8 правил, которые помогут избежать опасных ситуаций во время поездки на машине
Разобрали, как избежать опасных ситуаций на дороге.
Если вы едете за рулем и перед машиной на дорогу выбежит олень, лось или другое животное, нажимайте на тормоза, чтобы дать больше времени животному уйти с дороги, и старайтесь не сворачивать с пути — так рекомендуют эксперты, чтобы уменьшить риск столкновения.
Советы, собранные в этом материале, подойдут не только для экстренных и крайних случаев. В конечном итоге даже обычный дождь может привести к серьезному ДТП. И не имеет значения, профессиональный ли вы водитель с большим стажем или новичок — всем нужно быть готовым к любой ситуации на дороге.
Именно поэтому мы в 1Gai.Ru составили список опасных ситуаций, которые могут произойти на дороге за рулем, и публикуем правила и советы, которые могут помочь в экстренном случае.
1. Остерегайтесь грузовиков
Основное правило: не допускайте сближения фуры на склоне, при спуске
Старайтесь на дороге держаться от грузовых машин и фур подальше. Особенно с прицепами. Груженый грузовик имеет большую массу и, следовательно, большой импульс. Напомним, что согласно законам физики чем больше масса и/или скорость движения тела, тем больше его импульс, а значит, тем большее воздействие тело способно оказать на другие тела.
Самые опасные места на дороге — это длинные (затяжные) или крутые спуски, где у тяжелой фуры может не хватить усилия тормозов для того, чтобы вовремя снизить скорость машины до безопасной. Обычно за рулем грузовиков работают опытные водители, которые знают, как контролировать безопасное движение тяжелого авто. Но от человеческого фактора никуда не уйти – иногда случаются ошибки. А иногда отказывают и тормоза.
Поэтому когда вы едете вниз по склону и замечаете позади себя приближающийся к вам грузовик, лучше уйдите с его пути в другую полосу, если не хотите повышать скорость своего авто, чтобы увеличить безопасную дистанцию. Особенно это нужно сделать, если вы движетесь по полосе обгона. Вы же не хотите, чтобы на склоне у вас «на хвосте» висела фура?
Кстати, в некоторых странах на горных дорогах есть специальные полосы для грузовых машин, куда дальнобойщик может заехать в случае, если тяжелый автомобиль не может остановиться.
Эта полоса (или аварийный съезд) обычно идет в гору и засыпана мягким материалом, увеличивающим трение, что помогает остановить даже фуру, у которой полностью отказали тормоза.
Да, в последующем дорожным службам будет нелегко отбуксировать грузовик с этого места, но это лучше, чем когда он на скорости влетит в другой автотранспорт.
2. Животное на дороге
Основное правило: главное — снизить скорость или остановиться, а сворачивать опасно
Животные на дороге представляют опасность по двум причинам. Во-первых, крупное животное, например как лось или олень, может нанести серьезный ущерб машине, разбив лобовое стекло, помяв капот, крылья и даже крышу. Во-вторых, водители часто резко сворачивают с дороги, чтобы избежать столкновения с животным, в результате чего их автомобиль либо выносит на встречку, либо в кювет, из-за чего машина может перевернуться.
Если на дороге вы увидели оленя или другое животное, старайтесь не сворачивать с пути. Ваша главная задача — максимально быстрее снизить скорость, дав ему время уйти с шоссе. Кстати, не удивляйтесь, почему животные часто остаются стоять на дороге, несмотря на приближение автомобиля.
На самом деле они должны уйти, когда поймут, что на них движется что-то опасное. Но когда вы мчитесь по темной дороге, то, например, олень, видя пару ярких огней, которые быстро увеличиваются в размерах, просто не понимает, что это автомобиль, который едет на скорости 90 км/час. Снизив скорость, вы даете животному больше времени на то, чтобы понять, что к нему приближается опасный объект. Обычно этого достаточно, чтобы братья наши меньшие покинули дорогу.
Также имейте в виду, что если вы решите резко свернуть, вы рискуете не только потерять сцепление с дорогой и уйти в занос, оказаться на встречной полосе или в кювете, но и наехать на животное, которое при приближении вашей машины может прыгнуть как раз в ту сторону, куда вы решили свернуть.
