Лувр не первый: самые дерзкие ограбления музеев в истории

«Вор должен сидеть…». Одни из крупнейших музейных краж.

 

19 октября 2025 года ранним утром один из самых охраняемых музеев мира — Лувр — проснулся от новости, больше похожей на сценарий криминального фильма. Неизвестные преступники среди бела дня похитили королевские драгоценности, чья ценность не поддаётся оценке. Они скрылись на скутере, ловко используя бреши в системе безопасности.

А чуть ранее, за океаном, разыгралось событие, не уступающее по масштабам европейскому налёту. В ночь с 15 на 16 октября злоумышленники проникли в Оклендский музей Калифорнии и унесли более 1000 экспонатов, в том числе корзины коренных народов Америки, резные бивни и старинные ювелирные изделия.

Пока весь мир обсуждал эти события и сравнивал их с кадрами из фильмов, многие вспомнили, что подобные кражи происходили уже не раз. История знает десятки случаев, когда воры с невероятной точностью, терпением и изобретательностью совершали то, что казалось невозможным.

Мы в 1GAI вспомнили самые масштабные и смелые ограбления всех времён. Здесь преступники ползали по вентиляционным шахтам, крали нефритовые маски, выносили короны и рубины, а потом растворялись в дыму. И всё это — не вымысел, а настоящие события, вошедшие в историю. Признаемся, когда мы узнали о них, у нас было чувство, будто читаем сценарии к голливудским фильмам.

Россия. Хищения в Эрмитаже, которые длились десятилетиями

  • Дата кражи: 2000—2006 года
  • Стоимость украденного: более 130 миллионов рублей (на 2006 год). Эквивалентны примерно 225–230 миллионам рублей в 2025 году.
  • Место преступления: Санкт-Петербург, Россия, Эрмитаж

 

В одном из самых главных музеев России — петербургском Эрмитаже — тихо и методично совершалось преступление, больше похожее на изощренный детектив о преступнике-невидимке. Только «невидимкой» оказался не посторонний грабитель, а тот, кому доверяли самое ценное.

Летом 2006 года плановая ревизия вскрыла чудовищную правду: из фондов нашей сокровищницы пропало 221 произведение искусства XV–XIX веков. Исчезли иконы в окладах из золота и серебра, кресты-мощевики, столовое серебро императорской семьи и даже пасхальные яйца Фаберже. Негромкий взлом, а тихая, системная работа «крота».

Главной подозреваемой стала старший научный сотрудник, хранитель фонда драгоценностей Лариса Завадская — женщина, проработавшая в Эрмитаже около 30 лет. Доступ к сокровищам имели всего три человека, и она была одним из них. Злой рок заключался в том, что пропажу обнаружили уже после того, как Завадская скоропостижно скончалась от тромба прямо на рабочем месте, уткнувшись в клавиатуру компьютера.

Лариса Завадская / на второй фотографии она с супругом, который также был замешан в кражах

Расследование показало, что злодеяние было не единовременным налётом, а растянулось на годы, а возможно, и на десятилетия. Некоторые экспонаты не видели с 2000 года, а иные — и все 30 лет. Пока мир восхищался шедеврами в парадных залах, в святая святых — музейных хранилищах — царил хаос, позволивший внутреннему вору безнаказанно выносить раритеты.

Система безопасности, построенная на святом для музейщиков принципе «презумпции невиновности сотрудника», оказалась её главной уязвимостью. Хранителей не обыскивали, и вынести небольшую, но бесценную вещицу не составляло труда.

«Это удар в спину Эрмитажу и всему музейному сообществу, — заявил тогда директор музея Михаил Пиотровский. — И свидетельство глубокого несовершенства системы хранения».

Часть украденного нашлась в самых неожиданных местах: одну из икон, «Собор Всех Святых», обнаружили в помойном баке — кто-то, испугавшись шума, решил избавиться от улики. Церковную чашу добровольно сдал московский антиквар. Но десятки предметов так и не вернулись в родные стены.

Это громкое дело навсегда изменило российские музеи, заставив их пересмотреть свои системы учета и безопасности. Оно доказало, что самый страшный враг может быть не за дверью, а внутри — тот, кому доверяют ключи от истории.

Мексика. Похищение погребальной маски майяского царя Пакаля

  • Дата кражи: в ночь с 24 на 25 декабря 1985 года
  • Стоимость украденного: $50—70 миллионов
  • Место преступления: Мехико, Мексика, Национальный музей антропологии

Это произошло накануне Рождества 1985 года. Пока вся Мексика готовилась к празднику и люди собирались за семейными ужинами, двое молодых людей пробирались в Национальный музей антропологии. Не через парадный вход, а по вентиляционной шахте, как в шпионском фильме.

Их целью были не деньги, а древние реликвии доколумбовых цивилизаций — Майя и Сапотеков. В общей сложности воры похитили более 100 уникальных экспонатов. Самым ценным из них считалась нефритовая погребальная маска царя Пакаля, символ древней власти и вечной жизни.

