9 простых научных опытов, которые вы можете сделать, чтобы приятно провести время с детьми
Эксперимент «Шагающая вода», «Замедление падения» и другие опыты, которые позволят проявить у детей интерес к науке
Дети любопытны от природы, поэтому лучше всего обучение строить на их естественном интересе, познании мира и любопытстве. Особенно сложно устоять детишкам любых возрастов перед наглядными экспериментами.
Должно быть, вы и сами помните, как, будучи уже достаточно взрослыми, ждали на курсе физики и химии наглядных экспериментов с различными хим. реактивами вроде реакции взаимодействия щелочных металлов с водой (когда в воду бросали кусочек натрия и он загорался) или знаменитый химический «вулкан» с применением дихромата аммония.
Про эбонитовую и стеклянные палочки с кусочком бумаги и меха на уроках физики вообще молчим — про их отрицательный и положительный электрические заряды знают все.
Но вот что точно знают не все, так это то, что некоторые классные, красочные и безопасные физические и химические эксперименты можно воспроизвести дома самостоятельно, показав ребенку, как «работает» физика и химия. Хотим представить вам 9 таких экспериментов.
Для начала вам понадобится набор из следующих материалов:
Пять прозрачных стаканов одинаковой высоты (подойдут пластиковые стаканчики);
Бумажные полотенца (салфетки);
Вода (водопроводная);
Пищевой краситель (трех цветов);
1. Попросите ребенка наполнить три стаканчика водой, и пусть добавит в каждый из них краситель;
2. Поместите пустой стаканчик между двумя, наполненными подкрашенной водой;
Спросите ребенка, знает ли он, что такое сила тяжести? Если он еще этого не знает, объясните, что гравитация — это сила, притягивающая объекты друг к другу. В этом эксперименте сила тяжести поможет воде быстрее переместиться в пустую емкость.
3. Помогите ребенку сложить бумажное полотенце пополам несколько раз, чтобы получилась длинная тонкая полоска шириной около 2-3 см. Повторите то же самое с другим бумажным полотенцем (салфеткой) еще раз;
4. Попросите его окунуть один конец полоски бумажного полотенца в емкость с цветной водой, а другой конец полоски положить в пустой стакан. Таким образом, сухие края двух бумажных полотенец должны помещаться в сухом стаканчике.
Остается ждать — вода начнет перетекать в пустую емкость уже через несколько минут; пока вы ждете, сделайте с ребенком несколько прогнозов: действительно ли вода будет ходить и сколько времени это займет? Что произойдет, если соединить два разных цвета вместе?
Через пару часов вы увидите уже гораздо более внушительные результаты.
Еще более простой эксперимент, в котором вам понадобится:
Прозрачная емкость (стакан или банка);
Пищевой краситель;
Жидкости разной плотности — например, мед, масло растительное, жидкое мыло, глицерин, вода, спирт, молоко и так далее;
А также мелкие предметы: какой-нибудь стальной болтик, кусочек стекла, резины и, к примеру, парафина.
1. Бесцветные жидкости подкрашиваем при помощи красителя;
2. Берем стаканчик и аккуратно наливаем в него сперва более плотные жидкости — например, мед, молоко, жидкое мыло, воду, растительное масло, моторное масло, спирт и так далее. Постарайтесь сделать это вместе с ребенком, чтобы у него был интерес к участию в процессе;
3. Аккуратно, не взбалтывая и не смешивая жидкости, опускаем в емкость различные предметы. Поскольку плотность у них тоже разная, то они распределятся на поверхностях разных жидкостей.
Та-дам! Этот эксперимент наглядно покажет, что такое плотность вещества.
ВАЖНО!Емкость, если вы будете наливать в нее не предназначенные для употребления в пищу вещества, после проведения эксперимента выбрасываем, чтобы из нее после никто случайно не попил.
Не менее простой, но такой крутой, практически «магический» эксперимент!
Для него нам понадобится:
Медная толстостенная трубка с диаметром отверстия 2-3 см;
Неодимовый магнит, чей внешний диаметр должен быть на пару миллиметров меньше внутреннего диаметра трубки.