Основное правило: будьте осторожны на мостах, снизьте скорость, не нажимайте резко на педаль тормоза
Черный» лед — это тонкая прозрачная наледь на дороге, которую не видно, — водитель думает, что перед ним обычный темный асфальт, в результате чего есть большой риск потерять за рулем сцепление с дорогой.
Лучший способ справиться с гололедом — это предвидеть образование такого льда и снизить скорость машины. Например, если прогноз погоды предсказывает дождь (особенно ледяной), будьте осторожны: это означает, что если температура упадет, мокрая дорога замерзнет, покрывшись тонким слоем наледи.
Напомним, что в первую очередь лед быстрее всего образуется на мостах, эстакадах и путепроводах. Будьте предельно внимательными в этих местах. Если автомобиль начал скользить, не давите резко на тормоз и направьте руль туда, чтобы выровнять автомобиль.
Кстати, вы, возможно, слышали о народном совете от бывалых, что при потере автомобилем сцепления с дорогой нужно повернуть руль в сторону заноса. Но это не совсем верно и безопасно. Все зависит от ситуации на дороге. Ведь если вас понесло в сторону встречной полосы движения, глупо и неправильно поворачивать автомобиль на встречное направление. На самом деле вы должны повернуть рулевое колесо туда, куда вы хотите, чтобы машина двигалась дальше. Если вы поворачивали, когда вас начало заносить, вам в таком случае нужно выпрямить колеса.
Торможение. Современные автомобили при торможении активируют антиблокировочную тормозную систему (ABS), срабатывание которой водитель будет ощущать вибрациями (дрожанием) педали тормоза. Держите ногу на педали тормоза. Если вы за рулем старой машины без ABS, при нажатии тормозов вам придется нажимать и отпускать, нажимать и отпускать педаль, чтобы предотвратить блокировку колес на льду во время торможения.
Сбросьте газ. С другой стороны, если вы едете и вам кажется, что все в порядке, но система контроля тяги вашего автомобиля загорается и подает звуковой сигнал, это означает, что электроника снижает мощность и крутящий момент на колеса, чтобы увеличить сцепление с дорогой. В этом случае лучше сбавьте скорость, сбросив газ.
4. Сонные или рассеянные водители
Основное правило: видите неадеквата за рулем — уйдите в сторону. Видите, что водитель представляет опасность на дороге — звоните 112. Увидели, что кому-то нужна помощь, — не будьте равнодушны
Когда вы за рулем (или пешеход), обращайте внимание на то, что делают другие водители. Если кто-то неадекватно ведет себя на дороге, держитесь от него подальше. Если есть подозрение, что автовладелец в состоянии алкогольного или наркотического опьянения (или в другом невменяемом состоянии) подумайте о том, как срочно связаться с экстренными службами, позвонив по номеру 112.
Помните, что бывает так, что водители засыпают за рулем или нуждаются в неотложной медицинской помощи, в результате чего они могут резко перестроиться в другой ряд, врезаться в другие автомобили и даже вылететь с дороги на встречку или съехать в кювет.
В некоторых ситуациях вы можете вмешаться, как, например, эти люди, которые остановили автомобиль, когда водитель потерял сознание.
Какая бы ни была ситуация на дороге, вы должны помнить, что главное правило оказания помощи состоит в том, что вы никого не должны подвергать опасности. Поэтому прежде чем что-то предпринять, убедитесь, что ваши действия безопасны.
Основное правило: перед перекрестком лучше остановиться или максимально снизить скорость, чтобы убедиться, что проезд безопасен
Очень частая ситуация на дорогах, которая нередко приводит к ДТП, — поломка светофоров, из-за чего в городах образуется хаос. Итак, если вам повстречался перекресток с неработающим светофором, а регулировщик на нем отсутствует, нужно руководствоваться ПДД, которые регулируют правила проезда нерегулируемых перекрестков и проездов.
В этом случае нужно внимательно смотреть на дорожные знаки, разметку, потому что перекресток становится нерегулируемым и водители обязаны следовать знакам приоритета.
Бывалые водители советуют в этом случае остановиться (или снизить скорость, насколько возможно), даже если вы движетесь по главной дороге.