Среди украденных предметов, помимо маски и большей части содержимого гробницы Пакаля, была знаменитая 2000-летняя нефритовая маска сапотекского бога летучей мыши из Монте-Альбана и не менее знаменитый ацтекский полированный обсидиановый кувшин в виде фигурки обезьяны, стоимость которой оценивается в 20 миллионов долларов США. Также были похищены десятки золотых украшений.

Позже директор Национального института антропологии Фелипе Солис сказал:

«Они украли не просто артефакты — они похитили часть нашей истории, предметы, не подлежащие продаже и не имеющие цены».

 

Преступление ошеломило власти. Первоначально они полагали, что за кражей стоит профессиональная сеть контрабандистов произведений искусства. Но расследование показало, что похищение совершили два 21-летних студента, Карлос Перчес и Рамон Сардина. На первый взгляд обычные молодые люди, но они готовились к делу более полугода, досконально изучая музей. Парни побывали там более 50 раз, чтобы понять, где слабые места в охране.

 Карлос Перчес Тревиньо и его брат Луис во время ареста (их изначально задержали за наркотики)

Часть украденных артефактов удалось вернуть только через четыре года. А история о двух студентах, обокравших крупнейший музей Мексики, до сих пор считается одной из самых дерзких в ХХ веке. Большинство ценностей было возвращены и выставлены на церемонии в 1989 году, на которой присутствовал тогдашний президент Карлос Салинас де Гортари. Кстати, Рамона так и не поймали. Он до сих пор находится в бегах, Карлос Перчес, отбыв срок заключения, вскоре был убит при загадочных обстоятельствах.

Германия. Кража из дворца-резиденции в Дрездене

  • Дата кражи: 25 ноября 2019 года
  • Стоимость украденного: 113 миллионов евро
  • Место преступления: Дрезден, Германия, замок-резиденция

25 ноября 2019 года ранним утром в Дрезденском королевском замке произошло то, что позже назовут самым наглым преступлением Европы XXI века.

В 5 часов утра неподалёку от музея вспыхнул пожар — и в тот же момент пропало электричество. Камеры наблюдения отключились, сигнализация замолчала — и историческое здание погрузилось в темноту. Оказалось, всё было частью тщательно продуманного преступного плана.

Пока пожарные спешили на место возгорания, группа воров проникла в знаменитый «Зелёный свод» — музей сокровищ, основанный ещё в XVIII веке при дворе курфюрста Августа Сильного, правителя Саксонии.

В коллекции — короны, бриллианты, мечи, ордена и ювелирные изделия, которые веками символизировали роскошь немецкой знати. Воры действовали молниеносно. На всё про всё у них ушло всего около 10 минут: они сняли решётки, разбили витрины и вынесли из галереи десятки бесценных предметов: церемониальный меч, эполетные украшения, золотые пуговицы, и старинные ордена с драгоценными камнями. Все украденные драгоценности были инкрустированы в общей сложности 4300 бриллиантами. Стоимость похищенного порядка 113 миллионов евро.

Они заранее продумали всё до мелочей: после ограбления залили помещение пеной из огнетушителя, чтобы скрыть следы, а автомобиль, на котором скрывались, подожгли на парковке — уничтожив возможные доказательства.

Похищенное оценивается в десятки миллионов евро, но некоторые предметы — как, например, редкий драгоценный камень весом 50 карат, известный как «Саксонский Белый бриллиант» стоимостью около 10,3 миллионов евро — так и не были найдены.

Несмотря на масштабное расследование и последующие аресты (в 2023 году пять человек были признаны виновными и приговорены к лишению свободы на срок от четырех до шести лет), часть драгоценностей исчезла бесследно. С тех пор ограбление в Дрездене вошло в учебники криминалистики как один из самых точных и быстрых музейных налётов в истории — не менее эффектный, чем сцена из «Миссии невыполнимой».

Франция. Как украли «Мону Лизу» — и прославили её навсегда

Леонардо да Винчи «Мона Лиза» во время её возвращения в Лувр 4 января 1914 года.

  • Дата кражи: 21 августа 1911 года
  • Стоимость украденного: неоценима (сумма страховки этой картины, составляет $3 млрд)
  • Место преступления: Париж, Франция, Лувр

Кража, произошедшая в 1911 году, — доказательство того, что иногда преступление может… сделать произведение искусства ещё знаменитее.

Сегодня «Мона Лиза» — самая узнаваемая картина в мире, но в начале XX века она не была центром всеобщего внимания. Всё изменилось утром 21 августа 1911 года, когда итальянский рабочий Винченцо Перуджа вошёл в Лувр — и вышел оттуда с холстом Леонардо да Винчи под мышкой.

Никаких сложных схем или технологий: он просто знал, где находятся слабые места охраны, и воспользовался ими. Перуджа работал в музее — именно он когда-то помогал устанавливать защитное стекло для «Джоконды». Поэтому он прекрасно знал, как снять экспонат с креплений, и даже имел форму музейного сотрудника.

В то утро галерея была закрыта для посетителей. Перуджа спокойно вошёл в зал, снял «Мону Лизу» со стены, вынул из рамы и спрятал под белый рабочий халат. Он просто вышел через служебный выход, не вызвав ни малейших подозрений.