Внимание! Несмотря на всего два необходимых для проведения эксперимента элемента, достать их будет не так уж и просто, но результат вам точно понравится, а ваш ребенок будет от него просто в восторге!
1. Для начала демонстративно роняем магнит без трубки. Он упадет, как и любой другой предмет, за доли секунды на пол;
2. А теперь берем нашу металлическую заготовку и бросаем магнит в нее, вот так:
Красотища, правда? Уверены, ваше чадо мгновенно захочет поиграться в новую игрушку, вне зависимости от возраста, 4, 5, 10 лет и более. Дайте ему эту возможность.
Объяснять по учебнику, что падающий магнит изменяет магнитный поток в трубе таким образом, что индуцирует (наводит) электрический ток, направление которого определяется по правилу Ленца , который в свою очередь порождает магнитное поле, скорее всего, будет рановато (да и то если вы в этом сами разбираетесь), но поразить ребенка и, возможно, подарить ему желание заниматься интересной занимательной наукой, вам, скорее всего, удастся.
Эксперимент № 4: «Колыбель Ньютона своими руками»
Для эксперимента вам понадобятся:
Три бутылки одинакового объема, наполненные водой (по пол-литра будет достаточно);
Шарик, мячик (не очень большой, но достаточно массивный, чтобы он мог сбить одну бутылку как кеглю).
Эксперимент начался!
1. Ставим бутылки-кегли одна за другой;
2. Запускаем шарик в бутылку. Сделав так, вы увидите, что упадет последняя стоящая в ряд бутылка.
Прежде чем дать поразвлекаться с физикой ребенку, объясните ему вкратце, что это называется эффект колыбели (маятника) Ньютона, что демонстрирует нам преобразования энергии различных видов друг в друга: кинетической в потенциальную и наоборот.
Эксперимент достаточно долгий (от суток до двух), но конечный результат, уверены, того стоит!
1. Наливаем уксус в емкость. Желательно использовать 9-процентный уксус;
2. Погружаем целое яйцо в жидкость так, чтобы скорлупа полностью скрылась под ее уровнем;
3. Ждем сутки-двое.
Смысл эксперимента в том, что уксус разъест кальций, из которого состоит скорлупа, оставив только внутреннюю пленку между белком и скорлупой. При этом сам белок загустеет от взаимодействия с уксусом.
Интересно, что карбонат кальция, из которого в основном и состоит скорлупа, распадаясь, начнет выделять углекислый газ. Об этом тоже можно рассказать ребенку. Интересно же и познавательно!
Внимание!В пищу принимать яйцо нельзя! Вы же видели, что уксус делает с белком…
Именно так происходит дисперсия — разложение белого света на спектр (радугу). После такого наглядного красочного опыта ученик 5 или 6 класса, если вы ему объясните, что такое дисперсия , скорее всего, даже запомнит это понятие еще до начала курса физики.
2. Смешиваем с водой в пропорции 2 к 1 (по другим данным, пропорция должна быть 1 к 1). То есть воды должно быть в два раза меньше, чем крахмала (как показано на видео ниже);
3. Тщательно перемешиваем для получения однородной густой смеси. При необходимости добавляем еще крахмала для густоты;
4. Добавляем красители (по желанию, на качестве неньютоновской жидкости это не отразится)
YouTube
В обычном состоянии в емкости жидкость будет выглядеть как вода и вести себя соответственно, но стоит к ней применить силу, например резко сжать ладонь, погруженную в нее, и вы почувствуете твердые кусочки. Между пальцев. Или, как в эксперименте выше, при ударе жидкость становится очень вязкой, практически твердой.
Вырежьте два или три отверстия в стенках емкости, достаточно больших, чтобы через них могла пройти рука. Прикрепите полиэтиленовую пленку к верхней части контейнера с помощью резинки или скотча.
Налейте на полиэтиленовую пленку небольшое количество воды. Лупа готова!
Посмотрев сквозь верхнюю часть воды на мелкие предметы, вы увидите, насколько они стали больше. Дальше с самодельной лупой ребенок справится и сам. Главное, чтобы не перевернул ее, иначе вся вода выльется…