;
  • во-вторых, на данный момент у человечества нет технологий, способных поддерживать жизнь астронавтов в ходе межпланетных перелетов;
  • в-третьих, пока еще никто не уверен в том, как поведет себя пилотируемый корабль в разреженной марсианской атмосфере, а также как люди будут выживать в этом далеком мире.

Заблуждение № 6: Юпитер насквозь можно пролететь на космическом корабле

Улучшенный цветной снимок слоев облаков Юпитера, сделанный космическим аппаратом «Юнона» в 2018 году / Nasa

Юпитер – самая большая планета в Солнечной системе. В отличие от других, он не имеет привычных скал и горных долин. Юпитер представляет собой газовый гигант, имеющий в своем составе гелий, водород и некоторые жидкости.

Nasa

Но такой состав совсем не означает, что можно легко пролететь сквозь планету. Юпитер имеет сильную гравитацию и огромную массу, которая в два раза больше всех планет Солнечной системы, вместе взятых.

Даже если корабль сможет пройти через атмосферу Юпитера, он столкнется со слишком высоким давлением внутри планеты, что грозит непредсказуемыми последствиями.

Кроме того, на этой планете облака сталкиваются с более теплыми газами, поднимающимися из недр Юпитера, создавая сильные ветры и штормы. Большое красное пятно — это чудовищный шторм, скорость ветра которого достигает 500 км в час. Попробуйте получить командный модуль через этот сумасшедший вихрь.

Заблуждение № 7: кольца Сатурна сплошные

Космический аппарат «Кассини» почти 44 часа с 25 по 27 апреля 2016 года наблюдал за Сатурном, чтобы получить это изображение / Nasa

Сатурн по величине находится на втором месте после Юпитера. За его кольцами в далеком 1610 году наблюдал еще сам Галилео Галилей. В этот же период были открыты четыре крупнейших спутника планеты. Позднее кольца Сатурна были описаны голландским астрономом Христианом Гюйгенсом в 1655 году. Но астрономы того времени не смогли ничего сказать о свойствах колец.

Nasa

Все изменилось в 1979 году, когда НАСА отправило к Сатурну космический аппарат. С его помощью удалось точно определить то, что кольца вокруг Сатурна состоят из твердых тел, но не являются сплошными.

Nasa

Они действительно напоминают твердую плоскость с бороздками, окружающую планету. Но каждое кольцо состоит из бесчисленных фрагментов водяного льда и камней, остатков астероидов, комет или лун, которые распались, когда вступили в контакт с гравитацией Сатурна. Некоторые кусочки крошечные, как песчинки, некоторые размером с горы.

Заблуждение № 8: Уран плохо пахнет

Nasa

Уран имеет самую уникальную из всех планет Солнечной системы атмосферу, которая состоит из водорода, гелия и метана.

Nasa

Газ метан и придает Урану привычный голубой цвет. А еще на планете есть сероводородные облака, из-за чего можно сделать вывод о том, что на Уране пахнет тухлыми яйцами.

Nasa

Такой вывод сделал в 2018 году исследователь из Оксфордского университета Патрик Ирвин. Но все же из-за смеси водорода, гелия и метана удушье наступит гораздо раньше, чем человек сможет почувствовать неприятный запах. Так что официально для нас эта планета на самом деле ничем не пахнет.

Заблуждение № 9: Нептун и Уран одного цвета

Nasa

Атмосфера Нептуна также состоит из водорода, гелия и метана. Это придает ему такой же синий цвет, как у Урана, но только более темный.

В то же время Уран и Нептун имеют разные характеристики. Исследователи из Оксфордского университета обнаружили, что, кроме синего слоя, на Уране есть еще один – более плотный, белого цвета. Из-за этого создается впечатление, что эта далекая холодная планета покрыта снегом.

Nasa

Этот белый оттенок на самом деле гораздо более толстый слой метанового тумана, который и кажется беловатым. Слой дымки Нептуна тоньше и поэтому имеет более глубокий синий оттенок.

Кстати, первые живые четкие фото Нептуна стали доступны благодаря снимкам, которые сделал космический зонд Вояджер-2. Тогда он прислал на Землю фото Нептуна в виде темно-синей точки. А вот телескоп «Джеймс Уэбб» сделал недавно инфракрасный снимок этой планеты, показав ее нам в виде ослепительно белого шара, окруженного светящимися кольцами. Также телескоп помог ученым рассмотреть семь из 14 известных спутников Нептуна.

Кстати, Тритон, его самая большая и самая странная луна, сияет как яркая звезда благодаря своей отражающей поверхности, покрытой замороженным азотом. Благодаря способности телескопа Уэбба улавливать мелкие детали мы, несомненно, узнаем больше о Нептуне в ближайшие годы.

Обложка: shutterstock.com