Пропажу заметили не сразу — сначала подумали, что полотно сняли для реставрации. Но когда через сутки стало ясно, что она исчезла, началась паника: Лувр закрыли на неделю, а по Парижу прокатилась волна слухов и спекуляций.

Газеты писали о «культурной катастрофе», а толпы приходили в Лувр только ради того, чтобы посмотреть на пустое место, где раньше висел холст. Иронично, но именно это событие сделало «Мону Лизу» по-настоящему известной — о ней узнали во всём мире.

Она оставалась пропавшей более двух лет. Только 10 декабря 1913 года Перуджа был задержан во Флоренции, когда пытался продать раритет антиквару по имени Альфредо Джери. Оказалось, всё это время он хранил полотно в своём чемодане — в квартире, недалеко от Парижа.

Позже Перуджа объяснял свой поступок «патриотизмом»: он хотел вернуть «итальянское произведение в Италию».
Суд приговорил его к короткому сроку, а «Мона Лиза» вернулась в Лувр, где с тех пор охраняется как национальное достояние.

Ирония судьбы в том, что именно хищение сделала её иконой мировой культуры — и, возможно, самой легендарной картиной всех времён.

США. Украденные реликвии, которых никто не видел уже 35 лет

  • Дата кражи: 18 марта 1990 года
  • Стоимость украденного: $500 млн — $1 млрд
  • Место преступления: Бостон, США, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер

Ранним утром 18 марта 1990 года в дверь Музея Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне позвонили двое мужчин в полицейской форме. Они спокойно сообщили, что прибыли по вызову. Молодые охранники, не заподозрив подвоха, открыли дверь.

Через несколько минут музей превратился в место преступления, которое до сих пор будоражит весь мир искусства. Хранителей связали и заперли в подвале, заклеив им рты. А злоумышленники действовали хладнокровно и быстро — всего за 81 минуту они завладели 13 произведениями искусства общей стоимостью около 500 миллионов долларов. Многие эксперты считают, что эта оценка сильно занижена — по их мнению, реальный ценник похищенных картин может превышать миллиард долларов.

Пресс-конференция ФБР во время расследования преступления

Среди пропавших шедевров — работы Рембрандта, Эдгара Дега, Говерта Флинка, Яна Вермеера, Эдуара Мане и других великих мастеров. Главная утрата — единственная морская картина Рембрандта «Христос во время шторма на море Галилейском», которую художник написал в 1633 году.

После той кражи прошло больше трёх десятилетий, но дело так и не раскрыто. ФБР продолжает расследование, а музей до сих пор предлагает награждение в 10 миллионов долларов любому, кто поможет вернуть хотя бы часть похищенного. Кстати, это самая крупная частная награда в истории искусства.

В залах до сих пор висят пустые рамы, из которых были вырезаны полотна. Они словно немые свидетели одной из самых загадочных похищений всех времён — напоминание о том, что величайшие тайны иногда скрываются не в темноте, а прямо на глазах у всех.

Бонус: драгоценности Ирана, которые думали, что своровали … но всё обошлось

Сокровища шахов и алмаз «Море света»

 Getty

В самом сердце Тегерана, за тяжёлыми стальными дверями и под вооружённой охраной, находится Национальная сокровищница Центрального Банка Ирана — одна из самых недосягаемых коллекций драгоценностей в мире. Здесь собраны реликвии четырёх великих династий — Сефевидов, Афшаридов, Каджаров и Пехлеви. Алмазы, изумруды, сапфиры, рубины, короны, троны и мантии — всё веками принадлежало персидским шахам и символизировало их власть.

Коллекция настолько бесценна, что её стоимость невозможно даже приблизительно оценить. Драгоценности хранятся в бронированном зале за пуленепробиваемыми стёклами.

Особое место в сокровищнице занимает легендарный розовый алмаз «Дерианур», что в переводе с персидского означает «Море света». Его вес — 182 карат, и это один из крупнейших розовых алмазов на планете. Его история уходит корнями в Индию, ещё во времена империи Великих Моголов. Позже камень оказался в руках персидских правителей и стал частью короны шахов, сверкая на церемониях коронации.

Считается, что «Море света» — брат знаменитого алмаза «Кохинур», украшающего британскую корону.

Во время революции 1979 года в стране воцарился хаос, и многие опасались, что бесценные драгоценности могли быть утрачены. Но позже выяснилось: всё богатство Ирана уцелело. После полной инвентаризации стало ясно, что каждый камень, каждая корона и и даже мечи остались на месте.

Сегодня сокровищница Ирана остаётся одной из самых закрытых в мире. Обычные люди могут увидеть её лишь во время редких экскурсий — и то под пристальным взглядом охраны. Проносить с собой телефоны, сумки и фотоаппараты запрещено. Для допуска в сокровищницу необходимо пройти проверку через службу безопасности ЦБ страны. 

Обложка: кадр из сериала "Бумажный дом"

Источник статьи: Louvre Müzesi ilk değil: Tarihin en cesur soygun girişimleri

Оцените новость:
31.10.25 (17:44)
1 232
Источник — © 1gai.ru
Автор — 1gai

Следите за нами в соцсетях