Помните, что на оживленных дорогах и автомагистралях водители не всегда соблюдают правила. Если вашу главную дорогу пересекают автомобили, водители которых были обязаны уступить, лучше просто поворчать и пропустить, чем выезжать на перекресток, доказывая и показывая таким нерадивым автолюбителям, что они неправы, потому что преимущество проезда по ПДД у вас.
6. Ливень
Основное правило: снизьте скорость, не нажимайте резко педаль тормоза и не поворачивайте резко руль
Сильный дождь может казаться не такой уж большой проблемой, и многие водители легкомысленно относятся к нему. Но даже небольшой летний ливень может нести несколько опасных потенциальных проблем, на которые нужно обратить внимание.
Во-первых, это видимость: например, во время сильного ливня дворники машины могут не успевать очищать лобовое стекло от воды. Причем даже на максимальной скорости их работы.
Во-вторых, есть более опасная проблема — это аквапланирование, которое может привести к заносу машины и даже к полной потере сцепления с дорожным покрытием. Причем это может произойти даже на новой летней дорогой резине.
И виной всему тут не только скорость движения автотранспорта, резкое движение рулевым колесом и вода, а скользкое маслянистое вещество, которое выделяет асфальт в жаркую погоду, что способствует еще большему риску потери управления. Это вещество накапливается на поверхности дороги, и когда идет дождь, оно превращает шоссе во что-то похожее на лед: машина начинает вести себя так, как будто вы едете на катке.
В этом случае всегда снижайте скорость движения, не делайте резкие движения рулевым колесом и не давите резко на тормоза.
Кстати, если вы замечаете, что при каждом дожде ваша машина на дороге ведет себя неуверенно и есть ощущение, что она вот-вот потеряет сцепление с дорогой, необходимо сменить шины на новые.
7. Отказ тормозов
Основное правило: включите аварийку и используйте ручник
Да, да и еще раз да. В любом автомобиле могут внезапно выйти из строя тормоза. И неважно, о какой машине идет речь: о дешевой эконом-класса или премиальной. Надеемся, что вы регулярно проводите техническое обслуживание своей машины и она находится полностью в исправном состоянии. Но знаете ли вы, что нужно делать, если тормоза все-таки отказали?
Если у вас есть время подумать, что делать в первую очередь, включите аварийную сигнализацию, предупредив других участников дорожного движения, что у вас проблемы с машиной. Так другие авто будут держаться от вас подальше.
Чтобы получить контроль над транспортным средством, переключите коробку передач в нейтральное положение (чтобы машина перестала набирать скорость). Далее поднимите рычаг ручного тормоза (или педаль ручника), если ваше авто оборудовано классическим механическим ручником, или нажмите кнопку, если машина оснащена электронным тормозом. Как минимум это замедлит автомобиль или приведет к его остановке.
Чтобы машину не занесло, вы можете то поднимать ручник, то опускать: точно так же, как вы бы делали, если бы хотели экстренно остановиться на скользкой дороге при заносе, нажимая обычную педаль тормоза, если тормозная система была бы исправна.
Да, кстати: не забудьте проверить, не застряло ли что-нибудь под педалью тормоза, например съехавший коврик, чехол от телефона, зарядник, стаканчик от кофе и т.п. Это частая причина заклинивания тормозов.
8. Разрыв шины
Основное правило: не паникуйте, не нажимайте резко педаль тормоза, продолжайте двигаться, крепко держа руль двумя руками
Прокол шины может расстроить кого угодно. Особенно если поблизости нет шиномонтажа. В этом случае приходится постоянно подкачивать колесо. Или еще хлопотнее — останавливаться на обочине и ставить запасное колесо.
А как насчет того, что у любой машины внезапно на дороге может лопнуть вся покрышка? Вы представляете, как это опасно, если автомобиль в этот момент будет в движении? Это может стать причиной аварии.
Когда такое происходит, главная ваша задача — сохранить контроль над машиной. Не бейте резко сразу по тормозам. Если резина разорвалась, когда автомобиль ехал на скорости, уже поздно спасать колесный диск. Также не сворачивайте с дороги резко. Держите педаль газа так, чтобы машина продолжала двигаться, схватившись обеими руками за руль: сделайте все возможное, чтобы аккуратно направить транспортное средство к обочине.